СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО "Герои - защитники" (4 кл.)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО "Герои - защитники" (4 кл.)»

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Медведёвская средняя общеобразовательная школа Кусинский район»










Тема: «Герои-защитники»

Методические рекомендации по проведению урока в 4 классе по программе для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство, под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011









Автор: Панфёрова Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства и МХК















С. Медведёвка 2016 г.



Методические рекомендации

по проведению урока

1.Тема: «Герои – защитники»

2.Система уроков: «Искусство объединяет народы »

3.Класс: класс 4

4.Место в программе: 4 урок -4 четверти (Искусство объединяет народы)

5.Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, проблемная. Исследовательский проект.

6.Форма организации: коллективная и индивидуальная

7.Педагогические средства обучения: презентация PowerPoint(наглядность), беседа, дидактический материал

8.Планируемые результаты:

8.1Предметные:

способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники, овладение навыками моделирования из бумаги;

знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура)

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ,

готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий; использовать ритм и стилизацию форм для создания работы в технике аппликации и коллажа;

    1. Метапредметные

1.личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: чувство гордости за искусство Родины, своего народа, потребность в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной худо­жественной культурой;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей.


2. регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; следует режиму организации учебной деятельности; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (карандаш, бумага, гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;


3. познавательные:

обучающийся определяет умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; отвечает на простые и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы; наблюдает и делает самостоятельные простые выводы; находит необходимую информацию

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;



4. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение

ориентироваться в своей системе знаний, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, обоснование своего ответа, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;


9.Информационно-методическое обеспечение: ИКТ

10.Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор

11.Материалы: бумага А4,цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, гуашь, готовые шаблоны, эскизы обелиска.

12.Ключевые слова и понятия: Скульптура, памятник, монумент, обелиск, сопереживание.

13.Информационные источники:

  • М.А. Давыдова. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. - М.: ВАКО, 2013.

  • Л. А. Неменская. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.. под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.

  • Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.

  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.-М.: Просвещение,2011.

  • http://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2012/06/8216-0.jpg Владимирская богоматерь

  • http://artchive.ru/artists/607~%D0%AD%D0%BB%D1%8C_%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE/works/314234 Эль Греко «Автопортрет

  • http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_42.html Рембрандт

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/fa/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C-%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_6201-2_e1b_sm1_T3ru_2011.jpg Спасо-Преображенский собор (сер.XII века) и памятник князю Александру Невскому

  • http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/05/17407.jpg икона А.Невский

  • http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0129/img/korin.jpg Корин А.Невский

  • http://www.togur-school.tom.ru/site1/stalingrad.htm Мамаев курган

  • http://russo.com.ua/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/amashukeli_elgudja_davidovich.135 Э.Амашукели «Юноша верхом на льве»

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%F3%EB%FC%EF%F2%F3%F0%E0 словарь

  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Monument_to_Minin_and_Pozharsky_and_St_Basils_Cthedral2.JPG?uselang=ru И. Мартос «Гражданину Минину и князю Пожарскому»

  • http://art-center.by/blog/roden_museum.html Роден «Граждане Кале»

  • http://www.mega-u.ru/node/24264 Магнитогорск

  • http://www.pomnivoinu.ru/card/291154/ златоуст

  • http://www.saratov-lepnina.ru/info/slovar/184.html египет

  • http://memory45.kurganobl.ru/admin/pics/1228.jpg Обелиск шадринский район

  • Слайды №13-17 личные фото автора.

  • Братья мастера изображения, украшения и постройки – рисунок клипарт выполнила ученица 7 класса Горева Алина





Примечание: Проведена большая подготовительная работа: совместно с классным руководителем выполнен проект «Их имена живут в названиях улиц», о воинах погибших в годы ВОВ, было проведено дополнительное внеурочное занятие по изо, экскурсия к обелиску и выполнены зарисовки памятника.



Этапы работы


Деятельность учителя

(Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)


Деятельность учащихся

(УУД) Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.


Регулятивные действия эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Дети готовят рабочее место: бумага, готовые шаблоны, рисунки.

клей, ножницы.

2. Постановка цели и задач урока.





Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд №2

- Какие вечные темы в искусстве вы знаете?

Сегодня вы продолжите знакомство с темами в изобразитель­ном искусстве, которые относятся к «вечным и великим».

Слайд №3

Тема «Герои – защитники» отражает образы героев в картинах, монументах и па­мятниках.

- Кто достоин называться героем?

- Каких героев вы знаете?


Ученики рассматривая слайды участвуют в беседе и отвечают на вопросы.


Коммуникативные:

умение формулировать собственное мнение и позицию, проявлять интерес к новому.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно.

Ответы учащихся. Подвиги Александра Невского. Виды искусства: живопись, скульптура,


Личностные: самоопределение-мотивация учения. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, на­правленных на помощь и обеспечение благополучия.


3.Актуализация знаний

Вспомним что такое скульптура?

Слайд№4

Скульптура - это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает.


-Что означает слово памятник? Какие бывают памятники?

-А что такое монумент?


Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные комплексы. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.;




Откройте учебник на с. 152, прочитайте приведенный там текст — два первых абзаца.

Слайд №5

Рассмотрите фотографию памятника

К. Минину и Д. Пожарскому. Его автор — скульптор Иван Ива­нович Мартос.

Памятник Минину и Пожарскому был установлен уже почти два века назад в честь народных героев, организо­вавших освобождение нашей страны в ещё более далёкие и смутные времена. Этот памятник создавался по инициативе широкой общественности, на него собирались народные деньги, и посвящён он российским патриотам, в которых ви­дели воплощение гражданской доблести.

Сюжетом, памятника является призыв Минина к князю Пожарскому подняться на борьбу за освобождение Москвы против польской интервенции (начало XVII в.). Отсюда жест поднятой руки, которая видна издалека и прочно запомина­ется как характерная примета памятника. Но, в сущности, Минин обращается не только к князю, взгляд его обращён ко всей Русской земле, рука его должна поднять весь рус­ский люд. Именно образ деятельного человека из народа, мужественно идущего навстречу испытаниям, придаёт исто­рическое значение этому памятнику.

Скульптуру надо видеть со всех сторон. Впереди скульптурная композиция вырисо­вывается отчётливым силуэтом, почти как эмблема, как герб. Фигура Минина крепкая, устойчивая, наполнена уверенной нравственной силой. А если посмотреть на памятник сбоку, то жест героя становится порывистым, страстным. Сзади особенно выразительна спина: сквозь складки рубашки ощу­щается богатырская мощь. При этом в памятнике нет нерв­ной возбуждённости, резкого порыва: определённая сдержан­ность, внутреннее равновесие понимались в те времена, ког­да работал скульптор Мартос, как возвышенное и благород­ное в натуре человека.

На постаменте памятника — рельеф, рассказывающий о событиях тех лет, о том, как люди старались помочь опол­чению, принести свой дар. Художник придаёт этой торжест­венной композиции глубокий и многогранный смысл служе­ния общему делу. В дарующем жесте протянутых рук жен­щин видится что-то молитвенное. Это один из лучших рель­ефов в русском искусстве.

Слайд №6

Пятьсот лет спустя скульптор Огюст Роден получил заказ на создание памятника людям, которые совершили подвиг — по­жертвовали собой ради спасения родного города. Давайте рассмо­трим подробнее этот памятник.

Это знаменитая скульптура французского скульптора О. Родена «Граждане Кале» (сюжет которой разъяснён в тексте)
















Ребята нашего класса подготовили небольшую презентацию посвящённую памятникам и монументам, послушаем их сообщения!



Выступление учеников.


Посмотрим, какие памятники находятся в нашем регионе


Слайд №7-8

Мемориал "Тыл-фронту" в городе Магнитогорске
Расположен на Западном берегу реки Урал, (напротив Магнитогорского металлургического комбината)


17 августа 2004 года в г. Златоуст. Челябинской области был открыт памятник «Войнам погибшим при исполнении воинского долга». В 1995 году проводился конкурс на лучшую композицию памятника. Победителями стали скульптор В.П Жариков и архитектор М.М.Жернаков. С 1995 по 2004 год шла кропотливая работа по сбору средств, изготовлению и установке памятника.


Ответы уч-ся: Скульптура - один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения.



Ученики, рассматривая слайды, участвуют в беседе и отвечают на вопросы. (Работа со словарём)


Познавательные: умение сравнивать и устанавливать аналогии, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания

Учащиеся читают учебник.


знание видов художественной деятельности: изобразитель­ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди­зайн и архитектура),









Чтение текста.

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;







обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: чувство гордости за искусство своей Родины, своего народа

















































Чтение текста

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста

Личностные:

уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;




готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;


Дети выступают перед одноклассниками,

показывая презентацию «Памятники и мемориалы ВОВ».

Обсуждают материал по улицам нашего села, рассматривают фотографии, читают письма с фронта (ксерокопии).


4. рефлексия

Ребята, Сегодня мы познакомились с выдающимися памятниками и мемориалами прославляющими героизм защитников отечества.

­­- Повторим понятие памятник, скульптура и мемориал

- Какое историческое значение передал скульптор в памятнике Минину и Пожарскому

- В чем чувствуется патриотизм?


- Как выглядят герои города Кале, решившие отдать свои жизни за то, чтобы остались в живых другие жители этого города?

- Как скульптор передал несгибаемость людей, чьи образы воплощены в памятнике?

-какие вы знаете памятники героям находящиеся в нашей области

-Слайд №9

Определите соответствие названий и изображений (Правильные ответы появляются по щелчку)



Личностные:

-смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что усвоил, над чем нужно еще поработать?

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.



Учащиеся участвуют в беседе и отвечают на вопросы.








Учащиеся рассматривают изображения на слайде и дают ответы.


Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


5.Первичное усвоение знаний

выделение и осознание того, что усвоено, учить самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.


Слайд № 10

-Что означает слово «обелиск»?

Слайд №11

-Посмотрите какие бывают обелиски.

-Как вы думаете, почему в нашем селе и в других маленьких сёлах нет монументальной скульптуры?

Слайд№12

Посмотрите видеоролик: «Реквием из песка» Таким необычным способом можно выразить своё сопереживание людям потерявших своих близких в годы ВОВ.



Личностные: уметь выполнять действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания.


Ответы учащихся.



Ученики просматривают видеоролик.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;


6.Физминутка

Цель:

снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда


К нам весна в село пришла.

Земля проснулась ото сна.

Глаз открыла, потянулась,

Подмигнула, улыбнулась.

Веточками покачала,

Листиками прошуршала,

Травками пошевелила

И травой лицо умыла.

Руки в боки уперла.

Ногу вправо отвела.

Покачалась так немного.

Думает: «Работы много.

Хватит спать, пора вставать

Пора работу начинать».


Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии


7.Художественно-технологический этап


Слайд №13

Мы с вами провели огромную подготовительную работу; классный руководитель провел урок в школьном музее, и вы узнали историю улиц носящих имя героев ВОВ. Далее мы провели экскурсию к нашему памятнику и выполнили зарисовки в карандаше.

-Как называется наш памятник?

-Что больше всего вас удивило при рассматривании обелиска?


Мы тоже с вами прикоснёмся к этому величайшему чувству сопереживание и выполним «открытку – коллаж с изображением обелиска, посвящённую героям – защитникам».

Вы уже ответили на вопрос, что больше всего вас удивило при знакомстве с обелиском, это список погибших людей, по несколько одинаковых фамилий, и все они погибли на войне.

-Ребята, каким героям мы посвятим нашу открытку?

-перечислите символы ВОВ которые можно использовать в нашей работе?


Слайд №14-16

Первый вариант Коллективная работа.

Внимательно посмотрите последовательность работы над открыткой:

-Выбираем фон (голубое небо или тёмное с салютом в честь победы)

-В центре выкладываем шаблон обелиска.

-Дальше фантазируем; радуга, весенние цветы, голуби-символы мира, солнце и символы ВОВ (георгиевская лента, звёзды, надписи и т.д.)

Размещаем на формате, ищем разные варианты композиции и только после приклеиваем. Мелкие детали можно подрисовать.


Второй вариант Индивидуальная работа.

Слайд №17

Рисуем открытку красками с выделением композиционного центра-обелиска.

Третий вариант. Создание объёмной композиции в бумаге или лепка пластилином памятника героям - защитникам


Работа предстоит большая, трудоёмкая, поэтому работать будем в парах, не забываем про технику безопасности.

(Целевые обходы и индивидуальная помощь учащимся)


Л:сформированность эстетических чувств, художественно­ творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей;






Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.



умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ, способность передавать в художественно-творческой деятельности свои эмоции и чувства,


Учащиеся выполняют творческое задание

овладение практическими живописными умениями и навыками работы гуашью.


овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;





7.Рефлексия.




Слайд №18


Выставка детских работ:

-Какие чувства вызывают ваши работы?

-Ребята, подумайте, что можно сделать с нашими чудесными открытками? 9 мая мы с вами по традиции всей школой пойдём на митинг к обелиску посвящённый дню победы! И в торжественной обстановке подарим их семьям погибших героев, фронтовикам, воинам интернационалистам.

-Оценивание работ.

-Уборка рабочих мест.

Дети показывают свои работы. Обсуждают работы и оформляют выставку.


Личностные:

-смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что усвоил, над чем нужно еще поработать?

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач.

.


8.Домашнее задание


Альбом, краски, простой карандаш.

Регулятивные: уметь выполнять планирование с учетом конечного результата; осуществлять контроль



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!