М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Медведёвская средняя общеобразовательная школа Кусинский район»
Тема: «Герои-защитники»
Методические рекомендации по проведению урока в 4 классе по программе для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство, под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011
Автор: Панфёрова Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства и МХК
С. Медведёвка 2016 г.
Методические рекомендации
по проведению урока
1.Тема: «Герои – защитники»
2.Система уроков: «Искусство объединяет народы »
3.Класс: класс 4
4.Место в программе: 4 урок -4 четверти (Искусство объединяет народы)
5.Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая, проблемная. Исследовательский проект.
6.Форма организации: коллективная и индивидуальная
7.Педагогические средства обучения: презентация PowerPoint(наглядность), беседа, дидактический материал
8.Планируемые результаты:
8.1Предметные:
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники, овладение навыками моделирования из бумаги;
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура)
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ,
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий; использовать ритм и стилизацию форм для создания работы в технике аппликации и коллажа;
Метапредметные
1.личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: чувство гордости за искусство Родины, своего народа, потребность в общении с искусством, природой, творческом отношении к окружающему миру. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2. регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; следует режиму организации учебной деятельности; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные инструменты и материалы (карандаш, бумага, гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
3. познавательные:
обучающийся определяет умения, которые сформированы на основе изучения данной темы; отвечает на простые и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы; наблюдает и делает самостоятельные простые выводы; находит необходимую информацию
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
4. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение
ориентироваться в своей системе знаний, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, обоснование своего ответа, умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности;
9.Информационно-методическое обеспечение: ИКТ
10.Техническое обеспечение занятия: ПК, экран, проектор
11.Материалы: бумага А4,цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, гуашь, готовые шаблоны, эскизы обелиска.
12.Ключевые слова и понятия: Скульптура, памятник, монумент, обелиск, сопереживание.
13.Информационные источники:
М.А. Давыдова. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. - М.: ВАКО, 2013.
Л. А. Неменская. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.. под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. Под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2012.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы.-М.: Просвещение,2011.
http://klin-demianovo.ru/wp-content/uploads/2012/06/8216-0.jpg Владимирская богоматерь
http://artchive.ru/artists/607~%D0%AD%D0%BB%D1%8C_%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE/works/314234 Эль Греко «Автопортрет
http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_42.html Рембрандт
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/fa/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C-%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_6201-2_e1b_sm1_T3ru_2011.jpg Спасо-Преображенский собор (сер.XII века) и памятник князю Александру Невскому
http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2010/05/17407.jpg икона А.Невский
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0129/img/korin.jpg Корин А.Невский
http://www.togur-school.tom.ru/site1/stalingrad.htm Мамаев курган
http://russo.com.ua/hudojestvennaya_entsiklopediya/page/amashukeli_elgudja_davidovich.135 Э.Амашукели «Юноша верхом на льве»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%F3%EB%FC%EF%F2%F3%F0%E0 словарь
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Monument_to_Minin_and_Pozharsky_and_St_Basils_Cthedral2.JPG?uselang=ru И. Мартос «Гражданину Минину и князю Пожарскому»
http://art-center.by/blog/roden_museum.html Роден «Граждане Кале»
http://www.mega-u.ru/node/24264 Магнитогорск
http://www.pomnivoinu.ru/card/291154/ златоуст
http://www.saratov-lepnina.ru/info/slovar/184.html египет
http://memory45.kurganobl.ru/admin/pics/1228.jpg Обелиск шадринский район
Слайды №13-17 личные фото автора.
Братья мастера изображения, украшения и постройки – рисунок клипарт выполнила ученица 7 класса Горева Алина
Примечание: Проведена большая подготовительная работа: совместно с классным руководителем выполнен проект «Их имена живут в названиях улиц», о воинах погибших в годы ВОВ, было проведено дополнительное внеурочное занятие по изо, экскурсия к обелиску и выполнены зарисовки памятника.
Этапы работы | Деятельность учителя (Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) | Деятельность учащихся (УУД) Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент | Приветствие, проверка готовности класса к уроку. | Регулятивные действия эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Дети готовят рабочее место: бумага, готовые шаблоны, рисунки. клей, ножницы. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Слайд №2 - Какие вечные темы в искусстве вы знаете? Сегодня вы продолжите знакомство с темами в изобразительном искусстве, которые относятся к «вечным и великим». Слайд №3 Тема «Герои – защитники» отражает образы героев в картинах, монументах и памятниках. - Кто достоин называться героем? - Каких героев вы знаете? | Ученики рассматривая слайды участвуют в беседе и отвечают на вопросы. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, проявлять интерес к новому. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что еще неизвестно. Ответы учащихся. Подвиги Александра Невского. Виды искусства: живопись, скульптура, Личностные: самоопределение-мотивация учения. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
3.Актуализация знаний | Вспомним что такое скульптура? Слайд№4 Скульптура - это тоже рассказ о человеке, о том, какой он, что любит, о чем думает. -Что означает слово памятник? Какие бывают памятники? -А что такое монумент? Монументальная скульптура - монументы, памятники, скульптурные комплексы. Произведения монументальной скульптуры рассчитаны в основном на восприятие с больших расстояний, на долговременное существование в природной среде: обычно они выполняются в самых прочных материалах - в граните, бронзе и т. д.; Откройте учебник на с. 152, прочитайте приведенный там текст — два первых абзаца. Слайд №5 Рассмотрите фотографию памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Его автор — скульптор Иван Иванович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому был установлен уже почти два века назад в честь народных героев, организовавших освобождение нашей страны в ещё более далёкие и смутные времена. Этот памятник создавался по инициативе широкой общественности, на него собирались народные деньги, и посвящён он российским патриотам, в которых видели воплощение гражданской доблести. Сюжетом, памятника является призыв Минина к князю Пожарскому подняться на борьбу за освобождение Москвы против польской интервенции (начало XVII в.). Отсюда жест поднятой руки, которая видна издалека и прочно запоминается как характерная примета памятника. Но, в сущности, Минин обращается не только к князю, взгляд его обращён ко всей Русской земле, рука его должна поднять весь русский люд. Именно образ деятельного человека из народа, мужественно идущего навстречу испытаниям, придаёт историческое значение этому памятнику. Скульптуру надо видеть со всех сторон. Впереди скульптурная композиция вырисовывается отчётливым силуэтом, почти как эмблема, как герб. Фигура Минина крепкая, устойчивая, наполнена уверенной нравственной силой. А если посмотреть на памятник сбоку, то жест героя становится порывистым, страстным. Сзади особенно выразительна спина: сквозь складки рубашки ощущается богатырская мощь. При этом в памятнике нет нервной возбуждённости, резкого порыва: определённая сдержанность, внутреннее равновесие понимались в те времена, когда работал скульптор Мартос, как возвышенное и благородное в натуре человека. На постаменте памятника — рельеф, рассказывающий о событиях тех лет, о том, как люди старались помочь ополчению, принести свой дар. Художник придаёт этой торжественной композиции глубокий и многогранный смысл служения общему делу. В дарующем жесте протянутых рук женщин видится что-то молитвенное. Это один из лучших рельефов в русском искусстве. Слайд №6 Пятьсот лет спустя скульптор Огюст Роден получил заказ на создание памятника людям, которые совершили подвиг — пожертвовали собой ради спасения родного города. Давайте рассмотрим подробнее этот памятник. Это знаменитая скульптура французского скульптора О. Родена «Граждане Кале» (сюжет которой разъяснён в тексте) Ребята нашего класса подготовили небольшую презентацию посвящённую памятникам и монументам, послушаем их сообщения! Выступление учеников. Посмотрим, какие памятники находятся в нашем регионе Слайд №7-8 Мемориал "Тыл-фронту" в городе Магнитогорске Расположен на Западном берегу реки Урал, (напротив Магнитогорского металлургического комбината) 17 августа 2004 года в г. Златоуст. Челябинской области был открыт памятник «Войнам погибшим при исполнении воинского долга». В 1995 году проводился конкурс на лучшую композицию памятника. Победителями стали скульптор В.П Жариков и архитектор М.М.Жернаков. С 1995 по 2004 год шла кропотливая работа по сбору средств, изготовлению и установке памятника. | Ответы уч-ся: Скульптура - один из видов изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. Ученики, рассматривая слайды, участвуют в беседе и отвечают на вопросы. (Работа со словарём) Познавательные: умение сравнивать и устанавливать аналогии, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания Учащиеся читают учебник. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), Чтение текста. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: чувство гордости за искусство своей Родины, своего народа Чтение текста находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста Личностные: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; Дети выступают перед одноклассниками, показывая презентацию «Памятники и мемориалы ВОВ». Обсуждают материал по улицам нашего села, рассматривают фотографии, читают письма с фронта (ксерокопии). |
4. рефлексия | Ребята, Сегодня мы познакомились с выдающимися памятниками и мемориалами прославляющими героизм защитников отечества. - Повторим понятие памятник, скульптура и мемориал - Какое историческое значение передал скульптор в памятнике Минину и Пожарскому - В чем чувствуется патриотизм? - Как выглядят герои города Кале, решившие отдать свои жизни за то, чтобы остались в живых другие жители этого города? - Как скульптор передал несгибаемость людей, чьи образы воплощены в памятнике? -какие вы знаете памятники героям находящиеся в нашей области -Слайд №9 Определите соответствие названий и изображений (Правильные ответы появляются по щелчку) | Личностные: -смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что усвоил, над чем нужно еще поработать? - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. Учащиеся участвуют в беседе и отвечают на вопросы. Учащиеся рассматривают изображения на слайде и дают ответы. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
5.Первичное усвоение знаний выделение и осознание того, что усвоено, учить самоорганизации при выполнении самостоятельной работы. | Слайд № 10 -Что означает слово «обелиск»? Слайд №11 -Посмотрите какие бывают обелиски. -Как вы думаете, почему в нашем селе и в других маленьких сёлах нет монументальной скульптуры? Слайд№12 Посмотрите видеоролик: «Реквием из песка» Таким необычным способом можно выразить своё сопереживание людям потерявших своих близких в годы ВОВ. | Личностные: уметь выполнять действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания. Ответы учащихся. Ученики просматривают видеоролик. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
6.Физминутка Цель: снятие усталости и напряжения; внесение эмоционального заряда | К нам весна в село пришла. Земля проснулась ото сна. Глаз открыла, потянулась, Подмигнула, улыбнулась. Веточками покачала, Листиками прошуршала, Травками пошевелила И травой лицо умыла. Руки в боки уперла. Ногу вправо отвела. Покачалась так немного. Думает: «Работы много. Хватит спать, пора вставать Пора работу начинать». | Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
7.Художественно-технологический этап | Слайд №13 Мы с вами провели огромную подготовительную работу; классный руководитель провел урок в школьном музее, и вы узнали историю улиц носящих имя героев ВОВ. Далее мы провели экскурсию к нашему памятнику и выполнили зарисовки в карандаше. -Как называется наш памятник? -Что больше всего вас удивило при рассматривании обелиска? Мы тоже с вами прикоснёмся к этому величайшему чувству сопереживание и выполним «открытку – коллаж с изображением обелиска, посвящённую героям – защитникам». Вы уже ответили на вопрос, что больше всего вас удивило при знакомстве с обелиском, это список погибших людей, по несколько одинаковых фамилий, и все они погибли на войне. -Ребята, каким героям мы посвятим нашу открытку? -перечислите символы ВОВ которые можно использовать в нашей работе? Слайд №14-16 Первый вариант Коллективная работа. Внимательно посмотрите последовательность работы над открыткой: -Выбираем фон (голубое небо или тёмное с салютом в честь победы) -В центре выкладываем шаблон обелиска. -Дальше фантазируем; радуга, весенние цветы, голуби-символы мира, солнце и символы ВОВ (георгиевская лента, звёзды, надписи и т.д.) Размещаем на формате, ищем разные варианты композиции и только после приклеиваем. Мелкие детали можно подрисовать. Второй вариант Индивидуальная работа. Слайд №17 Рисуем открытку красками с выделением композиционного центра-обелиска. Третий вариант. Создание объёмной композиции в бумаге или лепка пластилином памятника героям - защитникам Работа предстоит большая, трудоёмкая, поэтому работать будем в парах, не забываем про технику безопасности. (Целевые обходы и индивидуальная помощь учащимся) | Л:сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ, способность передавать в художественно-творческой деятельности свои эмоции и чувства, Учащиеся выполняют творческое задание овладение практическими живописными умениями и навыками работы гуашью. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; |
7.Рефлексия. | Слайд №18 Выставка детских работ: -Какие чувства вызывают ваши работы? -Ребята, подумайте, что можно сделать с нашими чудесными открытками? 9 мая мы с вами по традиции всей школой пойдём на митинг к обелиску посвящённый дню победы! И в торжественной обстановке подарим их семьям погибших героев, фронтовикам, воинам интернационалистам. -Оценивание работ. -Уборка рабочих мест. | Дети показывают свои работы. Обсуждают работы и оформляют выставку. Личностные: -смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: что усвоил, над чем нужно еще поработать? - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач. . |
8.Домашнее задание | Альбом, краски, простой карандаш. | Регулятивные: уметь выполнять планирование с учетом конечного результата; осуществлять контроль |