СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Россия при первых Романовых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с временем правления первых Ро­мановых; характеризовать перемены в государственном устрой­стве России в XVII в.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Россия при первых Романовых"»

Тема: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Цели и задачи: познакомить с временем правления первых Ро­мановых; характеризовать перемены в государственном устрой­стве России в XVII в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, драгуны, полки нового (иноземного) строя, рейтары, Соборное уложение, социаль­ная опора, объяснять причины принятия и описывать основное содержания Соборного уложения 1649 г.; характеризовать дво­рянство как социальную опору самодержавной власти; оцени­вать эффективность деятельности государственного аппарата; описывать устройство приказной системы; использовать прие­мы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.) при составлении исторических портретов первых царей династии Романовых; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: опираясь на исторические источники, анализировать особенности государственного управления России; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Тип урока: урок открытия нового знания.

1.Мотивационно-целевой этап

Первым, непосредственным и наиболее тяжелым следствием Смуты было разорение и запустение страны. В старых описях, созданных при царе Михаиле Федоровиче, упоминается о множе­стве пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали», или «со­шли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». Для восстановления нормальной хозяй­ственной жизни Россия нуждалась в порядке, который связывался с упрочением центральной власти.

Тема урока: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Первые Романовы.

2.Земские соборы.

3.Боярская дума.

4.Приказы.

5.Местное управление.

6.Реформа армии.

7.Законы. Соборное уложение 1649 г.

Проблемный вопрос

  • Почему XVII в. называют временем расцвета приказной волокиты в России?

Введение в новый материал

В.О. Ключевский высказал предположения о том, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.», и что это время было «эпохой, подготовлявшей преобразования Петра Великого». Какие факты дали историку основания для подобных утверждений? Как развивалась наша страна при первых Романовых? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1.Первые Романовы

- Разделитесь на две группы. Работая с п. 5 § 18 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте личности первых представителей династии Романовых. В своей работе используйте памятку «Как составить исторический портрет».

Первая группа — Михаил Федорович.

Вторая группа — Алексей Михайлович.

Памятка «Как составить исторический портрет»

1.Становление личности исторического деятеля:

  1. дата и место рождения;

  2. среда, семья (воспитание, образование);

  3. формирование взглядов.

2.Черты характера. Влияние личных качеств на деятельность описываемой личности.

3.Свершения исторического деятеля:

  1. основные дела его жизни;

  2. успехи и неудачи;

  3. какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему;

  4. кто был его друзьями, а кто врагами, и почему;

  5. какими были последствия его деятельности: для современников, для потомков;

  6. за что человечество помнит этого деятеля.

4.Ваше личное отношение к историческому деятелю.


Дополнительный материалдля первой группы

Михаил Федорович Романов

Михаил Федорович Романов родился 12 июля 1596 г. в Москве. Сын боярина Федора Никитича Романова (позднее — патриарх Фила­рет) и Ксении Ивановны (позднее — инокиня Марфа), урожденной Ше­стовой. Двоюродный племянник последнего русского царя из династии Рюриковичей.

Получил хорошее образование. Был умен и начитан. В 1601 г. его родители были подвергнуты опале со стороны Бориса Годунова.

Михаилу Федоровичу досталась совершенно разоренная страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских городов. Татары без перерыва грабили южные русские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. Царская казна пустовала. Поляки не при­знавали выборы Земского собора 1613 г. действительными. В 1617 г. польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стен Кремля и требовал, чтобы русские его выбрали свои царем.

Положение Михаила было отчаянным. Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг юного царя и оказывало ему всяческую помощь. Поначалу большую роль в управлении стра­ной играли мать царя и ее родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашен патриар­хом. Исходя из интересов государства, Филарет удалил от престола жену п всех ее родственников. Умный, властный, опытный, он вместе с сыном уверенно стал править страной вплоть до своей смерти в 1633 г.

В истории Михаил Федорович остался как спокойный, мирный мо­нарх, легко поддающийся влиянию своего окружения, за что и получил прозвище — Кроткий. Управлял государством под руководством ближайших сторонников, при­нимал решения, согласовываясь со своим окружением, кружком бояр­ской и дворянской знати.

В. М. Соловьев полагал, что «личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление, самым выгодным образом представляли эту власть в глазах народа; известная доброта царя исключала мысль, чтобы какое- нибудь зло могло проистекать от него».

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 г.) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1634 г.). В 1620—1640-х гг. были установлены дипломатические отношения Голландией, Турцией, Австрией, Данией, Персией.

По приказу Михаила в России развернулось строительство Большой засечной черты, крепостей Симбирской и Белгородской черты. При нем была восстановлена Москва, заметно пострадавшая от польско-литовской интервенции, построены Теремной дворец, Филаретовская звонница, На Кремле появились часы с боем, был основан Знаменский монастырь.

В 1631 — 1634 гг. была осуществлена организация регулярных воин­ских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой постав которых состоял из «охочих вольных людей» и беспоместных "детей боярских», офицерами были иноземные военные специалисты.

Под конец царствования Михаила Федоровича Романова появились кавалерийские драгунские полки для охраны границ страны. С помощью иностранных офицеров было начато обучение «русских ратных людей иностранному строю. Рейтарские и драгунские полки были переходной ступенью к постоянной, регулярной, национальной армии в России.

В 1637 г. срок поимки беглых крестьян был увеличен до девяти лет, а в 1641 г. — еще на год. Крестьян, вывезенных другими землевладельцами, разрешалось искать до 15 лет.

В 1632 г. был основан первый «железоделательный» завод под Тулой. Его построил голландский купец «для литья пушек и ядер». В 1633 г. в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки (получила наименование Водовзводной). В Москве были основан Бархатный двор, на котором обучали бархатному делу.

Михаил Романов скончался 13 июля 1645 г. в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Вывод. Реформы первого Романова носили умеренный преобразовательный характер. Ему удалось исправить и улучшить экономическую ситуацию в стране, реорганизовать армию. При нем появились первые мануфактуры, началось формирование всероссийского рынка, наладились дипломатические и торговые связи со странами Европы и Азии.

Дополнительный материал
для второй группы

Алексей Михайлович Романов

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 г. после смерти отца в возрасте 16 лет, но готовить его к царскому правлению начали с 5 лет.

В первые годы царствования впечатлитель­ным и амбициозным юношей управлял его воспитатель боярин Б.И. Мо­розов, затем родственники царицы — Милославские, позже — патриарх Никон, а затем, к концу жизни, — боярин А. Матвеев. Народная память сохранила за Алексеем Михайловичем прозвище «Тишайший». Отчасти оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведе­нии, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих прибли­женных. Тем не менее многие из них отмечали, что периоды царской «тихости» нередко сменялись вспышками гнева, убежденной твердости и решительности. Осерчав на кого-нибудь, давал, случалось, царь волк и языку — награждая провинившегося нелестными эпитетами, и рукам - оделяя чувствительными тумаками. Впрочем, гнев царский был мимоле­тен и отходчив — частенько после вспышки Алексей Михайлович осыпал «пострадавшего» милостями, сам просил мира и слал богатые подарки всемерно стараясь загладить размолвку.

Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фи­гуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий взгляд. Его «гораздо тихий» нрав, богобоязненность, любовь к церковному пению и соко­линой охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям. Алексей Михайлович был образованным человеком, знал иностранные языки. Он сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал важные указы и первым из русских царей стал собственноручно подписывать их. Литературное наследие Алексея Михайловича много­образно: обширная переписка, произведения в прозе и стихах, мемуары.

Сохранились «тезисы» выступлений Алексея Михайловича в Бояр­ской думе. Царь отмечал, о чем будет говорить, по каким вопросам будет настаивать на своем мнении, по каким вопросам можно принять мнение бояр, а какие вопросы необходимо просто обсудить, но решение прини­мать пока не стоит.

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху «бунтов» и войн, сбли­жение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипло­матическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, стро­го следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. В домашней жизни он являл собой образец умеренности и простоты. Три, много если четыре, ком­наты рядом, одна возле другой, служили для него весьма достаточным помещением.

Вывод. В период правления Алексея Михайловича произошло дальнейшее укрепление царской власти, совершенствование си­стемы государственного управления. В целом правление Алексея Михайловича Романова было успешным, создало почву для по­следующих реформ Петра I.


2. Земские соборы

(Коллективная работа с п. 2 § 18 учебника — заполнение срав­нительной таблицы при консультативной помощи учителя.)

Земские соборы при первых Романовых

3. Боярская дума

(Коллективная работа с п. 3 § 18 учебника — заполнение сравнительной таблицы при консультативной помощи учителя.)

Боярская дума при первых Романовых


Вывод. Важные отрасли делопроизводства в Думе, такие как дипломатия, финансирование, полностью переходят под контроль нетитулованной и неродовитой части Боярской думы.


4. Приказы

В России было около 100 приказов. Постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере необходимости и через один-два года упразднялись.

Начальниками в приказах были бояре, окольничие, а иногда дьяки. Дела иногда затягивались, переходили из одного приказа в другой, «волочились», как говорили тогда, отсюда и выраже­ние— «приказная, или московская, волокита». Всякому лицу, имевшему какое-либо судное или тяжебное дело в приказах, приходилось обращаться к «ходокам» (опытным людям, «грамо­теям»), а также давать взятки подьячим и дьякам. Поэтому, если дело было не особенно крупное, от него нередко отказывались, так как убытки иногда превышали самый иск.

Неопределенность и неправильность в распределении дел по приказам порождали большую путаницу. Даже человеку, све­дущему в приказных делах, нелегко было иногда сообразить, с ка­ким делом в какой приказ следует обратиться.

(Коллективная работа с п. 4 § 18 учебника и дополнительным материалом — заполнение сравнительной таблицы при консуль­тативной помощи учителя.)

Приказная система при первых Романовых



Вывод. Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Некоторые приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач, например: военными делами за­нимались Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный Рейтарский, Казачий приказы; финансами ведали три приказа Большого прихода, новой четверти и Большой казны.


5. Местное управление

(Коллективная работа с п. 5 § 18 учебника — комментирован­ное чтение и ответы на вопросы учителя.)

-Что такое уезды? (Это главные административно-территориальные единицы.)

-Сколько уездов было в России к концу XVII в.? (Около 250.)

-На какие части делились уезды? (На станы и волости.)

-Кто стоял во главе уездов? (Воеводы.)

-Какими полномочиями они наделялись? (Возглавляли военные отряды, были наделены административной и судебной властью, отвечали за сбор налогов и выполнение населением различных повинностей.)

-Как главы уездов влияли на местное самоуправление?

(Ограничивали полномочия земских и губных изб.)

-Какие новые военно-административные единицы появи­лись во второй половине XVII в.? (Разряды.)

Однако обязанности воеводы четко не регламентировались («как пригоже», «как Бог вразумит», говорилось в наказе воеводе), и это создавало основу для произвола. И хотя кормления были отменены, воеводы обирали население. На протяжении всего XVII в. из городов, уездов и волостей в столицу поступали слезные челобитные населения на поборы и лихоимство воевод. Особенно большим произволом отличались воеводы в Сибири.

Очень широкими были военно-административные функции воеводы. Он отбирал на службу служилых людей по первому тре­бованию Разрядного приказа, вел их списки с указанием име­ния, жалованья, делал им периодические смотры. Ведал воевода и местными служилыми людьми «по прибору»: стрельцами, пуш­карями и т. п.

На ответственности воеводы были все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные при­пасы, которые он принимал и сдавал по описи.


6. Реформа в армии

Работая с п. 6 § 18 учебника, таблицей и дополнительным материалом, проанализируйте ход реформы армии и от­ветьте на вопросы.

Дополнительный материал

Так называемые московские дворяне, стряпчие и жильцы составляли лучшее отборное войско (гвардию) при государе. Помещики были обя­заны явиться по первому зову «конно, людно и оружейно» к местному воеводе. Сборы на войну служилых людей во многом напоминали позд­нейшие рекрутские наборы: человека чуть не насильно отрывали от семьи, от мирной жизни к делу, совсем для него непривычному. Но делать нечего, уклониться никак нельзя, и собирается помещик на войну, доста­ются заржавелые отцовские или дедовские доспехи, снаряжаются кое-как люди, снабжаются орудием, какое Бог послал, и медленно целым обозом помещик и люди его, наряженные воинами, едут к месту назначения.

Пеструю и вместе с тем печальную картину представляло сборище русских ратных сил. Богачи соперничали друг перед другом исправно­стью и роскошью своего боевого снаряда. Бедняков было больше, и по­тому общий вид сборной русской конницы был неприглядный. Понятно, что боевые качества этой ратной силы, состоящей из людей, не привык­ших к воинскому делу или отвыкших от него, по большей части плохо вооруженных, не могли быть высоки. Эта «конница русского строя» уже отживала свой век.

При царе Федоре Алексеевиче войска, готового к бою, было до 200 тыс. Большая часть была иноземного строя, т. е. устроенная по-ев­ропейски; остальная ратная сила состояла из отрядов русского строя да казаков; присоединялись порою и орды служилых кочевников, татар и др.

Пехоту русского строя представляли стрельцы, явившиеся впервые при Грозном. Их было 22 полка. Жили они отдельными слободами, получали от казны жалованье, землю, могли заниматься промыслами и торговлей.

Солдатские пехотные полки вербовались таким же образом, как дра­гунские, — из малоземельных помещиков, из крестьян.

Вот как описывает иностранец Петрей порядок выступления войска: «Впереди идет передовой полк, пред которым шествует 5 тыс. стрельцов, по пяти в ряд, в зеленых кафтанах, с длинными пищалями. За ними ведут несколько воеводских коней, богато убранных. Дальше следует большой полк со множеством трубачей, литаврщиков. За музыкантами идут опять несколько тысяч стрельцов, одетых в красные кафтаны, направо от него идет правый, налево - левый полк».

Из отборных всадников составлялся легкий, летучий отряд для раз­ведок.

По отзывам иностранцев, русское войско брало больше численно­стью, чем искусством, рассчитывало, подобно восточным полчищам, состоящим главным образом из конницы, на силу первого натиска. Бро­саясь в бой, оно неслось нестройною толпою.

Те свойства, какими славится русский солдат: необычайная вынос­ливость в походе, стойкость в бою и мужество, — сказывались и в старину; но ратное искусство и вооружение стояли очень низко, и потому в от­крытом поле западные соседи брали часто перевес над русскими; но зато при обороне городов русские иногда бывали, при всей отсталости своей в ратном деле, непобедимы.

Вопросы к классу

-Насколько необходима была реформа армии? Обоснуйте свой ответ.

-Какие виды воинских формирований существовали в XVII в.?

-Что собой представляло лучшее отборное войско при государе?

-Что означал принцип формирования воинских сил «конно, людно и оружейно»?

-Кто служил в пехоте русского строя?

-Кто составлял большую часть войска при Алексее Михай­ловиче?

-Какими качествами славился русский солдат?

(Ответы учеников.)


7. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Последствия Ливонской войны и Смуты - упадок и разорение хозяйства страны. Требовались срочные меры по его восстанов­лению. Вся тяжесть легла главным образом на черносошных кре­стьян и посадских людей. Правительство широко раздавало земли дворянам, что привело к усилению крепостничества. Сначала, учитывая разорение сельского хозяйства, правительство умень­шило прямые налоги, зато выросли различного рода чрезвычай­ные сборы (например, с промыслов и торговли на ратные нужды взимались «пятая деньга», «десятая деньга»).

Однако казна оставалась пустой, и правительство лишает денежного жалования стрельцов, пушкарей, городовых казаков и мелкий чиновный люд, вводится разорительный налог на соль. Многие посадские люди начинают уходить на «белые места» (освобожденные от государственных налогов земли крупных феодалов и монастырей), эксплуатация же остальной части населения увеличивается.

В начале царствования Алексея Михайловича начались бунты в Москве, Пскове, Новгороде и других городах. Царь и верхуш­ка господствующего класса, напуганные восстанием, стремились в целях успокоения народных масс создать видимость облегчения положения тяглового посадского населения. Кроме того, на реше­ние об изменении законодательства повлияли челобитные дворян­ства, в которых содержались требования об отмене урочных лет.

-Работая с п. 7 § 18 учебника и фрагментом документа (с. 43), определите историческое значение принятия Соборного уложения 1649 г.

Запись в тетради

Значение принятия Соборного уложения 1649 г.:

1)упорядочивание законов, сведение их в единый документ;

2)законодательное оформление усиления царской власти;

3)подтверждение права феодала на землю;

4)дальнейшее оформление крепостного права:

  • подтверждение прав на крепостных крестьян;

  • установление бессрочного розыска беглых крестьян и штра­фа за их укрывательство.


Подведем итоги

В течение XVII в. усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и ар­мию; произошло окончательное оформление крепостничества; значитель­но выросли права и привилегии дворянства — социальной опоры цар­ского самодержавия. Начала формироваться регулярная армия, постро­енная по европейскому образцу.


Запоминаем новые слова:

Бюрократия — организация профессиональных государственных служа­щих, предназначенная для квалифицированного и эффективного управ­ления государством; чиновники.

Воевода — должностное лицо, возглавлявшее в XVII в. военное и граж­данское управление в уездах и городах.

Даточные люди — пожизненно военнообязанные, выставлявшиеся го­родским и сельским населением.

Драгуны — вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю.

Полки нового (иноземного) строя — воинские части, сформированные в XVII в. в России по образцу западноевропейских армий.

Рейтары — тяжёлая кавалерия.

Соборное уложение — свод законов Российского государства, одобрен­ный Земским собором.

Социальная опора — категории населения, на которые опирался царь в управлении государством

Домашнее задание

Вопросы:

2. Как изменилось положение Земских со­боров при Алексее Михайловиче? С чем это было связано?

3. Почему наряду с Боярской думой возникает «ближняя», или «тайная», Дума? Кто в неё входил?

4. XVII век называют временем расцвета приказной волокиты в России. На чём основывается данная оценка? Как была устроена при Алексее Михайловиче приказная система?

5. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения? В чём состоит его историческое значение?

Думаем, сравниваем

2.Сравните биографии Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Что явля­ется общим в судьбе обоих монархов? С чем это связано?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!