СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории отечества "нашествие монголо-татар на русь"(7 класс, коррекционная школа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для обучаюущихся коррекционной школы  по теме "Нашествие монголо-татар".

Просмотр содержимого документа
«монголы»


МБОУ Берсеневская школа-интернат для детей с ОВЗ.

Шаталина Светлана Витальевна.

Урок истории в 7 классе

Тема урока «Нашествие монголо-татар на Русь»

Цель урока: формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.

Задачи:

Образовательные:

- добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар;

- подвести обучающихся к пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли;

- на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция мышления на основе установления соответствия при умение анализировать, сопоставлять.

Воспитательные:

- через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ;

Оборудование: карта «Русские княжества в XII- XIII вв.», лента времени, карточки-задания,

д\ ф « История государства Российского. Нашествие»,

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Орг. момент. Проверка готовности к уроку учащихся.

Мотивация:

Учитель: Слава нашей стороне

Слава русской старине

И про эту старину

Я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

-А о каких делах мы с вами начали разговаривать на прошлом уроке?

-Какую тему изучали? (Монголо-татары)

Повторение пройденного материала.

- Прежде, чем приступим к изучению нового материала, давайте вспомним события, с которыми мы знакомились.

Индивидуальная работа (Карта событий)

Кто?

Где?

Что?



Когда?







Почему?

Как происходило событие?

Карта событий






Последствие










(Один ученик работает с картой событий и готовит с ее помощью рассказ о Битве на Калке.)

Другой ученик составляет синквейн о Чингисхане.

1.Темучин

Бесстрашный, жестокий

Боролся, покорял, разорял, грабил, уводил,

Покорил народы Средней Азии и Закавказья

Жестокий правитель Чингисхан.

Фронтальный опрос.

Ребята работают над заданиями, а мы ответим на вопросы:

- Кто такие монголо-татары?

- Где они жили? Какой образ жизни вели?

- Основные занятия.

- Кто был верховным правителем?

- Как делилось войско?

- Пользуясь таблицей, «Завоевание монголов» перечислите страны, завоеванные Чингисханом.

Давайте сделаем вывод: Работа с картой.

Учитель: Держава Чингисхана была огромная.

-А как вы думаете, завоевания татаро-монгол прекратились или нет? (Нет)-А почему?

(Нужны были пастбища для скота, потому что монголо-татары кочевники.

Учитель: На некоторое время про монголо-татар русичи позабыли. Монголо-татары ушли и какое-то время на Руси о них никто не слышал. А на Руси по-прежнему продолжались расприи. А вот сегодня мы и узнаем каковы были их последствия.

Учитель :

Послушайте,. что сообщает автор книги Н.Кончаловская о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар

..Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли

В осенний день по степи голой

Топча сухие ковыли.

Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.

Запись темы урока в тетрадь. Тема урока «Нашествие монголо-татар на Русь».

План изучения нового материала:

1.Нашествие Батыя на северо-восточную Русь.

2.Причины поражения.

3. Нашествие Батыя на южную Русь

4.Последствия нашествия.

Объяснение нового материала.

Учитель: Один из итальянцев так описал монголо –татар: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».

Учитель: -Как вы думаете. Какие будут последствия нашествия на Русь? (слайд )

- В 1227 году умер Чингисхан, оставив своим сыновьям завещание.

-Откроем учебник и найдем ответ: что завещал Чингисхан детям? (подчинить данью, завоеванные страны и идти дальше войной в города западной Европы, которые достались его внуку Бату-хану (Батыю).

-Найдите отличие армии Чингисхана и Батыя. (это было огромное скопление людей из завоеванных народов стр.120)

Послушайте отрывок « Из Повести Временных лет»

«В год 67469(1237) Окаянные зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на рязанскую землю во главе с царем своим Батыем. И послали своих послов к князьям рязанским в Рязань. Требуя от них десятой части: каждого десятого из князей, десятого из людей. Из коней, и 10 части всего имущества. Князья же рязанские, Юрий Ингваревич и братья Олег и Роман, и муромские , и пронские решили сражаться. Не пуская их на свою землю. Вышли против Батыя и ответили так: «Когда нас всех не будет в живых, тогда все ваше будет».

Учитель: -Что показывает ответ князя?

-готовы сдаться

-хотят драться

-полны решимости обороняться

Ученики: -Полны решимости обороняться

Прослушайте еще отрывок о результатах обороны городов от войск Батыя.

Чем закончилась оборона?

«..поганые же начали завоевывать землю рязанскую месяца декабря в шестнадцатый день. И взяли татары приступом на двадцать первое декабря, убили князя, и его княгиню и людей, а иных забрали в плен, город зажгли..»

Ученики: -Монголы покорили Русь.

Учитель:-Давайте разбираться в этом противоречии?

- В чем же причины неудачи русских князей?

-Почему же монголы покорили Русь?

Учитель: Причин было несколько. Давайте сравним их.

Феодальная раздробленность на Руси, а у монголо-татар мощная армия.

Не согласованность русских князей в ходе обороны, железная дисциплина у монголо-татар.

использование достижений и насильственное участие в походе покоренных народов.

Учитель: Так почему же не удалось защитить Русь от нашествия. ( Держава Чингисхана являлась могущественной на тот момент во всем мире.)

Работа с картой: Посмотрите, эти территории были подчинены монголо-татарами при Чингисхане.

Учитель: - Сейчас вы просмотрите видеофильм «Нашествие монголо-татар» и ответите на следующие вопросы:- Когда монголо-татары захватили Рязань? - Что помогло монголо-татарам попасть за стены города? Чей подвиг стал примером мужества? Каким было последствие обороны Рязани?

Ученики:- Город Рязань был полностью сожжён и разрушен.

Запись в тетрадях (Работа с линией времени)

1237 г. -Поход Батыя на Северо-восточную Русь.

16 декабря 1237-Оборона Рязани.

Жестоких воинов раскосых

Батый собрал со всей земли,

Быки их юрты на колёсах

С детьми и жёнами везли.

И по Батыеву веленью

За войском следом шли стада,

Как будто бы в переселенье

На запад двинулась орда.

И скрип колёс, и свист нагайки,

И рев быков, и плач детей,

И птиц испуганные стайки

Из-под копыт у лошадей…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Учитель: Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны. Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли города северо-восточной Руси один за другим. (Коломна, Москва, Суздаль, Владимир, Новгород..)


Учитель: -Почему такой успех был у монголо-татар? (не было единства у русских князей, была несогласованность действий князей, отсутствие единого командования, незнание тактики противника, хитрость, вероломство и хорошая военная подготовка монголо-татар.)

Учитель: Батый после уничтожения Козельска ушел в половецкие степи, а после покорения половцев напал на Черниговское, Киевское, Галицко-Волынское княжества, превратив их города в руины.






1239-1241г.-Поход на Южную Русь.



Учитель: Летом 1240 года он подошел к Киеву и 1241 г превратил его в развалины.

Батый отправился в Польшу, Венгрию, Дунайскую Болгарию. Страны Европы готовились к битве , но весной он повернул свое войско назад, так как умер главный каган монголов и он надеялся получить верховную власть в каганате.

1243 г.– образование нового государства- Золотая Орда



Работа с терминами.

Орда – объединение кочевых племен под властью хана

Вывод:

В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда.

П ервичное закрепление материала.




Учитель:

-Назовите направления завоевательных походов Батыя.

- Что произошло в 1223 году?

- Покажите, откуда пришли на Русь монголо-татары (работа с картой).

- Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).

- Как защищали жители Рязани свой город?

-Что вы узнали о подвиге Евпатия Коловрата?



Рефлексия.

Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами:

1.

2.

Два самых грозных монголо-татарских правителя:

1.

2.

Два самых важных события (даты):

1.

2.

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, с какими событиями сегодня мы познакомились?

Ученики: С монголо-татарским нашествием на Русь, с причинами и последствиями завоевания Руси монголо-татарами.

Учитель: Вернемся к главному вопросу: Почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием?

Ученики: - Войска монголо-татар завоевали огромные территории, покорили сотни городов и посёлков и получали с них дань.

- На Руси был период феодальной раздробленности.

- Не было единства среди русских князей.

- У монголо-татар была мощнейшая армия в мире.

- Они заставляли насильно участвовать в походах

- Использовали достижения покоренных народов.

Объявление оценок за урок с комментариями.

Домашнее задание.

Прочитать тему № 2 Нашествие монголо-татар, ответить на вопросы на стр. 125, заполнить контурную карту, указав направления похода Батыя.


Просмотр содержимого презентации
«Монгольское_нашествие_на_Русь»

Задача урока:

Задача урока:

  • Выяснить, каков был итог монгольского вторжения на Русь.
План 1.  Монгольская держава. 2. Битва на Калке. 3. Первый поход Батыя на Русь.  а) вторжение в рязанское княжество;  б) разорение северо-восточной Руси;  в) поход на Новгород. 4. Поход Батыя на Южную Русь.

План

1. Монгольская держава.

2. Битва на Калке.

3. Первый поход Батыя на Русь.

а) вторжение в рязанское княжество;

б) разорение северо-восточной Руси;

в) поход на Новгород.

4. Поход Батыя на Южную Русь.

Каковы  причины поражения Руси в борьбе с  монголо-татарами? Могли ли быть иные итоги борьбы с  монголо-татарами?

Каковы

причины поражения

Руси в борьбе с

монголо-татарами?

Могли ли быть

иные итоги борьбы с

монголо-татарами?

Образование монгольской державы В XII в. монгольские племена занимали степную территорию в долинах рек Онон и Керулен. Монголы были охотниками и скотоводами, разводили овец и лошадей. Монгольское общество в это время переживало распад родовых отношений. Постепенно выделялась родоплеменная знать: нойоны и богатуры, которых окружали нукеры. Рядовые монголы работали на знатных: пасли их скот, катали войлок, делали кумыс и т. д.

Образование монгольской державы

В XII в. монгольские племена занимали степную территорию в долинах рек Онон и Керулен.

Монголы были охотниками и скотоводами, разводили овец и лошадей. Монгольское общество в это время переживало распад родовых отношений.

Постепенно выделялась родоплеменная знать: нойоны и богатуры, которых окружали нукеры. Рядовые монголы работали на знатных: пасли их скот, катали войлок, делали кумыс и т. д.

После ожесточённой войны одному из монгольских нойонов, Темучину, удалось подчинить кочевые племена. На курултае  (собрании знати) в 1206 г. он был провозглашён Чингисханом (великим ханом). С 1206 по 1211 гг. Чингисхан вёл завоевательные войны в Северной Азии. Он подчинил бурят, якутов, киргизов, тангутов, уйгуров. В 1211–1218 гг. монголы завоевали Северный Китай (империя Цзинь), Корею. Темучин (Чингисхан )

После ожесточённой войны одному из монгольских нойонов, Темучину, удалось подчинить кочевые племена. На курултае (собрании знати) в 1206 г. он был провозглашён Чингисханом (великим ханом).

С 1206 по 1211 гг. Чингисхан вёл завоевательные войны в Северной Азии. Он подчинил бурят, якутов, киргизов, тангутов, уйгуров.

В 1211–1218 гг. монголы завоевали Северный Китай (империя Цзинь), Корею.

Темучин (Чингисхан )

Организация монгольского войска Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены. Десяток составляли воины из одного аула (рода). Действовала жёсткая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем.

Организация монгольского войска

Воины объединялись в десятки, сотни, тысячи, тумены. Десяток составляли воины из одного аула (рода). Действовала жёсткая дисциплина: за трусость в бою одного казнили весь десяток. Труса не брали в воины, он становился изгоем.

Монгольская конница Основной ударной силой монгольского войска являлась конница. Она обладала невиданной в то время подвижностью: могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами до 10 км. Монголы отправлялись в походы ранней весной, когда появлялась первая трава, которой могли питаться лошади, и заканчивали походы поздней осенью, возвращаясь в степи, где всё было приготовлено к зимовке.

Монгольская конница

Основной ударной силой монгольского войска являлась конница. Она обладала невиданной в то время подвижностью: могла проходить в сутки до 80 км, а с обозами до 10 км.

Монголы отправлялись в походы ранней весной, когда появлялась первая трава, которой могли питаться лошади, и заканчивали походы поздней осенью, возвращаясь в степи, где всё было приготовлено к зимовке.

Каждый воин имел двух лошадей, кожаный доспех, два лука со стрелами, саблю, боевой топор, лёгкое копье, а в тяжёлой коннице – ещё тяжёлое копьё и меч. Военачальник в ходе сражения оставался за линией войск, в относительной безопасности, и руководил подчинёнными, поднимая на шесте цветные ленты – бунчуки. Монгольский лук бил значительно дальше европейского, а лёгкая изогнутая сабля позволяла долго вести бой. Учитывая огромную численность, монгольское войско превосходило любую рыцарскую армию.

Каждый воин имел двух лошадей, кожаный доспех, два лука со стрелами, саблю, боевой топор, лёгкое копье, а в тяжёлой коннице – ещё тяжёлое копьё и меч.

Военачальник в ходе сражения оставался за линией войск, в относительной безопасности, и руководил подчинёнными, поднимая на шесте цветные ленты – бунчуки. Монгольский лук бил значительно дальше европейского, а лёгкая изогнутая сабля позволяла долго вести бой.

Учитывая огромную численность, монгольское войско превосходило любую рыцарскую армию.

Монгольская империя при Чингисхане Почему монголо-татарам удалось завоевать огромные территории?

Монгольская империя при Чингисхане

Почему монголо-татарам удалось завоевать огромные территории?

Теснимые монголами половцы обратились за помощью к русским. Южнорусские князья решили помочь половцам и встретить неведомого врага за пределами своей земли. Они выступили навстречу монголам. Ложным отступлением те заманили русских и половцев к берегам р. Калки. В июне 1223 г. произошла битва на Калке

Теснимые монголами половцы обратились за помощью к русским. Южнорусские князья решили помочь половцам и встретить неведомого врага за пределами своей земли.

Они выступили навстречу монголам. Ложным отступлением те заманили русских и половцев к берегам р. Калки.

В июне 1223 г. произошла битва на Калке

Русские войска потерпели сокрушительное поражение – погибли шесть видных киевских князей, 10 тыс. русских воинов, на Русь вернулся лишь каждый десятый. Причинами поражения стали : недооценка сил противника, бегство половцев с поля боя, отсутствие единства русских войск . Несмотря на поражение русских войск,  монголы, понесшие большие потери, вынуждены были на время отложить дальнейший поход на Русь .

Русские войска потерпели сокрушительное поражение – погибли шесть видных киевских князей, 10 тыс. русских воинов, на Русь вернулся лишь каждый десятый. Причинами поражения стали : недооценка сил противника, бегство половцев с поля боя, отсутствие единства русских войск . Несмотря на поражение русских войск, монголы, понесшие большие потери, вынуждены были на время отложить дальнейший поход на Русь .

После битвы на Калке Чингисхан не решился идти на Русь. Он вторгся в Волжскую Булгарию
  • После битвы на Калке Чингисхан не решился идти на Русь. Он вторгся в Волжскую Булгарию
В 1227 г. Чингисхан умер. Перед смертью он разделил свою империю между наследниками на улусы. Западный улус достался его внуку Бату-хану (Батыю). По завещанию Чингисхана монголам предстояло завоевать весь мир до «моря франков» на западе. Угэдей, сын Чингисхана, напомнил участникам курултая в 1235 г.волю великого хана: «Покорить всю землю вплоть до моря франков».

В 1227 г. Чингисхан умер. Перед смертью он разделил свою империю между наследниками на улусы. Западный улус достался его внуку Бату-хану (Батыю). По завещанию Чингисхана монголам предстояло завоевать весь мир до «моря франков» на западе.

Угэдей, сын Чингисхана, напомнил участникам курултая в 1235 г.волю великого хана: «Покорить всю землю вплоть до моря франков».

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь

Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь

  • В конце 1236 г. монголы, которых возглавлял внук Чингисхана Батый, захватили Волжскую Булгарию, летом 1237 г . подчинили себе половцев, а поздней осенью, когда первые пушистые снежинки стали кружиться в воздухе, полчища Батыя вступили в пределы Рязанского княжества.
После шести дней осады Рязань пала. Город подвергся жестокому разорению. Лишь часть рязанцев отступили к Оке и соединились с суздальскими войсками. В битве под Коломной русские потерпели поражение.

После шести дней осады Рязань пала. Город подвергся жестокому разорению.

Лишь часть рязанцев отступили к Оке и соединились с суздальскими войсками.

В битве под Коломной русские потерпели поражение.

Евпатий Коловрат По легенде, рязанский вельможа Евпатий Коловрат, когда увидел разорённый город, собрал дружину и последовал за войском Батыя. Нагнав монголо-татар, он вступил в схватку с ними. В неравном бою дружина Евпатия Коловрата пала, но нанесла серьёзный урон армии Батыя.

Евпатий Коловрат

По легенде, рязанский вельможа Евпатий Коловрат, когда увидел разорённый город, собрал дружину и последовал за войском Батыя. Нагнав монголо-татар, он вступил в схватку с ними. В неравном бою дружина Евпатия Коловрата пала, но нанесла серьёзный урон армии Батыя.

Монголы взяли и сожгли Коломну, Москву, осадили Владимир. Великий князь Юрий Всеволодович, оставив во Владимире семью, отступил к реке Сить (к северо-западу от Ярославля), где попытался собрать все силы Северо-Восточной Руси и дать монголам решительное сражение.

Монголы взяли и сожгли Коломну, Москву, осадили Владимир. Великий князь Юрий Всеволодович, оставив во Владимире семью, отступил к реке Сить (к северо-западу от Ярославля), где попытался собрать все силы Северо-Восточной Руси и дать монголам решительное сражение.

После четырёхдневной осады монголы проломили дубовые стены Владимира и взяли город штурмом. Жители и семья великого князя, пытавшиеся укрыться в Успенском соборе, были перебиты.

После четырёхдневной осады монголы проломили дубовые стены Владимира и взяли город штурмом. Жители и семья великого князя, пытавшиеся укрыться в Успенском соборе, были перебиты.

После этого часть монголов двинулась на Сить, а остальные осадили Торжок на пути к Новгороду. 4 марта 1238 г. на реке Сить русские потерпели жестокое  поражение, великий князь погиб.

После этого часть монголов двинулась на Сить, а остальные осадили Торжок на пути к Новгороду.

4 марта 1238 г. на реке Сить русские потерпели жестокое поражение, великий князь погиб.

Новгородская крепость Торжок, осажденная частью монгольского войска, пала после героического двухнедельного сопротивления. Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли до него около 100 верст и повернули на юг.

Новгородская крепость Торжок, осажденная частью монгольского войска, пала после героического двухнедельного сопротивления.

Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли до него около 100 верст и повернули на юг.

На обратном пути монголы двигались широкой облавной цепью, разоряя города. Упорное сопротивление (7 недель!) монголам оказал небольшой город Козельск, прозванный ими «злым городом». Они сумели взять его, лишь получив подкрепление и осадные машины.

На обратном пути монголы двигались широкой облавной цепью, разоряя города. Упорное сопротивление (7 недель!) монголам оказал небольшой город Козельск, прозванный ими «злым городом». Они сумели взять его, лишь получив подкрепление и осадные машины.

Нашествие Батыя на юго-западную Русь Осенью 1239 г. захватив Чернигов, монголы осадили Киев. Поражённый богатством города, Батый предложил киевлянам капитулировать и платить дань, но горожане отказались. После нескольких недель осады монголы разбили стену у Лядских ворот. За ночь горожане возвели новое укрепление около Десятинной церкви. Она стала последним оплотом защитников: стены старого храма не выдержали и погребли под собой немногих оставшихся в живых.

Нашествие Батыя на юго-западную Русь

Осенью 1239 г. захватив Чернигов, монголы осадили Киев. Поражённый богатством города, Батый предложил киевлянам капитулировать и платить дань, но горожане отказались.

После нескольких недель осады монголы разбили стену у Лядских ворот. За ночь горожане возвели новое укрепление около Десятинной церкви. Она стала последним оплотом защитников: стены старого храма не выдержали и погребли под собой немногих оставшихся в живых.

Из Галицко-Волынского княжества монголы вошли на территории Польши и Венгрии. 9 апреля 1241 г. в битве при Лигнице монголы разбили немецкое и польское войска Генриха II Благочестивого. 12 апреля 1241 г. на реке Сайо Субедей нанес поражение венгерской  армии короля Белы IV. Монгольские отряды опустошили Восточную Чехию, Хорватию и в январе 1242 г. вышли на берег Адриатического моря. После этого похода монгольские войска отошли назад в низовья Волги.

Из Галицко-Волынского княжества монголы вошли на территории Польши и Венгрии. 9 апреля 1241 г. в битве при Лигнице монголы разбили немецкое и польское войска Генриха II Благочестивого. 12 апреля 1241 г. на реке Сайо Субедей нанес поражение венгерской армии короля Белы IV.

Монгольские отряды опустошили Восточную Чехию, Хорватию и в январе 1242 г. вышли на берег Адриатического моря. После этого похода монгольские войска отошли назад в низовья Волги.

Последствия монгольского нашествия Монгольское вторжение принесло Русской земле страшное разорение. 49 городов были разрушены, в 14 – жизнь более не возродилась. Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На полвека прекратилось каменное строительство.

Последствия монгольского нашествия

Монгольское вторжение принесло Русской земле страшное разорение.

49 городов были разрушены, в 14 – жизнь более не возродилась.

Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На полвека прекратилось каменное строительство.

Задание на дом:

Задание на дом:

  • § 12
  • Ответить на вопросы на стр.112
  • Работа с контурной картой, стр.4
Каковы  причины поражения Руси в борьбе с  монголо-татарами? Могли ли быть иные итоги борьбы с  монголо-татарами?

Каковы

причины поражения

Руси в борьбе с

монголо-татарами?

Могли ли быть

иные итоги борьбы с

монголо-татарами?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!