СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: познакомить с положением различных предста­вителей российского общества в XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».Цели и задачи: познакомить с положением различных предста­вителей российского общества в XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Просмотр содержимого документа
«Урок истории "Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»"»

Тема: Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Цели и задачи: познакомить с положением различных предста­вителей российского общества в XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета; применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и особенностей положения представителей различных сословий в России XVI в.; высказывать суждения о причинах введения крепостного права в России; описывать порядок несения «тягла» в XVI в.; метапредметные УУД - 1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования по­зиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра­боты в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания.)

3.Мотивационно-целевой этап

«Исторические» действия совершаются немногими личностями. Но разве судьба огромной страны может быть понята путем изучения истории только этих людей? Разумеется, нет. Исторические знания будут полными лишь тогда, когда жизнь всякого сословия и людей любой национальности будет известна до мелочей: во что верили, каким законам подчинялись и т. д.

Тема урока: «Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. На государевой службе.

2.Крестьянский мир.

3. Посадские и гости.

Проблемные вопросы

- Почему права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически?

- Почему в России (по сравнению с Западной Европой) от­сутствовала сословная корпоративная сплоченность?


Работа по теме урока

  1. На государевой службе

  • Работая с п. 1 § 9 учебника, графически представьте иерар­хию «служилых» людей.

(В ходе выполнения задания при консультативной помощи

учителя составляется схема.)















Текст учебника

В XVI в. российское общество делилось на знатные и незнатные сословия. Верхушку знати составля­ли владельцы собственных княжеств — удельные князья и «служилые» кня­зья пограничных земель, перешедшие на службу к Ивану III и Василию III (князья Стародубские, Одоевские, Белёвские, Воротынские).

У удельных князей — родственников государя всея Руси были свои бо­яре и слуги, полки, с которыми князья ходили на войну, казна и адми­нистрация. Согласно договорам удельных князей с ве­ликим князем (а с 1547 г. — царём) они не имели права чеканить монету и вести самостоятельную внешнюю политику. Тем не менее удельные князья (как члены московского княжеского дома) имели право на престол, и госуда­рям всея Руси приходилось делать всё, чтобы они эти права не предъявляли.

Во времена правления Ивана IV большинство удельных кня­жеств исчезли. Представители знатных фамилий отныне располагались на своеобразной лестнице «служилых чинов». Наиболее престижной была служ­ба в составе «государева двора». Самые важные места в нём занимали бояре, окольничие, думные дворяне — это был цвет московской знати. Бояр в Думе XVI в. было немного — всего 10—15 человек. Боярский чин жаловался только выходцам из сорока наиболее знатных российских семей.

Ниже бояр на лестнице «служилых чинов» стояли «дворяне московские» (т. е. служившие в столице).

В самом низу этой лестницы находились «дети боярские» или «дворяне городовые» — основная масса дворян-помещиков. В первой половине XVI в. их количество составляло около 25—30 тыс. человек. Они объединялись в служилые «города» — уездные корпорации дворян и «детей боярских». I Такие дворяне («тверичи», «смоляне», «можаичи» и др.) вместе «всем городом» шли в поход, где служили в одних сотнях.

За неявку дворянина на смотр или в полк у него могли отобрать поместье, а его самого выпороть кнутом. А за понесённые на службе ранения (или нахождение в плену) дворянину могли повысить жалованье или увеличить размер поместья. Провинциальный дворянин мог в случае большой удачи попасть на службу в столицу (в «московский список»), однако полу­чить чин окольничего или боярина ему было невозможно.

Отношения между членами «государева двора» регулировались местниче­ством. Дети, племянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки. Было принято, что «за службу жалует государь поместьем и деньгами, а не отечеством». Но своё положение необходимо было поддерживать службой, поэтому царское наказание — опала, бегство с поля боя или переход одного пред­ставителя семьи на службу к иноземному государю могли ухудшить поло­жение не только конкретного лица, но и всего его рода.

Вывод. В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

2. Крестьянский мир

Миром называют какую-либо область жизни. Мы будем ха­рактеризовать крестьянский мир XVI в.

(Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

  • Кто составлял большинство населения России в XVI в.? (Крестьяне. 95% населения России.)

  • На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, трудившихся на государство, дворцовых(при­надлежавших государю) и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.)

  • Что являлось центром крестьянской общины? (Село. Среднее российское село в XVI в. состояло из 10—30 дворов, деревня же насчитывала всего 3—5 дворов.

- Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.? (Основное жилищеизба (от 10до 30м2). Внутри избы располагались лавки, стол, посуда из дерева, бересты и глины; металлические изделия были редки

  • Каковы были обязанности крестьянина? (Сельскохозяй­ственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.)

  • Почему крестьяне имели большие семьи? (Большие семьи 6-8 чел. были необходимы на сельскохозяйственных работах.)

  • Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVI в.? (Тяжелым трудом, отсутствием медицинской помощи.)

-Какие повинности несли крестьяне? (Владельческие кре­стьяне платили в пользу своего господина натуральный оброк, работали на барской запашке; дворцовые крестьяне обслужи­вали нужды царского двора; черносошные крестьяне выплачи­вали подати и выполняли повинности в пользу государства. Обычно оброк составлял 1/51 /4 часть урожая. Крестьяне также выплачива­ли «мелкий доход» курами, яйцами, маслом, мясом, рыбой, ягодами. Помимо оброка, крестьяне несли в пользу господина и другие повинности: «пашни » пахати», «пруд прудити», «сено косити», «на невод ходити».

Какие шаги по закрепощению крестьян предприняло госу­дарство? (1581 г. — введение заповедных лет; 1585 г. — введение урочных лет. Чтобы сохранить налогоплательщиков и обеспечить поместья ра­бочими руками, правительство при проведении новой пе­реписи земель в 1581 г. ввело заповедные лета — за­претило крестьянам уходить из вотчин и поместий. Так в России продолжилось законодательное оформление кре­постного права. В 1597 г. был введён 5-летний срок сы­ска беглых крестьян — урочные лета.

  • Чем можно объяснить введение заповедных лет? (Желанием государства сохранить рабочие руки для помещиков.)

-Кто такие холопы? (Полностью зависимый слой населения - прислуга вотчинников. Это была прислуга (челядь, дворовые) вотчинника. Некоторые работали на хозяйской пашне (страдники), были холопы, управлявшие барским хозяйством (тиуны, ключники). Бо­евые холопы вместе с господином ходили в походы. Одни служили пожизненно, других отпускали на волю после смерти хозяина, третьи отрабатывали «ряд» (договор), за­ключённый на время.

Правовое положение крестьян в XVI в.:

-наравне с детьми боярскими могли выступать в суде свиде­телями по некоторым делам;

-могли подавать иск о защите своих земельных угодий;

-представители общины присутствовали на суде великокня­жеских наместников.

Вывод: К XVI в. крестьяне являются сложившейся социальной группой населения.


3. Посадские и гости

(Изучив п. 3 § 9 учебника, ученики выполняют задания и от­вечают на вопросы.)

  • Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.? (Около 200.)

  • Кто ими управлял? (Назначаемые царем наместники и вое­воды.)

  • Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. (Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т. д.)

  • Опишите правовой статус посадских людей. (Гости платили налоги, владели вотчинами, могли свободно передвигаться. Гости-крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами.

« Черные люди» платили подати и «тянули» повинности. По­садские люди выбирали старост и заседали в суде у намест­ников, но не имели своего городского суда.)

Посад-торгово-ремесленное поселение вне городских стен. Ставшее позднее частью города.

-Что тогда называли белыми слободами?

белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей.

Подведение итогов урока. Рефлексия

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически; внутри их не было кор­поративной сплочённости, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязан­ностями по отношению к государству.


Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  • Ответьте на вопросы 2—6 к тексту параграфа на с. 75 учебника.

  • Составьте предложения со словами рубрики «Запоминаем новые слова» на с. 75, 76 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Домашнее задание

Прочитать §9.

Выполнить задания 1—2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 75 учебника (на выбор).

  1. Какой была структура российского общества в XVI в.?

  2. Объясните значение понятий «урочные лета» и «заповедные лета».



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!