СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.»

 ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.   История России в 8 классе.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

История России в 8 классе.

Реформы Петра I в социально-экономической и политической сферах не могли не повлечь за собой преобразования в области культуры и быта. Их особенности: широкое вмешательство государственной власти в духовно-культурную сферу, а также европеизация российских порядков.

Главными чертами культуры в эпоху Петра I стало усиление её светских начал и активное проникновение в Россию западноевропейской культуры. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура.

Однако нововведения стали достоянием лишь высших слоёв населения. Народных масс они не затронули, основная часть населения сохраняла патриархальный уклад жизни и народную культуру.

В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам.

Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим  циферной школы ).

Задачи образования: - удовлетворить потребность государства в кадрах; - ориентировать на практические знания; - придать светский характер. Пути: - Обучение за границей юношей из дворянских семей; - Забота и развитие школ и наук в России.  Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами. В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т. д. В общей сложности при Петре было отправлено за границу свыше 1000 волонтеров. Некоторые из них внесли существенный вклад в развитие культуры России. 

Задачи образования:

- удовлетворить потребность государства в кадрах;

- ориентировать на практические знания;

- придать светский характер.

Пути:

- Обучение за границей юношей из дворянских семей;

- Забота и развитие школ и наук в России.

Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами. В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т. д. В общей сложности при Петре было отправлено за границу свыше 1000 волонтеров. Некоторые из них внесли существенный вклад в развитие культуры России. 

 В 1714 году Петр I подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и геометрии. Стали создаваться «цифирные школы», где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей.  К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся.  Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат - в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.  Первоначально в школы принимали дворян и разночинцев, детей всяких чинов

В 1714 году Петр I подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири» и геометрии. Стали создаваться «цифирные школы», где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей.

К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся.

Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат - в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.

Первоначально в школы принимали дворян и разночинцев, детей всяких чинов". Однако в Навигацкой школе, например, уже с самого ее возникновения в высшем классе, где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только дети дворян.

Сухарева башня

 В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет был для детей крепостных. В городах продолжали сохраняться старые формы обучения, так называемые школы грамоты; в дворянских семьях преобладало домашнее обучение.  1714 году был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться.  Указ Петра предписывал

В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет был для детей крепостных. В городах продолжали сохраняться старые формы обучения, так называемые школы грамоты; в дворянских семьях преобладало домашнее обучение.

1714 году был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться.

Указ Петра предписывал "всем дворянским и подьячим детям" учиться в этих школах "поголовно". Без получения свидетельства об окончании цифирной школы "жениться их не допускать и венечных памятей не давать".

С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись 

немолодые дворяне. Так, известный дипломат П.А. Толстой отправился в Венецию, уже имея внуков.

За первую четверть XVIII в. книг в России вышло больше, чем за 150 предшествующих лет. Изменилось и их содержание. Раньше это были в основном церковные издания, теперь стали преимущественно светские. Особенно много появилось книг прикладного характера – учебников, справочников. Немало выходило переводной литературы. В петровское время книги начали оформлять по-новому: нумеровать страницы, ввели титульный лист, который сообщал необходимые сведения о книге – имя автора, её название, место и год издания. Оглавление, предметный и именной указатели облегчили поиск нужного материала. Текст дополняли многочисленные иллюстрации, чертежи, схемы

За первую четверть XVIII в. книг в России вышло больше, чем за 150 предшествующих лет. Изменилось и их содержание. Раньше это были в основном церковные издания, теперь стали преимущественно светские. Особенно много появилось книг прикладного характера – учебников, справочников. Немало выходило переводной литературы.

В петровское время книги начали оформлять по-новому: нумеровать страницы, ввели титульный лист, который сообщал необходимые сведения о книге – имя автора, её название, место и год издания. Оглавление, предметный и именной указатели облегчили поиск нужного материала. Текст дополняли многочисленные иллюстрации, чертежи, схемы

 Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено её интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие научных и технических знаний. Необходимость научных знаний объяснялась:  Практическими потребностями государства.  С освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны.  Поиском и использованием полезных ископаемых.  Строительством новых городов.  Ростом мануфактурного производства и торговли. Кунсткамера 1719г. Пётр во время заграничных путешествий накупил в Европе массу всяких редкостей и диковин. Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями.

Развитие науки и техники было обусловлено потребностями промышленности и подчинено её интересам. Процесс получил двустороннюю направленность: успехи науки и техники способствовали развитию промышленности, которая в свою очередь стимулировала развитие научных и технических знаний.

Необходимость научных знаний объяснялась:

  • Практическими потребностями государства.
  • С освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны.
  • Поиском и использованием полезных ископаемых.
  • Строительством новых городов.
  • Ростом мануфактурного производства и торговли.

Кунсткамера 1719г.

Пётр во время заграничных путешествий накупил в Европе массу всяких редкостей и диковин. Всё это в 1714 г. положило начало первому российскому музею – Кунсткамере. Коллекция пополнялась также отечественными редкостями.

 В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х гг. рудознатец Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье. Закладка основ отечественной медицины Организация государственной горно-разведочной службы основан аптекарский огород, открытие первого госпиталя и врачебной школы, первые отечественные хирургические инструменты Развитие географии открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание первой обсерватории, составление первой карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений Изобретения Строительство токарных станков и первой русской подводной лодки

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. В начале 20-х гг. рудознатец Григорий Капустин открыл месторождения каменного угля на юге России. Тогда же бурые угли были обнаружены в Подмосковье.

Закладка основ отечественной медицины

Организация государственной горно-разведочной службы

основан аптекарский огород, открытие первого госпиталя и врачебной школы, первые отечественные хирургические инструменты

Развитие географии

открытие месторождений каменного угля медных руд, открытие минеральных лечебных вод

издание карты Каспийского моря, организация Навигацкой школы, создание первой обсерватории, составление первой карты звёздного неба, ведение регулярных метеорологических наблюдений

Изобретения

Строительство токарных станков и первой русской подводной лодки

В 1718 г. Петр беседовал со многими российскими и иностранными деятелями о создании в России академии наук. Однако долгое время не могли определить функции будущей академии: будет ли академия научно-исследовательским или образовательным учреждением. Наконец, в 1724 г. Петр принял к решение, что создаваемая академия будет выполнять обе функции – и научно-исследовательскую, и просветительскую. В январе того же года им были подписаны составленный ранее план создания академии и её устав.

Российская Академия наук значительно отличалась от европейских академий.

Во-первых, она была создана как научно-исследовательское учреждение, но при Академии были организованы также университет (в 1726 г.) и средняя школа, все вместе составляющие единое целое. Такая структура академии не требовала больших финансовых затрат и имела значительные преимущества в сравнении с раздельной организацией трех разных учреждений.

План работы академии требовал от ее членов не только быть в курсе последних достижений по своей научной специальности, но и готовить задания для студентов, а также читать лекции в университете при Академии ( в 1726 г. занятия вели 17 профессоров, приглашённых из Германии ).

При Петре искусство приобретает светский характер. Это особенно ярко проявилось в живописи. Главным жанром живописи становится портрет. Древнерусский портрет - парсуна - это изображение реального человека, отражающее черты его внешности, но созданное в стиле, близком к иконописи. Портреты эпохи Петра, например «Портрет канцлера Головкина», «Портрет Натальи Алексеевны Нарышкиной», посмертный «Портрет Петра I» И. Никитина и «Ав­топортрет с женой» А. Матвеева, - это реалистические картины, отображающие не только внешнее сходство, но и внутренний мир изображённых людей.

При Петре искусство приобретает светский характер. Это особенно ярко проявилось в живописи. Главным жанром живописи становится портрет. Древнерусский портрет - парсуна - это изображение реального человека, отражающее черты его внешности, но созданное в стиле, близком к иконописи. Портреты эпохи Петра, например «Портрет канцлера Головкина», «Портрет Натальи Алексеевны Нарышкиной», посмертный «Портрет Петра I» И. Никитина и «Ав­топортрет с женой» А. Матвеева, - это реалистические картины, отображающие не только внешнее сходство, но и внутренний мир изображённых людей.

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры.  К 1702 году прямо на Красной площади  в Москве была сооружена «Комедиальная храмина»   – общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и серебра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры – театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики. После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры.  К 1702 году прямо на Красной площади  в Москве была сооружена «Комедиальная храмина»   – общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и серебра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры – театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.

После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.

Санкт-Петербург стал первым городом в России, построенным по плану, - «регулярным». Прямые улицы пересекались под прямым углом и застраивались нарядными домами строго по линиям. Новый город нуждался в новой архитектуре. В 1703 г. в Россию приезжает датский архитектор Д. Трезини, по проектам которого в Петербурге возводят Летний дворец Петра, величественное здание Двенадцати коллегий и великолепный Петропавловский собор с 112-метровым шпилем, совсем не похожий на русские церкви. Но и русские архитекторы стали строить по-новому. Образцами «петровской» архитектуры можно любоваться в Москве - это Гостиный двор, по­строенный И. Коробовым, и Меншикова башня (ц. Архангела Гавриила на Чистых прудах) И. Зарудного. Во времена Петра в России сложился новый архитектурный стиль - «петровское (русское или нарышкинское) барокко» - сплав европейской архитектуры с традиционным русским декором.

Санкт-Петербург стал первым городом в России, построенным по плану, - «регулярным». Прямые улицы пересекались под прямым углом и застраивались нарядными домами строго по линиям.

Новый город нуждался в новой архитектуре. В 1703 г. в Россию приезжает датский архитектор Д. Трезини, по проектам которого в Петербурге возводят Летний дворец Петра, величественное здание Двенадцати коллегий и великолепный Петропавловский собор с 112-метровым шпилем, совсем не похожий на русские церкви. Но и русские архитекторы стали строить по-новому. Образцами «петровской» архитектуры можно любоваться в Москве - это Гостиный двор, по­строенный И. Коробовым, и Меншикова башня (ц. Архангела Гавриила на Чистых прудах) И. Зарудного. Во времена Петра в России сложился новый архитектурный стиль - «петровское (русское или нарышкинское) барокко» - сплав европейской архитектуры с традиционным русским декором.

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос­сии. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со­творения мира. Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко­торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас­ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш­ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро­та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. А те хозяева, у ко­торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. 

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос­сии. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со­творения мира.

Первый Новый год отмечался так. Был издан специальный указ, по ко­торому царь велел 1 января 1700 года в Москве на Красной площади рас­ставить 200 пушек, из которых палили шесть дней кряду. Устроили пыш­ный фейерверк. Каждому владельцу дома приказали украсить свои воро­та сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветками. А те хозяева, у ко­торых имелось огнестрельное оружие, должны были салютовать в честь Нового года. 

В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении её к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в. Обязанностью дворян стало получение образования. Без него нельзя было жениться.  Дворяне с 16-17 лет обязаны были нести службу ( пожизненную ) – рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами, получая одновременно военное образование.  После отставки (по болезни или ранению) дворяне продолжали государственную («статскую») службу: были воеводами в провинциальных городах, чиновниками или сборщиками податей.

В целом все преобразования отражали как объективные потребности страны в приобщении её к достижениям европейской цивилизации того времени, так и стремление самого Петра I резко отделить новую Россию XVIII в., которую он создавал и строил, от прежней России XVII в.

Обязанностью дворян стало получение образования. Без него нельзя было жениться.

Дворяне с 16-17 лет обязаны были нести службу ( пожизненную ) – рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами, получая одновременно военное образование.

После отставки (по болезни или ранению) дворяне продолжали государственную («статскую») службу: были воеводами в провинциальных городах, чиновниками или сборщиками податей.

 Были введены правила ношения одежды. Мужчины (дворяне и богатые горожане) носили короткие штаны, кафтан или камзол с галстуком, башмаки, шляпу, парик, треуголка; женщины – корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки, жабо.  Были введены правила поведения -  «Юности честное зерцало».  Необходимо было участвовать в маскарадах, учиться светским манерам -  политесу.  Обязанностью было и присутствие дворян на  ассамблеях  вместе с жёнами и детьми, где обязательными были танцы – менуэт, полонез, гросфатер.

Были введены правила ношения одежды. Мужчины (дворяне и богатые горожане) носили короткие штаны, кафтан или камзол с галстуком, башмаки, шляпу, парик, треуголка; женщины – корсеты, платья с юбками на каркасах, шарфы, веера, кружева, перчатки, жабо.

Были введены правила поведения -  «Юности честное зерцало».

Необходимо было участвовать в маскарадах, учиться светским манерам -  политесу.

Обязанностью было и присутствие дворян на  ассамблеях  вместе с жёнами и детьми, где обязательными были танцы – менуэт, полонез, гросфатер.

ХVIII век ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Русское дворянство в своем европейском костюме проявляло старорусские традиции — пристрастие к драгоценностям, мехам, красным каблукам. Костюмы барокко создавали праздничную атмосферу повседневной жизни.

1700 год стал своего рода отправной точкой на пути европеизации одежды и быта русских. Известный историк XIX века Владимир Михневич очень точно передал колорит XVIII века: «Волшебник-режиссер одним мгновением до неузнаваемости меняет сцену, костю­мы и как бы переносит нас на ковре-самолете из Азии в Европу, из сумрачных кремлевских палат в сверкающие модой и рос­кошью версальские. На исторические подмостки врывается шум­ная, пестрая толпа раззолоченных, последнего париж­ского фасона, кургузых кафтанов и камзолов, пышно вздутых фижм, завитых, напудренных париков и щеголь­ских треуголок… Не сон ли это?»

Повседневная жизнь петров­ской эпохи разительно отличалась от предшествую­щей. Если раньше моднику достаточно было обла­читься в богатые одежды да украшения, то теперь но­вый покрой платья требовал обучения иным мане­рам и иному поведению. Модникам надлежало не столько явить взорам современников дорогое платье, сколь­ко показать личные достоинства, свое умение га­лантно, с достоинством поклониться, элегантно сто­ять, непринужденно под­держивать беседу.

 Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. «Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах». Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского времени оставались дети.

Проникновение европейской культуры в Россию коренным образом изменило положение женщины-дворянки. «Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах». Сначала принудительно, а затем по собственному желанию она приобщалась к светской жизни и овладевала соответствующими умениями дворянского этикета: читала книги, занималась туалетом, учила иностранные языки, осваивала музыку, танцы, искусство беседы. В то же время у нее была семья с хорошими добрыми традициями приоритета ценностей и христианской верой. Главной повседневной заботой дворянки петровского времени оставались дети.

Модным стало возведение особняков, многие из которых и сегодня являются произведениями искусства. В обстановке домов появились зеркала, гравюры, новая мебель, посуда. Появились новые привычки и развлечения: курение табака, игра в шахматы. Богатые могли позволить себе купить тростниковый импортный сахар, кофе.  Вывод:  реформы Петра I в области культуры привели к отчуждению верхов общества от народа, к существенному изменению образа жизни дворян. Одновременно начала формироваться светская культура, что способствовало повышению авторитета России.

Модным стало возведение особняков, многие из которых и сегодня являются произведениями искусства.

В обстановке домов появились зеркала, гравюры, новая мебель, посуда.

Появились новые привычки и развлечения: курение табака, игра в шахматы. Богатые могли позволить себе купить тростниковый импортный сахар, кофе.

Вывод:  реформы Петра I в области культуры привели к отчуждению верхов общества от народа, к существенному изменению образа жизни дворян. Одновременно начала формироваться светская культура, что способствовало повышению авторитета России.

В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием – рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Уровень образования провинциальных дворян был очень низким, обучение в основном ограничивалось основами грамматики и арифметики. Мужчины проводили досуг, выезжая на охоту, а женщины сплетничали о придворной жизни и моде, не имея об этом достоверного представления.

Владельцы сельских усадеб были тесно связаны с крестьянами, которые выполняли роль работников и прислуги в их домах. Поэтому сельское дворянство было гораздо ближе к простолюдинам, чем столичные аристократы. К тому же малообразованные дворяне, так же как и крестьяне, зачастую оказывались далеки от вводимых новшеств, а если и пытались не отставать от моды, получалось это скорее комично, чем изысканно.

«Строкою закона»

• 1700 г. – Указ о ношении иноземного платья – обязывающий бояр, думные чины,

служилых, приказных и торговых людей носить иноземные короткие кафтаны.

• 1701 г. – Указ о пожизненной службе – все дворяне обязаны служить государству

и государю, на гражданских или военных должностях.

• 1704 г. – Указ о вотчинах – объединение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости)

• 1705 г. – Указ о бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и

дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче

заплатившим пошлину знаков – обязывающий всё мужское население страны, за

исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы.

• 1714 г. – Указ о единонаследии – предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.

• 1714 г. – Указ о правилах производства в офицеры – запрещал повышать до

офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии.

• 1718 г. – Указ об ассамблеях – при Петре I прием гостей в знатном доме, совместные

собрания мужчин и женщин.

• 1714 г. – Указ о необразованных – запрещал жениться детям дворян не получившим

минимальных знаний.

• 1722 г. – Табель о рангах – уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство.

Итоги и результаты культурной реформы Петра I:  Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.  Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.  «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление.  Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера.

Итоги и результаты культурной реформы Петра I:

  • Культура дворянства претерпела существенные изменения, различия между крестьянами и их хозяевами-помещиками увеличились.
  • Генофонд и общее здоровье людей пострадали от разрешения на продажу табака.
  • «Урезан» календарь, введено новое летоисчисление.
  • Создан масштабный музей редкостей — Кунсткамера.
Домашнее задание: § 6 – читать. Ответить на вопросы 1-6 на стр.50

Домашнее задание:

§ 6 – читать. Ответить на вопросы 1-6 на стр.50


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!