Камчатский край, г. Вилючинск, МБОУ СШ №2
- практические: работа с различными материалами.
- алгоритм действий.
- педагогика сотрудничества (учебный диалог).
- осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- овладение основами культуры практической творческой работы художественными материалами;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности;
- диалогический подход к освоению произведений искусства.
1. Побывать на экскурсии в городе Гжель.
2. Узнать историю рождения гжельской росписи.
3. Исследовать характерные особенности гжельской росписи.
4. Научиться составлять композицию в традициях гжели.
5. Узнать, как применяют мотивы гжельской росписи в современном мире?
6. Показать возможности синего цвета.
7. Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
8. Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Этапы урока | Технология проведения | Приёмы, УУД |
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I. Организационный момент. | Подготовка и организованное начало урока. Мотивация к учебной деятельности. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Позитивный настрой на урок. | Добрый день, ребята! Поприветствуйте гостей и занимайте свои места. Пусть он действительно будет для нас добрым. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. Разбудит в нас лучшие чувства: желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. А на какой урок вы пришли? - С каким настроением? - Что ожидаете от этого урока? - Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Мастеров. На помощь нам пришла Гжелинка. | Дети приветствуют гостей и отвечают, с каким настроением они пришли на урок. - Я ожидаю от этого урока. Я своё настроение хочу назвать ОЖИДАЮЩИМ, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий. - А у меня СПОКОЙНОЕ настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибиться, хочу спокойно работать дальше. - Моё настроение ПРИПОДНЯТОЕ. Я люблю урок окружающего мира, мы всегда такие интересные задания выполняем! - А я выбрала название ЛИКУЮЩЕЕ. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок. | Личностные УУД. Самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
II. Актуализация знаний. | Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность. | - Ребята, отправляясь на урок, я заметила, как много в природе предметов синего цвета. -Где в природе, вы встречали синий цвет? - А где можно встретить сочетание синего и белого цветов? - Подскажите, в росписи какого народного промысла используют это сочетание? На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему? - Предположите тему нашего урока. - Правильно, наш урок посвящен гжели. Тема «По мотивам гжельской росписи». | Отвечают на вопросы и формулируют вывод о своих возможностях. На доске словарное слово: гжель | Коммуникативные УУД. Конструировать: простейшие высказывания с помощью логических связок.
Личностные УУД. Осознание своих возможностей. Воспитывать потребность познавать культурные традиции. Стимулировать и развивать любознательность. |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ознакомление учащихся с целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной. Введение в тему урока, обеспечить необычную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | Вы сегодня на уроке распределены в группы. - С какой целью вы собрались группами? Мы с вами несколько уроков изучали искусство гжели. Пришло время поделиться своими знаниями с первоклассниками. - Как же нам донести информацию? - А как, всё что вы предложили объединить вместе? Какие ещё будут предложения? Так какова цель нашего урока? Выполнить проектную работу «По мотивам гжельской росписи» - Ребята, какие задачи надо решить для достижения намеченной цели? .
| Так обычно мы работаем над проектом. Ребята называют несколько версий. Рассказать о гжели детям. Научить расписывать изделия. Можно провести конкурс. - Надо создать альбом. Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи. Задачи. Побывать на экскурсии в городе Гжель. Узнать историю рождения гжельской росписи. Исследовать характерные особенности гжельской росписи. Научиться составлять композицию в традициях гжели. Узнать, как применяют мотивы гжельской росписи в современном мире? | Коммуникативные УУД. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные УУД. Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации. |
IV. Поисково-исследовательский. Планирование работы. Информационный этап. | Способствовать формированию представления о конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностях предлагаемого изделия. Развивать умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; на основе самостоятельного изучения материала готовить индивидуальные и групповые сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы; развивать коммуникативные умения; участвовать в дискуссии. | 1. Приглашаю вас, ребята, на экскурсию в город Гжель. Гжель – это древнее село в Московской области, народные умельцы которого изготавливают изумительно красивую и звонкую фарфоровую посуду. - Чему удивились? 2. А теперь посетим выставку изделий. У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Посмотрите внимание на изделия и скажите мне: в чем эта особенность? 3. Наш альбом украсят ваши иллюстрации. -Давайте вспомним элементы, которые характерны для нашей Гжелинки. 4. Искусство гжельской росписи покорило своей красотой и современных людей. - Рассмотрите, как человек применяет мотивы гжельской росписи в повседневной жизни? |
На доске словарное слово майолика
Дети рассматривают образцы изделий и перечисляют их характерные особенности.
Ребята исследуют экспонаты на парте и доске. Узоры выполнены синей краской. Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее. На доске словарное слово: агашка Комментарий детей по вопросу. | Регулятивные УУД. Формировать умение планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Учить подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами. Предметные УУД. Исследовать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемого изделия. Личностные УУД. Воспитывать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Регулятивные УУД. Объяснять ход изготовления изделия, выполнять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения работы. |
Физминутка | Снятие утомления мышц опорно – двигательной системы, профилактика сколиозов и нарушений в работе органов зрения | Вот такая милая птичка приглашает вас отдохнуть перед важным этапом работы. | Дети выполняют танцевальные движения под музыкальное сопровождение. | |
V. Практическая работа. Работа в группах. | Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. Научить создавать страничку альбома; анализировать и выделять главное; определять круг информации, необходимой для решения проблемы При помощи практической работы подвести учащихся к итогу урока. | Наступает ответственный момент нашего урока. Мы приступаем к созданию альбома. - А что такое альбом? Назовите составные компоненты альбома. Работать будем группами – мастерскими. Каждая группа отвечает за свою страничку. Вспомните правила работы в группе. В ваших мастерских много различных инструментов. Вспомните правила ТБ. Приступаем к работе. Инструкция к работе находится в конверте. Дополнительный материал – в файле. Распределите роли в вашей мастерской, а дальше действуйте по плану. Желаю творческого настроения, слаженности, удачи. На работу вам 10 -15 минут. | Дети рассматривают образец аьбома и перечисляют его составные части. Правила работы в группе. Правила ТБ на уроке ИЗО. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами. Дети извлекают содержимое конверта, готовят своё рабочее место, рационально размещая материалы и инструменты. Текущий инструктаж при работе с клеем. Ребята желают друг другу удачи в творческой деятельности. Выполнение практического задания по инструкциям – заданиям. Материалы расположены на столах групп. Участники выполняют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения работы. Распределение рабочего времени. На работу - 10 минут. Дети благодарят друг друга за поддержку и сплочённость в работе. Ребята убирают рабочие места, соблюдая правила личной гигиены. | Регулятивные УУД. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Учить подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать правила личной гигиены и безопасные приёмы работы с материалами, инструментами. Предметные УУД. Исследовать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемого изделия. Личностные УУД. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности |
Презентация работы. | | Умницы, вы отлично поработали. Осталось познакомиться с вашими страничками. На защиту работы – вам 3 минутки. | Презентация страничек. | |
VI. Рефлексивно-оценочный. | Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция. Выставка работ. Уборка рабочего места. Оценка настроения в конце урока. | - Вам понравилось работать? - Удалось ли нам достигнуть цели? - Какие сделали открытия? - Было ли трудно? Скажите друг другу спасибо за поддержку. - С каким настроением вы завершили работу? Наша гостья Гжелинка приглашает вас разгадать кроссворд, чтобы узнать внимательно ли вы работали на уроке. Кроссворд 1.название промысла -- Гжель 2.основной цвет гжельской росписи --синий 3.элемент росписи –листок 4.инструмент художника – кисть 6.приём работы кистью – мазок 7.керамика, покрытая глазурью -- майолика Дополни одним словом: Гжель – это… Я открыл (а)… Я удивился … Мне понравилось… Я бы хотел (а) пожелать … Вы сегодня создали не только альбом, но и подтвердили, что вы мастера и мастерицы. А чтобы ниточки мастерства были крепкими, образуем «Цветок мастерства» Урок завершён. Спасибо всем нам! | Образовав круг, ребята формируют из лепестков цветок, а педагоги, взяв ленточки условно передают свою мудрость мастерства. | Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Регулятивные УУД. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Соблюдать правила личной гигиены. Коммуникативные УУД. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |