МБОУ Берсеневская школа-интернат для детей с ОВЗ.
Шаталина Светлана Витальевна.
Урок истории в 7 классе
Тема урока «Нашествие монголо-татар на Русь»
Цель урока: формировать представление о нашествии монголо-татар на русскую землю.
Задачи:
Образовательные:
- добиваться четкого и осознанного представления о раздробленности Киевской Руси перед вторжением монголо-татар;
- подвести обучающихся к пониманию, почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли;
- на примерах обороны Рязани показать героизм русских людей в борьбе против монголо-татарских захватчиков;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления на основе установления соответствия при умение анализировать, сопоставлять.
Воспитательные:
- через образ сражающегося и не покорившегося народа воспитывать у обучающихся любовь к своей великой Родине, чувство гордости за героический народ;
Оборудование: карта «Русские княжества в XII- XIII вв.», лента времени, карточки-задания,
д\ ф « История государства Российского. Нашествие»,
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Орг. момент. Проверка готовности к уроку учащихся.
Мотивация:
Учитель: Слава нашей стороне
Слава русской старине
И про эту старину
Я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
-А о каких делах мы с вами начали разговаривать на прошлом уроке?
-Какую тему изучали? (Монголо-татары)
Повторение пройденного материала.
- Прежде, чем приступим к изучению нового материала, давайте вспомним события, с которыми мы знакомились.
Индивидуальная работа (Карта событий)
Кто?
Где?
Что?
Когда?
Почему?
Как происходило событие?
Карта событий
Последствие
(Один ученик работает с картой событий и готовит с ее помощью рассказ о Битве на Калке.)
Другой ученик составляет синквейн о Чингисхане.
1.Темучин
Бесстрашный, жестокий
Боролся, покорял, разорял, грабил, уводил,
Покорил народы Средней Азии и Закавказья
Жестокий правитель Чингисхан.
Фронтальный опрос.
Ребята работают над заданиями, а мы ответим на вопросы:
- Кто такие монголо-татары?
- Где они жили? Какой образ жизни вели?
- Основные занятия.
- Кто был верховным правителем?
- Как делилось войско?
- Пользуясь таблицей, «Завоевание монголов» перечислите страны, завоеванные Чингисханом.
Давайте сделаем вывод: Работа с картой.
Учитель: Держава Чингисхана была огромная.
-А как вы думаете, завоевания татаро-монгол прекратились или нет? (Нет)-А почему?
(Нужны были пастбища для скота, потому что монголо-татары кочевники.
Учитель: На некоторое время про монголо-татар русичи позабыли. Монголо-татары ушли и какое-то время на Руси о них никто не слышал. А на Руси по-прежнему продолжались расприи. А вот сегодня мы и узнаем каковы были их последствия.
Учитель :
Послушайте,. что сообщает автор книги Н.Кончаловская о великом несчастии, обрушившимся на Русь – нашествии монголо-татар
..Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой
Топча сухие ковыли.
Об этих грозных событиях, о самоотверженной героической борьбе русского народа с монголо-татарскими полчищами сегодня на уроке поговорим и мы.
Запись темы урока в тетрадь. Тема урока «Нашествие монголо-татар на Русь».
План изучения нового материала:
1.Нашествие Батыя на северо-восточную Русь.
2.Причины поражения.
3. Нашествие Батыя на южную Русь
4.Последствия нашествия.
Объяснение нового материала.
Учитель: Один из итальянцев так описал монголо –татар: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».
Учитель: -Как вы думаете. Какие будут последствия нашествия на Русь? (слайд )
- В 1227 году умер Чингисхан, оставив своим сыновьям завещание.
-Откроем учебник и найдем ответ: что завещал Чингисхан детям? (подчинить данью, завоеванные страны и идти дальше войной в города западной Европы, которые достались его внуку Бату-хану (Батыю).
-Найдите отличие армии Чингисхана и Батыя. (это было огромное скопление людей из завоеванных народов стр.120)
Послушайте отрывок « Из Повести Временных лет»
«В год 67469(1237) Окаянные зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на рязанскую землю во главе с царем своим Батыем. И послали своих послов к князьям рязанским в Рязань. Требуя от них десятой части: каждого десятого из князей, десятого из людей. Из коней, и 10 части всего имущества. Князья же рязанские, Юрий Ингваревич и братья Олег и Роман, и муромские , и пронские решили сражаться. Не пуская их на свою землю. Вышли против Батыя и ответили так: «Когда нас всех не будет в живых, тогда все ваше будет».
Учитель: -Что показывает ответ князя?
-готовы сдаться
-хотят драться
-полны решимости обороняться
Ученики: -Полны решимости обороняться
Прослушайте еще отрывок о результатах обороны городов от войск Батыя.
Чем закончилась оборона?
«..поганые же начали завоевывать землю рязанскую месяца декабря в шестнадцатый день. И взяли татары приступом на двадцать первое декабря, убили князя, и его княгиню и людей, а иных забрали в плен, город зажгли..»
Ученики: -Монголы покорили Русь.
Учитель:-Давайте разбираться в этом противоречии?
- В чем же причины неудачи русских князей?
-Почему же монголы покорили Русь?
Учитель: Причин было несколько. Давайте сравним их.
Феодальная раздробленность на Руси, а у монголо-татар мощная армия.
Не согласованность русских князей в ходе обороны, железная дисциплина у монголо-татар.
использование достижений и насильственное участие в походе покоренных народов.
Учитель: Так почему же не удалось защитить Русь от нашествия. ( Держава Чингисхана являлась могущественной на тот момент во всем мире.)
Работа с картой: Посмотрите, эти территории были подчинены монголо-татарами при Чингисхане.
Учитель: - Сейчас вы просмотрите видеофильм «Нашествие монголо-татар» и ответите на следующие вопросы:- Когда монголо-татары захватили Рязань? - Что помогло монголо-татарам попасть за стены города? Чей подвиг стал примером мужества? Каким было последствие обороны Рязани?
Ученики:- Город Рязань был полностью сожжён и разрушен.
Запись в тетрадях (Работа с линией времени)
1237 г. -Поход Батыя на Северо-восточную Русь.
16 декабря 1237-Оборона Рязани.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
И по Батыеву веленью
За войском следом шли стада,
Как будто бы в переселенье
На запад двинулась орда.
И скрип колёс, и свист нагайки,
И рев быков, и плач детей,
И птиц испуганные стайки
Из-под копыт у лошадей…
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Учитель: Вот такая армия, состоящая из людей, которые безжалостно уничтожали всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, продвигаясь в глубь страны. Страшное зрелище представляла собой Русь. Груды обгоревших развалин вместо городов и сёл, поля, заросшие сорной травой. Войска Батыя покоряли города северо-восточной Руси один за другим. (Коломна, Москва, Суздаль, Владимир, Новгород..)
Учитель: -Почему такой успех был у монголо-татар? (не было единства у русских князей, была несогласованность действий князей, отсутствие единого командования, незнание тактики противника, хитрость, вероломство и хорошая военная подготовка монголо-татар.)
Учитель: Батый после уничтожения Козельска ушел в половецкие степи, а после покорения половцев напал на Черниговское, Киевское, Галицко-Волынское княжества, превратив их города в руины.
1239-1241г.-Поход на Южную Русь.
Учитель: Летом 1240 года он подошел к Киеву и 1241 г превратил его в развалины.
Батый отправился в Польшу, Венгрию, Дунайскую Болгарию. Страны Европы готовились к битве , но весной он повернул свое войско назад, так как умер главный каган монголов и он надеялся получить верховную власть в каганате.
1243 г.– образование нового государства- Золотая Орда
Работа с терминами.
Орда – объединение кочевых племен под властью хана
Вывод:
В результате монгольских завоеваний подверглись разрушению многие центры цивилизации Руси и всей Восточной Европы, сложилось новое государство – Золотая Орда.
П
ервичное закрепление материала.
Учитель:
-Назовите направления завоевательных походов Батыя.
- Что произошло в 1223 году?
- Покажите, откуда пришли на Русь монголо-татары (работа с картой).
- Какой город первым подвергся нападению? (работа с картой).
- Как защищали жители Рязани свой город?
-Что вы узнали о подвиге Евпатия Коловрата?
Рефлексия.
Две самые главные причины поражения русских дружин в сражениях с монголо-татарами:
1.
2.
Два самых грозных монголо-татарских правителя:
1.
2.
Два самых важных события (даты):
1.
2.
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, с какими событиями сегодня мы познакомились?
Ученики: С монголо-татарским нашествием на Русь, с причинами и последствиями завоевания Руси монголо-татарами.
Учитель: Вернемся к главному вопросу: Почему русские князья, имевшие успешный опыт отражения натиска иноплеменников, не устояли перед монгольским нашествием?
Ученики: - Войска монголо-татар завоевали огромные территории, покорили сотни городов и посёлков и получали с них дань.
- На Руси был период феодальной раздробленности.
- Не было единства среди русских князей.
- У монголо-татар была мощнейшая армия в мире.
- Они заставляли насильно участвовать в походах
- Использовали достижения покоренных народов.
Объявление оценок за урок с комментариями.
Домашнее задание.
Прочитать тему № 2 Нашествие монголо-татар, ответить на вопросы на стр. 125, заполнить контурную карту, указав направления похода Батыя.