СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе с использованием педагогической технологии развития критического мышления. Тема: «Культура русских земель в XII-XIII веках».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе с использованием педагогической технологии развития критического мышления. Тема: «Культура русских земель в XII-XIII веках».»

Урок истории в 6 классе с использованием

педагогической технологии развития критического мышления.

Тема: «Культура русских земель в XII-XIII веках».

Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях культуры русских земель в период политической раздробленности.

Задачи:

  • познакомить с развитием русской культуры в XII-XIII веках;

  • развивать умение выделять уникальные черты русской культуры;

  • продолжить развитие навыка систематизации материала и его анализа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы:

  • парная, групповая, фронтальная работа;

  • анализ, обобщение, конкретизация;

  • самостоятельная работа;

  • приемы «Верите ли вы, что …», чтение с пометками, таблица «тонких» и «толстых» вопросов, сводная таблица, Дерево предсказаний

Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, листы с таблицами, тетради, карта «Русь в XII - начале XIII века», презентация к уроку, иллюстрации с изображением памятников архитектуры.

Ход урока

  1. Стадия вызова (На доске записана тема урока, сделана заготовка таблицы).

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова, написанные на доске. Прочитайте их.

- «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская!
Многими красотами и прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…».

- О каких красотах говорит автор этих слов?

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями культуры русских земель в XII-XIII веках. (слайд 1) Но прежде чем перейти к изучению этого материала, мы поиграем в игру «Верите ли вы, что …». Работать будете в группах по 4 человека. Ответив на вопрос, поставьте «+» или «-» в первую строку таблицы.

(Правила этой игры: На столах лежат листы, на которых начерчена таблица, такая же, как и на доске. Цифрами обозначены номера вопросов. Учитель читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что …»Учащиеся в группах обсуждают ответы. Если дети верят информации, они ставят в первой строке «+», если нет, то «-».)



1

2

3

4

5












- Верите ли вы, что:

  1. в Древнерусском государстве в XII-XIII веках появились местные культурные центры?;

  2. в Древнерусском государстве развивалась наука?;

  3. в XII-XIII веках возникли новые литературные жанры?;

  4. политический строй русских земель влиял на их культурные традиции?

  5. ордынское иго не оказало влияния на развитие русской культуры?

После этой работы учащиеся называют свои ответы, а учитель заполняет таблицу на доске. К этой таблице ученики будут возвращаться в ходе урока.

  1. Стадия осмысления содержания

- Вы ответили на вопросы, но не знаете, правильно ли. Чтобы это выяснить, приступаем к работе с текстом. Откройте в учебнике страницы 127-128. Возьмите карандаш. Читая текст, делайте пометки «v» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял.

Учащиеся читают текст, делая пометки.

  1. Стадия рефлексии

После прочтения вновь возвращаются к 1 и 2 вопросам начала урока.

- Давайте проверим свои предположения по первым двум вопросам, но начнем формулировку со слов «Верно ли, что …». Посмотрим, может быть, наше мнение после работы с текстом изменилось. Значки будете ставить во второй строке.

Учитель читает 1 и 2 вопросы, учащиеся заполняют в группах таблицу, затем учитель заполняет с помощью учащихся аналогичные графы в таблице на доске.

  1. Стадия вызова

- Перед изучением материала о развитии литературы сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы. Запишите их в таблицу.

(«Тонкие» вопросы: Кто …?, Что …?, Когда …?, Может …?, Будет …?, Мог ли …?, Как звали …?, Было ли …?, Согласны ли вы …?, Верно ли …? и т.д. «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему …?, Объясните, почему …?, Как вы думаете, почему …?, В чем различие …?, Предположите, что будет, если …?, Что, если …?). В левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.


Примерные вопросы, составленные детьми:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Какие новые жанры литературы появились?

Кто автор произведений?

О чем писали?

Использовались ли прежние жанры?


Почему произошли изменения в литературе?

В чем состоит отличие литературы XI в. от литературы XII-XIII вв.?


  1. Стадия осмысления содержания

После этого учащимся предлагается прочитать в учебнике с. 129-130, посмотреть слайды 2-6 в презентации, найти подтверждения своим предположениям по поводу ответа на третий вопрос в начале урока и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы

  1. Стадия рефлексии

Вернемся к первой таблице. Верно ли, что в XII-XIII веках возникли новые литературные жанры? Поставьте знак «+» во второй строке и сравните с первой. Как видите, ваше предположение оказалось верным.

Затем учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на стадии вызова.

- Теперь составьте еще несколько «тонких» и «толстых» вопросов, занесите их в таблицу, поработайте с вопросами в парах, выберите наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

В тетради может появиться такая запись:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Какова центральная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха?

Каким должен быть идеальный князь по мнению Даниила Заточника?

Какова цель автора «Слова о полку Игореве»?

Почему в XII в. начинается новый период русского летописания?

По какой причине Даниил Заточник был сторонником сильной княжеской власти?

Почему автор «Слова о полку Игореве» ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха?

  1. Стадия вызова

- Сейчас вы познакомитесь с зодчеством XII-XIII вв. и живописью этого же периода, т.к. она была представлена мозаиками, фресками и иконами, что тесно ее связывало с архитектурой. Рассмотрите иллюстрации с изображением памятников архитектуры разных архитектурных школ Руси, а также изображения икон (слайды 7-38, иллюстрации из альбома и учебника).

- Предположите, сколько различных архитектурных стилей можно выделить, опираясь на представленные памятники зодчества.

- С чем могло быть связано такое многообразие архитектурных школ?

- Какие сходные и отличительные черты соборов и церквей вы нашли?

Ответы детей по сравнению архитектурных стилей записываем на доску. Это будет основа для дальнейшего выделения критериев сравнения стилей.

  1. Стадия осмысления содержания

- Посмотрите, сколько школ выделяют авторы учебников. Как вы видите, ваши предположения подтвердились.

- Теперь вы будете подробно знакомиться с архитектурными школами по текстам учебников. Каждый ученик в группе получит свой объект для изучения: западная и юго-западная, южная, владимиро-суздальская, новгородско-псковская архитектурные школы. Затем вы обменяетесь информацией в группе, подумаете, как ее объединить, т.е. выделите то общее, что станет основой для сравнения архитектурных школ. Это и будут линии сравнения, которые вы запишете в сводную таблицу.

После обсуждения материала каждый член группы становится специалистом не только в своей узкой области, т.к. таблица сделает информацию общей для всей группы.

Таблица может выглядеть так:

Сводная таблица по теме «Архитектурные школы Руси XI –XIII вв.»

Западная и юго-западная

Южная (киевская, черниговская, переяславская)

Линии сравнения

Владимиро-суздальская

Новгородско-псковская

Белый камень

Белый известняк

Строительный материал

Белый известняк

Камень-плитняк, кирпич

- Крестово-купольный;

- круглые типа ротонд

Новый тип крестово-купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму.

Конструкция

Крестово-купольный; аркатурные пояса полуколонок, пилястры, устремленность к небу глав с большими крестами.

Крестово-купольный; небольшой храм, часто приземистый, словно храм-крепость.

Фасады богато украшены резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными.

Капители, колонны, большое внимание внешней отделке.

Внешний вид

Резьба по камню на растительно-звериные сюжеты.

Простота и геометричность форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов).

Сильное влияние готической западноевропейской архитектуры

Переосмысление традиций византийской школы.

Чьи традиции взяты за основу

Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики


Настенная мозаика, фрески.

Настенная мозаика, фрески.

Живопись

Фрески, иконы (Богоматерь Великая Панагия в Ярославле, «Битва суздальцев с новгородцами», «Дмитрий Солунский», Ангел Златые Власа»).

Фрески («Чудо на Тивериадском озере», Псков), иконы.


Новое в живописи


Стали присутствовать бытовые сюжеты, проявление черт народного искусства, меньше строгости и аскетизма в лицах святых.


  1. Стадия рефлексии

Вам нужно презентовать ваши таблицы. Это мы проведем в виде экскурсии по той или иной земле. При ответе используйте карту, слайды презентации, иллюстрации. (От каждой группы – 1 выступающий, при необходимости учащиеся других групп могут делать дополнения).

- Давайте сравним ваши предположения по поводу причин многообразия стилей в архитектуре с материалом учебника.

- Теперь опять вернемся к первой таблице. Верно ли, что политический строй русских земель влиял на их культурные традиции? Поставьте знак «+» во вторую строку в графе четвертого вопроса. Сравните со знаком, поставленным нами в начале урока.

10. Стадия вызова

- Как вы знаете, период раздробленности в нашей стране совпал с нашествием монголо-татар на Русь. Ордынское иго затронуло все стороны жизни русского общества. Как вы думаете, какое влияние оно оказало на русскую культуру. Составим дерево предсказаний. (Правила работы таковы: «ствол дерева» - тема, «ветви» – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.)

Дети в парах обсуждают ответ на вопрос, затем их идеи оформляются в тетрадях и на доске в виде Дерева предсказаний. Оно может выглядеть так:









Мешало Уничтожило

развитию


11.Стадия осмысления содержания

- Прочитайте материал на с. 135-136 и проверьте свои предположения. В случае получения дополнительной информации, «достройте» дерево, и оно станет Деревом знаний.


12. Стадия рефлексии

- Обратимся к первой таблице. Верно ли, что ордынское иго не оказало влияния на развитие русской культуры? Поставьте «-» во вторую строку таблицы.

13. Итоговая рефлексия

- Заключительное задание будет двух типов:

1. Написать эссе на тему: «Особенности культуры русских земель в период политической раздробленности»;

2. Составить к изученному материалу 3 репродуктивных вопроса, 2 продуктивных и 1 проблемный, записать их и на следующий урок задать одноклассникам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!