СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 7 классе «Российское государство в первой трети 16 века»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с завершающим этапом объедине­ния русских земель; оценивают значение образования единого государства. Урок способствует формированию  приемов исторического анализа(сопо­ставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следствен­ных связей, целей и результатов деятельности исторических лич­ностей и др.); умения владеть монологической контекстной речью, расширяет опыт оценочной деятельности на ос­нове осмысления жизни и деятельности исторических личностей.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе «Российское государство в первой трети 16 века»»

Тема: Российское государство в первой трети 16 века

Цели и задачи: познакомить с системой управления государством в первой трети XVI в.; оценить значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, дети бо­ярские, кормление, наместник, приказы, стан, уезд, описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; анализировать структуру государственного управления; метапредметные УУД 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2)регулятивные: определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: анализировать и оценивать информацию; личностные УУД: формировать и развивать познавательный ин­терес к прошлому своей Родины; расширять опыт оценочной деятельности на ос­нове осмысления жизни и деятельности исторических личностей.

Оборудование: учебник

Тип уроков: урок открытия нового знания, урок общеметодо­логической направленности.

Ход уроков

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

В начале XVI в. в Российском государстве были практически преодолены пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, еще недавно обладавшие огромной властью, теряли ее. Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создания нового порядка управления страной.

План урока

1.Как управлялось государство.

Тема уроков: «Российское государство в первой трети XVI в.».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Введение в новый материал

Многие историки считают, что о России начала XVI в. можно говорить как о едином государстве. Так ли это? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить известные вам признаки централизованного государства.

(Ученики вспоминают признаки. Учитель записывает на до­ске ответы учеников.)

Признаки централизованного государства:

1.подчинение всех органов самоуправления единому центру;

2.единое законодательство;

3.общая судебная система;

4.общая налоговая система;

5.единый бюджет.

Проблемный вопрос

  • Было ли Российское государство начала 16 в. централизованным?

Работа по теме урока

Как управлялось государство

Мы выяснили, что в первой трети XVI в. закончился процесс собирания русских земель. Предстояло решить еще несколько важных задач: установить единую систему управления страной, ввести общее законодательство, провести административное де­ление государства и создать единое войско.

- Работая с п. 3 § 4 учебника, составьте схему «Управление Российским государством в первой трети XVI в.».



Система управления единым государством начала склады­ваться ещё при Иване III. Во главе государства стоял великий князь и государь всея Руси. Только он имел право издавать законы и вести переговоры с иностранными государствами, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Из пред­ставителей самых знатных родов состояла Боярская дума, в которой государь заседал и с которой советовался. Численный состав 5—10 знатных бояр и столько же окольничих. Думцы обсуждали важнейшие вопросы жиз­ни страны. Думцы служили послами, полковыми воевода­ми и воеводами важнейших городов.

Опорой власти самодержца являлся государев двор — правящая вер­хушка московского общества. В него входили представители старых бояр­ских родов (Шереметевы, Морозовы, Салтыковы, Бутурлины и др.), а также перешедшие на московскую службу князья ярославские, Оболенские, суздаль­ские, ростовские и их бояре. Помимо них, членами государева двора были отпрыски литовской династии Гедиминовичей (князья Голицыны, Куракины, Хованские, Трубецкие). Именно из членов государева двора назначались на­местники, воеводы, они же служили и на придворных должностях кравчих, постельничих, спальни­ков. Менее знатные слуги великого государя несли охрану дворца, участвова­ли в придворных церемониях, составляли свиту правителя при его выездах, входили в государев полк — основную часть московского войска.

Казна ведала сбором государевых налогов и архивом. Учреждения — дворцы (Большой, Новгородский, Тверской, Калужский) управляли личным хозяйством великого князя, принадлежавшими ему дворцовыми землями. Дворецкие творили суд, занимались об­меном и межеванием (определением гра­ниц) великокняжеских земель. Они же контролировали деятельность намест­ников и волостелей,

К XVI в. на основе дворцов возник­ли специальные центральные органы управления — приказы. При дворцах и казне служили опытные чиновники — дьяки и подьячие, которые вели государственную документацию — посольские, разрядные, писцовые книги.

Намест­ников и волостелей государь ставил во главе новых территориальных единиц — уездов, делившихся на ста­ны и волости.

Деятельность наместников на такой должности — кормлении ре­гулировалась уставными грамотами. Эти документы определяли полномочия и раз­мер содержания — «корма», который пре­доставляло местное население деньгами и продуктами — хлебом, мясом, рыбой, овсом и т. п. Наместник от имени госу­даря творил суд по уголовным и граж­данским делам, а также взимал штрафы и судебные пошлины, поступавшие в го­сударственную казну. Но судить он дол­жен был только с участием местных вы­борных «добрых людей», а его решения могли быть обжалованы только в Москве.

На смену системе княжеских дружин пришла единая армия — дворянское поместное ополчение, созданное на основе раздачи поместий.

Запись в тетради

Поместье — это участок казенной земли с крестьянами, отдан­ный конкретному лицу на условии несения им военной службы. По­местье нельзя было продать, подарить или заложить, но можно было передать по наследству, если сын выходил на службу «в отца место».

На смену княжеским дружинам пришла единая армия. В за­висимости от площади полученной земли помещик должен был выставить определенное количество воинов «на коне и в доспехе». На службе государя состояли и профессиональные ар­тиллеристы — пушкари. Отряды пищальников появи­лись еще при Иване 3. В их состав входили воины, вооруженные огнестрельным оружием — пищалями. Они получали жалованье из казны, не имели дворянских привилегий (не получали чинов при дворе и не имели права владеть землей с крестьянами).

При Иване III и Василии III складывается общегосударственная систем связи — ямская гоньба. Жители сёл, расположенных вдоль крупных дорог становились потомственными ямщиками, они были обязаны перевозить с одной станции («яма») до следующей казённые грузы и людей: гонцов, послов, воевод.

  • Было ли Российское государство начала 16 в. централизованным?

Ответы учащихся:

Были созданы общегосударственные учреждения, появилось единое войско-дворянское поместное ополчение, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены

московские наместники.

-Почему с образованием единого централизованного государства власть великого князя становилась все более неограниченной?

(Учащиеся высказывают предположения)

Торговые и хозяйственные связи между отдельными русскими землями, вошедшими в состав Российского государства, были развиты слабо (в отличие от государств Западной Европы). Единство могло поддерживаться преимущественно силой. Власть великого князя становилась все более неограниченной.

Рефлексия




Домашнее задание

1. Прочитать § 4.

2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!