СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 8 классе "Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет рассмотреть причины франко-прусской войны, повод к ней, ход военных действий и последствия поражения Франции в войне, завершающий этап объединения германских государств, оценить условия мирного договора между Германией и Францией, познакомить с причинами восстания в Париже и охарактеризовать деятельность Парижской коммуны

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 8 классе "Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна".»

Учитель:Минибаев И.Ф.

Дата проведения: 13.10.20

Класс: 8

Тема урока: Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Цели:

  1. Образовательные: рассмотреть причины франко-прусской войны, повод к ней, ход военных действий и последствия поражения Франции в войне, завершающий этап объединения германских государств, оценить условия мирного договора между Германией и Францией, познакомить с причинами восстания в Париже и охарактеризовать деятельность Парижской коммуны;

  2. Развивающие: развивать умения переносить знания в новые ситуации, вести коммуникативный диалог, делать выводы и прогнозы развития международных отношений, развивать мышление, речь, навыки работы с историческими источниками;

  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, гражданско-правовые, нравственные чувства.

Тип урока: изучение нового материала, урок проблемного обучения.

Проблемная ситуация: Франко-прусская война — спор за территорию или источник новых противоречий?

Возможная личностно значимая проблема: необходимость вдумчивого и взвешенного принятия решений (с прогнозированием всех возможных последствий).

Оборудование: компьютер, иллюстрации, карта «Франко-прусская война».


ХОД УРОКА

  1. Организация класса на работу

  2. Сообщение темы и цели урока, постановка проблемной ситуации.

Мы уже  изучили основные особенности развития Франции и Пруссии в третьей четверти XIXв., знаем проблемы этих государств. Наша цель сегодня - проанализировать противоречия возникшие в Европе, выяснить международное значение и последствия франко-прусской войны, образования Германской империи, историческое значение Коммуны, сделать прогноз дальнейшего развития европейской истории.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я решил взять слова из произведения русского писателя XX века Владимира Дмитриевича Дудинцева «Белые одежды»:


«Каждый поступок, малейшее движение оставляют след. Семь раз отмерь — не зря сказано».


  • Как вы понимаете его слова? Согласны ли вы с ними?

  • В ходе изучения истории мы сталкивались с огромным количеством войн и знаем, что все они, как правило, приводят к территориальным изменениям. Сегодня на уроке мы рассмотрим один из самых значимых конфликтов в истории XIX века — франко-прусскую войну, постараемся выяснить какой след она оставила в истории и разрешить следующую проблемную ситуацию: чем стала в истории эта война: простым спором за территорию или источником новых противоречий?


  1. Актуализация знаний. Фронтальная беседа

- Давайте вспомним из ранее изученного:

  1. Какие цели преследовала внутренняя политика Наполеона III? (укрепление режима Второй империи, усиление контроля над обществом)

  2. Какие цели лежали в основе внешней политики Франции? (вела много колониальных войн)

  3. Чем объяснить непопулярность императора Наполеона III? (внешняя политика стоила огромных средств, интеллигенция и буржуазия не были довольны усилением режима)

  4. Какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине XIXв. Какими методами его пытались решить? (объединение Германии, Отто фон Бисмарк, «железом и кровью»)


  1. Изучение нового материала.

- А теперь непосредственно перейдем к изучению этого конфликта

Работа с учебником:

Прочитайте пункт 1 параграфа18, стр.138 Ответьте на вопросы:

Белоусова - причины для Франции;

Полянский - причины для Пруссии;


на доске

Франция

Пруссия

1. Наполеон III хотел поднять свой авторитет

2. Стремление помешать объединению Германии

1. Стремление объединить немецкие земли, спровоцировав конфликт с Францией

Просмотр фрагмента видеофильма

  • что же стало поводом к войне? (спор за испанский престол)

Запись в тетрадь: 19 июля 1870 года Франция объявила войну Германии.


Проблемный вопрос:

1. Существовала ли возможность мирного разрешения этих противоречий?

Один греческий писатель однажды сказал: «Там, где заканчивается дипломатия, начинается война». Как вы считаете, уместно это высказывание в сложившейся ситуации? (обе стороны только в войне видели решение этой ситуации)

2. В войне с Францией участвовала не только Пруссия, но и весь возглавляемый Северогерманский союз, а также связанные с ним военными договорами южно-германские государства, т.е. фактически вся Германия. Почему же в литературе утвердился термин « франко-прусская война»? (Пруссия была самой главной политической и экономической силой в союзе, его центром)


Попробуем с вами проанализировать, на сколько же оба государства были готовы к этой войне?


Работа с таблицами (презентация)

Словарная работа: мобилизация, см. в словаре.

Какой вывод можно сделать из полученных данных?

(Германская армия превосходила в численности французскую, т. к. была мобилизованы все войска Северогерманского союза, армия Франции же была профессиональной, но не многочисленной. У Пруссии было преимущество в артиллерии).



Работа с документом. Докладная генерала Трошю.

Учебник, стр. 145.

  • что можно сказать об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией? (неподготовленность)

Работа с картой.


4 августа пруссаки перешли в наступление, вынудив французов отступать с самого начала войны. Вместо ожидаемой быстрой победы войска Наполеона III стали терпеть поражение. Уже после первых сражений французская армия была расчленена на две части: войска маршала Базена были окружены в районе Меца, а войска под командованием Наполеона III — в районе крепости Седан на северо-востоке Франции, где и произошла решающая битва, предопределившая исход войны.

1 сентября при Седане французы проиграли сражение. Окруженные и дезорганизованные французские войска сосредоточились в крепости. Император мог бы сделать попытку прорваться через позиции пруссаков, но этого не произошло.

О масштабах Седанской катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном III. На следующий день, 2 сентября Наполеон лично прибыл в ставку германского командования, где и была подписана капитуляция. Провожая 3 сентября карету, увозившую Наполеона III, Бисмарк произнес: «Вот уходит целая династия». Слова эти оказались пророческими, так как на следующий день в Париже произошла революция, свергнувшая правящую династию. Вторая империя перестала существовать.


Проблемный вопрос: как отнестись к этому шагу Наполеона III, как к предательству или самому разумному решению на данный момент? (нет однозначного ответа, для французского народа скорее было предательством)


Страшным ударом для французов стало известие о капитуляции маршала Базена в Меце, где находилось около 200 тыс. солдат — армия, имевшая все возможности продолжать борьбу. Пленных отправили в Германию.


Рассказ учителя.

В первые недели покорная властям пресса еще скрывала истинное положение, сообщая о «победах французского оружия», о «взятых в плен тысячах немецких солдат». Тем большим стало потрясение в обществе, когда власти 4 сентября 1870 г. были вынуждены сообщить о сокрушительном разгроме и капитуляции французской армии под Седаном.

В Париже началось восстание. Собравшись в ратуше, депутаты провозгласили республику, было сформировано Временное правительство национальной обороны.


Запись в тетрадь: 4 сентября 1870г. Во Франции была провозглашена Третья республика.


Проблемный вопрос: почему не сообщалось об истинном положении французов? (чтобы не вызывать панику в своем тылу)


Германские войска, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления, двинулись на Париж, осада которого началась уже 19 сентября. В течение короткого времени пруссаки оккупировали весь северо-восток Франции.

С конца декабря прусская артиллерия стала бомбардировать жилые кварталы столицы.


А что же с амбициями Бисмарка? Он своего добился. 18 января 1871г. в пригороде Парижа, Версале, была провозглашена Германская империя. Конституция закрепила в объединенной Германии гегемонию Пруссии. Свершилась долгожданная мечта немецкой нации. Завершение объединения произошло сверху - «железом и кровью».


Запись в тетрадь: 18 января 1871г. - провозглашение Германской империи.


Огромное ли было значение у этого события, как вы считаете? (да, завершился процесс, длившийся не одно десятилетие и даже столетие, немцы почувствовали себя одним целым)


Проблемный вопрос: не кажется ли странным, что провозглашение империи происходит в Версале, резиденции французских королей, а не в столице — Берлине?

(иллюстрация А. Фон Вернера, с целью показать свое величие, унизить Францию)


Работа с документом: предварительный мирный договор, учебник, стр. 145

Предварительный или племинарный мирный договор между Францией и Германской империей был заключен 26 января 1871г. в Версале, окончательно же он был подписан во Франкфурте 10 мая.


Запись в тетрадь: 10 мая 1871г. - Франкфуртский мир — окончание Франко-прусской войны.


На каких условиях был заключён мирный договор между Францией и Пруссией? (отторжение Эльзаса и Лотарингии, выплата Францией 5 млрд франков)

Как он мог отразиться на экономике этих двух стран? (5млрд франков — большая сумма, возможно развитие Франции замедлится, а Германии усилится)

Как он повлияет на взаимоотношения этих стран, давайте спрогнозируем. (Франция разгромлена и унижена, желание отомстить)

Словарная работа: реванш, см. в словаре


Рассказ учителя.

Но вернемся в осажденный Париж.

Жителям столицы жилось очень трудно. Продовольствия не хватало. Питались лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крыса стоила 2 франка.

Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и  служащие — заработной платы.

Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало. Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления жители столицы возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти намерены активно отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом, так как больше, чем пруссаков, оно боялось вооруженных парижских рабочих. Следует отметить, что у парижан на руках имелось большое количество оружия. Одних только национальных гвардейцев в городе к весне 1871 г. было 300 тыс. человек. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть правительством национальной измены.

18 марта 1871 г. в Париже вспыхнуло восстание. Узнав об этом, глава Временного Правительства Тьер, его министры, работники правительственных учреждений и большинство представителей имущих слоев столицы покинули Париж и перебрались в Версаль.

Организованный же в национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну — орган городского самоуправления и заявил о переходе правительственной власти в руки.


Запись в тетрадь: 18 марта 1871г. - провозглашение Парижской коммуны.


Театрализация.

-А теперь давайте проникнемся духом этого времени и поможет нам в этом коммунарка Луиза Мишель.


Рассказ учителя.

Руководители Коммуны заявили о своем желании провести реформы: заменить постоянную армию вооруженным народом, ввести выборность и сменяемость чиновников, отделить церковь от государства, ввести бесплатное обучение, справедливо организовать труд и пр.

Но многое им осуществить так и не удалось.

Версальское правительство считало коммунаров бунтовщиками, и с начала апреля между бойцами отрядов Коммуны и версальскими войсками начались вооруженные столкновения. Но силы были неравны, так как Бисмарк стал досрочно возвращать пленных французских солдат, и Тьер использовал их для борьбы с коммунарами. Провинция коммунаров тоже не поддержала. В стране разжигалась ненависть к парижанам, которые «осмелились поднять мятеж», когда враг оккупировал часть страны.

Обе стороны вели себя очень жестоко. Версальцы расстреливали пленных коммунаров. Тогда Парижская коммуна приняла декрет о заложниках, которыми становились состоятельные парижане, заподозренные в симпатиях к версальцам. Жестокость коммунаров оттолкнула многих парижан, тем более что, как всегда бывает в таких случаях, ситуацией пользовались представители городского «дна», видевшие во всем происходящем возможность убивать и грабить.

21 мая версальцам удалось ворваться в Париж. Началась жестокая баррикадная борьба. Эта неделя вошла в историю как «кровавая майская неделя». К сожалению, и коммунары совершили много действий, которые нельзя оправдать: расстреливали заложников; без всякой необходимости подожгли ряд зданий в центре Парижа. 28 мая последних защитников Коммуны расстреляли у каменной стены кладбища Пер-Лашез. После этого начался террор, теперь уже со стороны версальцев. Вот цифры: у версальцев менее 1000 убитых, у коммунаров, учитывая погибших в боях, расстрелянных без суда, — более 30 тыс.



Проблемный вопрос: В истории нет однозначной оценки Парижской коммуны. Для одних это жестокий бунт, для других великий подвиг, праздник справедливости и демократии.

  • какие аргументы вы привели бы в защиту тех, кто считает ее бунтом? (террор, анархия, мятеж в то время как враг захватил часть страны)

  • А какие основания у тех, кто считает ее подвигом? (боролись за права и свободы, за справедливое общество без эксплуатации)


Мы видим, это событие имеет и положительную и отрицательную окраску, однозначен лишь его финал. Этот социальный бунт был подавлен, 1-я в мире рабочая пролетарская республика просуществовала всего 72 дня.



Итоги войны

- Каковы результаты войны?

На доске 1) образование Германской империи, 2) Проблема Эльзаса и Лотарингии, 3) Неудачный опыт Парижской коммуны


Решение проблемной ситуации

Оценки за урок.

Домашнее задание

§ 18 читать, ответить на вопросы к нему.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!