СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изо 7 кл. Античная росписная керамика

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

на уроке учащиесяя знакомятся с историей античной керамики. Задание - выполнить  эскиз декоративной  тарелки по мотивам греческой вазописи различными материалами

Просмотр содержимого документа
«Урок изо 7 кл. Античная росписная керамика»



Урок изобразительного искусства

в 7 классе







Урок 18. Тема урока:

















Учитель ИЗО:

Любченко Ольга Сергеевна



Дата проведения:

Класс:


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с произведениями античного искусства гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи; учить выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи.

  2. Развивать умение анализировать предметы искусства, выявлять пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей.

  3. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.


Оборудование: шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда, фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.


На доске: слова великого древнегреческого поэта Гомера:

“О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!”


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.

а) Объявление темы;

б) Постановка цели;

в) Вводная беседа.

Греция! Маленькая страна, занимающая южную часть Балканского полуострова, страна высоких гор, зеленых долин, с трех сторон окруженная морем. В этой стране издревле жил высокоодаренный народ, создавший богатую и разностороннюю культуру. Великолепные предметы искусства, созданные античными греками, до сих пор восхищают нас величием пропорций, красотой форм. И мы изучаем их, чтобы перенять все лучшее, созданное этим народом. Сегодня мы познакомимся с греческой вазописью и попробуем повторить ее мотивы в своих рисунках.

В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов. Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы.

1) Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с десятого по восьмой век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников.

2)Следующая эпоха в качестве примера стилевого разнообразия представлена изображениями животных, а затем они окончательно вытеснили геометрические фигуры, использовавшиеся в качестве основного декоративного элемента. Поскольку некоторые из изображенных экзотических зверей — представители фауны Востока, то эта эпоха соответственно стилю вазописи известна как «восточный период» и называется «Ковровый стиль»

3) Спустя примерно столетие мотивы фауны уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике: люди и предметы здесь изображались черными силуэтами, на которых затем прорезались и раскрашивались детали.
Одним из блестящих мастеров чернофигурной росписи был выдающийся афинский художник шестого века Эксекий.

4) В конце УI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины, — как в представленном ниже изображении.

Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, вазописец Евфроний на кратере умело и выразительно представил готовящихся к состязаниям атлетов.

Стили вазописи:

Изометрический стиль Ковровый стиль

Краснофигурный стиль Чернофигурный стиль

- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Кирик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.


Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.

- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.

В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.

Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?

- Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).

- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д. (за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания.

- Чтобы ярче представить эпоху того времени, давайте на несколько минут перенесемся в то время и послушаем, как жители Эллады поведали бы нам о росписи сосудов.


1-й ученик: В веке VI, задолго до нынешней эры, в Греции славной жил вазописец, умелый, Эксекий. На кратерах красных черным писал он фигуры античных героев.

Доблестный воин Ахиллес, на бессмертных похожий, жизненный путь избрал он краткий, но славою полный.

Аякс – богатырь высокий такой и могучий. Он головой и плечами всех превышает. После Ахилла, воин он самый храбрый и сильный.

Ахилл быстроногий и храбрый Аякс меж собою дружили. В битвах жестоких немало врагов одолели. Здесь же мы видим друзей, увлеченных мирной игрою.




2-й ученик: Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далеком, пятом, до нынешней эры черные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он, в сраженьях, не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актеров. Маски надели они и явили народу искусство. Мастер, желая укрепить чудесные вазы, орнаменты ввел из веток плюща и листьев оливы, овы писал, розетки и волны, что несут корабли и земляки родным и брегам чужестранным.

Итак, теперь мы с вами знаем, что в VI веке доминирует чернофигурная вазопись, с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

К V веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.





  1. Объяснение задания.

Сегодня вам предстоит сделать эскиз декоративной тарелки по мотивам греческой вазописи. Выбор сюжета предоставляется вам. Какие могли бы быть варианты?
(Ответы учащихся.)

Правильно, на ваших эскизах могут быть изображены бой греческих воинов, сцены из мифа, животные, рабы и т. д.
Но только ли сюжетное изображение имеется на вазах? Посмотрите, очень часто оно дополняется орнаментальной полосой, характерной для греческой вазописи.
Знаете ли вы эти виды орнамента?
(Ответы учащихся.)

Наиболее известен геометрический орнамент, в основе которого лежит реально существующая, до пределов обобщенная и упрощенная форма — меандр (волна).

После геометрического по степени распространенности следует растительный орнамент — бутоны лотоса.

Характерной для греческой вазописи является и пальметта (стилизованный веерообразный лист).

Выполнение рисунка необходимо начать с полосы, которую заполняют сюжетным изображением. Важно при этом соблюдать пропорции отдельных фигур.


Первая группа работает в черно-фигурном стиле

Вторая группа – в красно-фигурном.


- Помогать в выполнении рисунка вам будут таблица, напоминающая о том, как одевались древние греки и музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Вот как о нем сказал Гомер: “Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.



  1. Самостоятельная работа.

Выполнить эскиз декоративной тарелки по мотивам греческой вазописи (карандаш, акварель, гуашь).

Целевые обходы учителя:
1. Контроль за организацией рабочего места.
2. Контроль за правильностью выполнения приемов работы
З. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.


  1. Итог урока.

Выставка работ у доски.

Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.


Работы учащихся:





  1. Домашнее задание.

Оформить работу до конца.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!