СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе «Церковь и государство в конце XV - начале XVI в».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Церковь и государство в конце XV  - начале XVI". 

Цель урока : Познакомить с ролью церкви в жизни российского общества, ее взаимоотношения с властью.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе «Церковь и государство в конце XV - начале XVI в».»


Конспект урока по Истории России

Тема урока: «Церковь и государство в концеXV - начале XVI в».

Цель урока: Познакомить с ролью церкви в жизни россий­ского общества в XVI в., ее взаимоотношениями с властью; харак­теризовать особенности Русской православной церкви.

- образовательная: Проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви. Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями. Показать суть ересей второй половины XV - первой половины XVI века. Понять какую роль играла церковь в Российском государстве 16 века и как складывались ее отношения с властью.

-развивающая: Развивать умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные задания.

- воспитательная:

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну; прививать любовь к родному краю, интерес к его истории.

Коррекционная цель:

развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;

развитие произвольного внимания на всех этапах урока;

изучение степени утомляемости учащихся на уроке.

Материально-техническое оборудование : учебник, раздаточный материал, электронные материалы(презентация с иллюстрациями), проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку, проверка средств коррекции, постановка целей и определение этапов урока

  2. Повторение пройденного материала

Но прежде чем начать изучение новой темы вы мы проверим домашнее задание. Проверка д\з (в качестве проверки выполнения дом.зад обучающимся предлагается выполнить тестовые задания, 5-7 минут)

  1. Мотивация обучающихся к изучению новой темы урока. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала пре­одолению раздробленности, объединению русских земель, уча­ствовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государ­ственную политику, а царская власть желала установить едино­властие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы об­судим с вами на нашем уроке

  1. Совместное планирование деятельности.

  2. Изучение нового материала

Духовенство и миряне

До 1589 г. Главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий.
Кто нам может сказать, что такое «епархии»?
Примерный ответ: административно-территориальная единица во главе с епископом (архиереем)

Во главе каждой из них стоял архиерей.

Архиерей – общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.

Архиерей имел духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. Его возводили на пожертвования земледельца, крестьянской или посадской общины. Она же давала средства на обеспечение храма утварью, книгами иконами.

Приходской храм возводился и обустраивался за счет пожертвований.

Прихожане – жители окрестных деревень или городского квартала – избирали кандидата в священники, которого рукоположил в сан епископ. С «поставленным» священником прихожане заключали договор о вознаграждении его за службу продуктами (реже деньгами). Часть сельский батюшка имел участок земли, который обрабатывал и сдавал в аренду.

Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, помимо этого, они учили детей грамоте, участвовали в межевании(определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы.

Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.

И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души – делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах. Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, помимо этого, они учили детей грамоте, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений. В пристроенной к храму трапезной прихожане собирались на сход, обсуждали свои дела, составляли и хранили «мирские» документы. (4 слайд)

Тех соседей, которые редко посещали церковь, не соблюдали христианские посты, сквернословили, отмечали языческие праздники, священники старались вразумить словом.

И знатные, и простые люди того времени заботились о спасении души – делали вклады деньгами или вещами в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах .

Иосифляне и нестяжатели.

В конце 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви. Это было вызвано не только стремлением великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные и богатые монастырские земли, но и его желанием подчинить церковную власть светской.

Иван 3 задумывал изъять земли, находившиеся во владении и митрополита, епископов и монастырей. Взамен он обещал содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

Церковный собор 1503 г. выступал против изъятия церковных земель. Защитником церковного землевладения выступил Иосиф Волоцкий.

Волоцкий говорил, что церковь должна иметь большие материальные средства, для того чтобы успешно распространять свои идеи, заниматься благотворительностью и просвещением. Еретиков и вероотступников Иосиф призывал подвергать смертной казни.

Иосифляне – сторонники идей Волоцкого

Но у него был и оппонент. Им стал монах Нил Сорский, проведший в молодости более 10 лет в монастырях. Он утверждал, что монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельность, а следовательно, им не нужны земельные владения. Нил призывал монахов вести аскетичный образ жизни, отрешиться от мирской суеты. Выступал против казни за еретические высказывания.

Нестяжатели – сторонники Нила Сорского.

Последователем Нила стал монах Вассиан (Патрикеев), которых в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Яркой фигурой среди последователей нестяжателей был Максим Грек. Он являлся выходцем из греческой семьи, уехал в Италию. Там на него оказало большое влияние проповеди священника-доминиканца Савонароды, который фактически управлял Флоренцией и выступал за отказ от мирских благ и соблазнов. Вернувшись на родину, Грек стал одним из самых ярких богословов. Вскоре он был направлен Константинопольским патриархам в Москву для сличения русских церковных с греческими оригиналами.
В конфликте между нестяжателями и иосифлянами на чью сторону встал Грек, как вы думаете?

За то, что он встал на сторону последователей Сорского, Грека осудили и сослали в монастырь.

Споры нестяжателей и иосифлян касались не только церковного владения. Одним из самых главных вопросов в них были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.

Эти споры продолжались много лет. Соборы 1547, 1549 и 1551 годов не утвердили модель церковно-государственных отношений.

Физминутка
Заполнить таблицу

Критерии для сравнения

Нестяжатели

Иосифляне

Идейный лидер



Последователи



Вопрос о земле



Взаимоотношение с властью



Отношение к еретикам




Ереси

Первая половина 16 века – не только споры между нестяжателями и иосифлянами, но и период распространения различных ересей.

Кто вспомнил, что такое ересь и как поступали с еретика в средневековой Европе?

Работа с текстом учебника стр 197-199

  1. Первичный контроль знаний.

Работа в парах:

1 вариант - “стригольники”

2 вариант - “жидовствующие”

Определите общие позиции во взглядах ересей. Определите различие во взглядах “стригольников” и “жидовствующих”

Работа с учебником стр 200-201

Предположите

В чем суть теории “Москва-третий Рим”

  1. Закрепление изученного материала

Задание ученикам на первично закрепление материала:

1.Какую роль играл приходской храм для округи?

2. Почему для светской власти была важна поддержка Церкви?

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями?

4. Расскажите про проявление ереси на Руси? И представителей-сподвижников ереси.

5. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

8. Домашнее задание: Параграф 22, учить конспект. Устно отвечать на вопросы в конце параграфа. Заполнение таблицы:


9.Рефлексия, подведение итогов и оценки результатов урока:

В 16 веке Россия стала единственной православной державой в Европе. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике государство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои владения и обрела статус патриархии

Оценки за урок Что понравилось? Что запомнилось?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!