Повторение пройденного материала | Вопросы и задания. - Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке? - Под каким названием вошла в историю война России с Францией? - Когда началась Отечественная война? - Почему эта война называется Отечественной? - Почему Наполеон напал на Россию? (Какие цели преследовал Наполеон?) - Где произошло вторжение французов? Показать на карте. -Какую войну вели Россия и Франция? - Сравните армии России и Франции по численности. В случае затруднений предлагает найти ответ в тексте учебника. | Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Дают полный ответ. Дают полный ответ. Дают развернутый ответ. Дают ответ. Один ученик дает ответ, сопровождая его показом на карте. Дают ответ. Дают сравнительную характеристику. |
Актуализация знаний, объявление новой темы | Вступительное слово учителя. Войска Наполеона быстро продвигались вглубь России. Русская армия отступала. Сообщение темы урока: «Бородинская битва». | Записывают тему урока в тетрадь. |
Изучение нового материала | Работа с текстом учебника. - Кто был назначен главнокомандующим русской армии? - Какую поговорку сложили солдаты? Работа с рассказом для дополнительного чтения «Михаил Илларионович Кутузов». - За что ценили Кутузова Екатерина II и Павел I? - Где Кутузов решил дать генеральное сражение? Словарная работа: ставка, генеральное сражение. - Найдите описание построения войск. Рассказ учителя о ходе сражения. Словарная работа: флеши. - Почему Кутузов здесь решил дать бой? - Какая численность была у противоборствующих сторон? Запомните эту дату: 26августа 1812г. Работа с картой. Просмотр фрагмента из художественного фильма «Война и мир». По стрелкам определите, куда направлены основные удары французов. Опережающее задание. Словарная работа: уланы, картечь. Работа с текстом учебника. - Сколько времени продолжалась битва? - Зачитайте текст, где говорится о последних часах битвы. - Почему мы говорим, что в этом сражении не было победителей? Кратко проговорив изученный материал, делает вывод по теме. | Один ученик читает указанный абзац, остальные следят. Дают ответы на поставленные вопросы. Записывают в тетрадь дату: 26 августа1812 г. Находят объяснение слов в учебнике. Слушают рассказ учителя. Находят на карте направление ударов французами. Слушают рассказ учителя. Ученик читает фрагмент стихотворения «Бородино». Один ученик читает указанный абзац, остальные следят. Слушают вывод по теме. |
Первичное закрепление нового материала. | В качестве закрепления проводится беседа по вопросам. Где было решено дать генеральное сражение? Покажите на карте. Почему Кутузов избрал местом генерального сражения Бородинское поле? Когда произошло Бородинское сражение? Какие укрепления были использованы в этом сражении? Чем закончилось Бородинское сражение? Назовите героев Бородинского сражения. В случае затруднения предлагает обратиться к тексту учебника. | Участвуют в беседе. Дают ответ, сопровождая его показом на карте. Дают аргументированный ответ. Дают полный ответ. Дают развернутый ответ. Дают полный ответ. Дают ответ. |
Домашнее задание | Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, ответы на вопросы, выполнить задания на карточках. | Записывают домашнее задание. |