Урок истории в 6 классе с использованием
педагогической технологии развития критического мышления.
Тема: «Культура русских земель в XII-XIII веках».
Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях культуры русских земель в период политической раздробленности.
Задачи:
развивать умение выделять уникальные черты русской культуры;
продолжить развитие навыка систематизации материала и его анализа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приемы:
парная, групповая, фронтальная работа;
анализ, обобщение, конкретизация;
самостоятельная работа;
приемы «Верите ли вы, что …», чтение с пометками, таблица «тонких» и «толстых» вопросов, сводная таблица, Дерево предсказаний
Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, листы с таблицами, тетради, карта «Русь в XII - начале XIII века», презентация к уроку, иллюстрации с изображением памятников архитектуры.
Ход урока
Стадия вызова (На доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы).
- Эпиграфом к нашему уроку станут слова, написанные на доске. Прочитайте их.
- «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами и прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…».
- О каких красотах говорит автор этих слов?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями культуры русских земель в XII-XIII веках. (слайд 1) Но прежде чем перейти к изучению этого материала, мы поиграем в игру «Верите ли вы, что …». Работать будете в группах по 4 человека. Ответив на вопрос, поставьте «+» или «-» в первую строку таблицы.
(Правила этой игры: На столах лежат листы, на которых начерчена таблица, такая же, как и на доске. Цифрами обозначены номера вопросов. Учитель читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что …»Учащиеся в группах обсуждают ответы. Если дети верят информации, они ставят в первой строке «+», если нет, то «-».)
1
2
3
4
5
- Верите ли вы, что:
в Древнерусском государстве в XII-XIII веках появились местные культурные центры?;
в Древнерусском государстве развивалась наука?;
в XII-XIII веках возникли новые литературные жанры?;
политический строй русских земель влиял на их культурные традиции?
ордынское иго не оказало влияния на развитие русской культуры?
После этой работы учащиеся называют свои ответы, а учитель заполняет таблицу на доске. К этой таблице ученики будут возвращаться в ходе урока.
Стадия осмысления содержания
- Вы ответили на вопросы, но не знаете, правильно ли. Чтобы это выяснить, приступаем к работе с текстом. Откройте в учебнике страницы 127-128. Возьмите карандаш. Читая текст, делайте пометки «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял.
Учащиеся читают текст, делая пометки.
Стадия рефлексии
После прочтения вновь возвращаются к 1 и 2 вопросам начала урока.
- Давайте проверим свои предположения по первым двум вопросам, но начнем формулировку со слов «Верно ли, что …». Посмотрим, может быть, наше мнение после работы с текстом изменилось. Значки будете ставить во второй строке.
Учитель читает 1 и 2 вопросы, учащиеся заполняют в группах таблицу, затем учитель заполняет с помощью учащихся аналогичные графы в таблице на доске.
Стадия вызова
- Перед изучением материала о развитии литературы сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы. Запишите их в таблицу.
(«Тонкие» вопросы: Кто …?, Что …?, Когда …?, Может …?, Будет …?, Мог ли …?, Как звали …?, Было ли …?, Согласны ли вы …?, Верно ли …? и т.д. «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему …?, Объясните, почему …?, Как вы думаете, почему …?, В чем различие …?, Предположите, что будет, если …?, Что, если …?). В левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Примерные вопросы, составленные детьми:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Какие новые жанры литературы появились?
Кто автор произведений?
О чем писали?
Использовались ли прежние жанры?
Почему произошли изменения в литературе?
В чем состоит отличие литературы XI в. от литературы XII-XIII вв.?
Стадия осмысления содержания
После этого учащимся предлагается прочитать в учебнике с. 129-130, посмотреть слайды 2-6 в презентации, найти подтверждения своим предположениям по поводу ответа на третий вопрос в начале урока и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы
Стадия рефлексии
Вернемся к первой таблице. Верно ли, что в XII-XIII веках возникли новые литературные жанры? Поставьте знак «+» во второй строке и сравните с первой. Как видите, ваше предположение оказалось верным.
Затем учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова.
- Теперь составьте еще несколько «тонких» и «толстых» вопросов, занесите их в таблицу, поработайте с вопросами в парах, выберите наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
В тетради может появиться такая запись:
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Какова центральная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха?
Каким должен быть идеальный князь по мнению Даниила Заточника?
Какова цель автора «Слова о полку Игореве»?
Почему в XII в. начинается новый период русского летописания?
По какой причине Даниил Заточник был сторонником сильной княжеской власти?
Почему автор «Слова о полку Игореве» ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха?
Стадия вызова
- Сейчас вы познакомитесь с зодчеством XII-XIII вв. и живописью этого же периода, т.к. она была представлена мозаиками, фресками и иконами, что тесно ее связывало с архитектурой. Рассмотрите иллюстрации с изображением памятников архитектуры разных архитектурных школ Руси, а также изображения икон (слайды 7-38, иллюстрации из альбома и учебника).
- Предположите, сколько различных архитектурных стилей можно выделить, опираясь на представленные памятники зодчества.
- С чем могло быть связано такое многообразие архитектурных школ?
- Какие сходные и отличительные черты соборов и церквей вы нашли?
Ответы детей по сравнению архитектурных стилей записываем на доску. Это будет основа для дальнейшего выделения критериев сравнения стилей.
Стадия осмысления содержания
- Посмотрите, сколько школ выделяют авторы учебников. Как вы видите, ваши предположения подтвердились.
- Теперь вы будете подробно знакомиться с архитектурными школами по текстам учебников. Каждый ученик в группе получит свой объект для изучения: западная и юго-западная, южная, владимиро-суздальская, новгородско-псковская архитектурные школы. Затем вы обменяетесь информацией в группе, подумаете, как ее объединить, т.е. выделите то общее, что станет основой для сравнения архитектурных школ. Это и будут линии сравнения, которые вы запишете в сводную таблицу.
После обсуждения материала каждый член группы становится специалистом не только в своей узкой области, т.к. таблица сделает информацию общей для всей группы.
Таблица может выглядеть так:
Сводная таблица по теме «Архитектурные школы Руси XI –XIII вв.»
Западная и юго-западная
Южная (киевская, черниговская, переяславская)
Линии сравнения
Владимиро-суздальская
Новгородско-псковская
Белый камень
Белый известняк
Строительный материал
Белый известняк
Камень-плитняк, кирпич
- Крестово-купольный;
- круглые типа ротонд
Новый тип крестово-купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму.
Конструкция
Крестово-купольный; аркатурные пояса полуколонок, пилястры, устремленность к небу глав с большими крестами.
Крестово-купольный; небольшой храм, часто приземистый, словно храм-крепость.
Фасады богато украшены резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными.
Капители, колонны, большое внимание внешней отделке.
Внешний вид
Резьба по камню на растительно-звериные сюжеты.
Простота и геометричность форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов).
Сильное влияние готической западноевропейской архитектуры
Переосмысление традиций византийской школы.
Чьи традиции взяты за основу
Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики
Настенная мозаика, фрески.
Настенная мозаика, фрески.
Живопись
Фрески, иконы (Богоматерь Великая Панагия в Ярославле, «Битва суздальцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», Ангел Златые Власа»).
Фрески («Чудо на Тивериадском озере», Псков), иконы.
Новое в живописи
Стали присутствовать бытовые сюжеты, проявление черт народного искусства, меньше строгости и аскетизма в лицах святых.
Стадия рефлексии
Вам нужно презентовать ваши таблицы. Это мы проведем в виде экскурсии по той или иной земле. При ответе используйте карту, слайды презентации, иллюстрации. (От каждой группы – 1 выступающий, при необходимости учащиеся других групп могут делать дополнения).
- Давайте сравним ваши предположения по поводу причин многообразия стилей в архитектуре с материалом учебника.
- Теперь опять вернемся к первой таблице. Верно ли, что политический строй русских земель влиял на их культурные традиции? Поставьте знак «+» во вторую строку в графе четвертого вопроса. Сравните со знаком, поставленным нами в начале урока.
10. Стадия вызова
- Как вы знаете, период раздробленности в нашей стране совпал с нашествием монголо-татар на Русь. Ордынское иго затронуло все стороны жизни русского общества. Как вы думаете, какое влияние оно оказало на русскую культуру. Составим дерево предсказаний. (Правила работы таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.)
Дети в парах обсуждают ответ на вопрос, затем их идеи оформляются в тетрадях и на доске в виде Дерева предсказаний. Оно может выглядеть так:
Мешало Уничтожило
развитию
11.Стадия осмысления содержания
- Прочитайте материал на с. 135-136 и проверьте свои предположения. В случае получения дополнительной информации, «достройте» дерево, и оно станет Деревом знаний.
12. Стадия рефлексии
- Обратимся к первой таблице. Верно ли, что ордынское иго не оказало влияния на развитие русской культуры? Поставьте «-» во вторую строку таблицы.
13. Итоговая рефлексия
- Заключительное задание будет двух типов:
1. Написать эссе на тему: «Особенности культуры русских земель в период политической раздробленности»;
2. Составить к изученному материалу 3 репродуктивных вопроса, 2 продуктивных и 1 проблемный, записать их и на следующий урок задать одноклассникам.