СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО в 5 классе по теме "Матрешка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был составлен и проведен в 5 классе. Учащиеся подготовили краткие сообщения по вопросам:

- История появления МАТРЕШКИ

- Разновидности росписи матрешек, их особенности и отличительные черты. (несколько человек)

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО в 5 классе по теме "Матрешка"»

Развернутый план-конспект урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Программа: Изобразительное искусство:5-8 кл.: программа для общеобразовательных организаций /сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Фещенко Н.А., Симыкина С.Г., ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 35 с.

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

2 четверть. «Связь времен в народном искусстве»

Тема урока: «Матрешка»

Вид урока: тематическое рисование

Тип урока: комбинированный

Погребняк Людмила Борисовна, учитель изобразительного искусства, технологий и черчения, МОУ «Школа № 4 города Докучаевска»



Цели деятельности учителя

  • Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

  • Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

  • Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус

задачи деятельности учителя

  1. Обучающие:

  • Сформировать представление о Матрешке, как разновидности декоративно-прикладного искусства

  • Знать историю создания матрешки, особенности внешнего вида в разных областях

  • Учить пропорциям и особенностям туловища матрешки

  • Учить поэтапному ведению работы

  • Учить смешивать краски и работать со сложными цветами (палитра цветов)

  • Учить составлению гармоничной композиции

  • Учить терминологии (основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, палитра,)

  1. Развивающие:

  • Умение работать в технике акварели;

  • Навыки создания единого образа;

  • Ассоциативное и наглядно-образное мышление

  • Представление о предназначении русской Матрешки

  1. Воспитывающие:

  • Внимательность

  • Интерес к истории родной страны

  • Аккуратность

  • Нравственные качества личности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; научатся смешивать краски и применять в узорах, рисовать с образца лицо и узор костюма.

Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать свои версии, работать по плану.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; критически осмысливают свое поведение.

Методы обучения

Эвристический (частично-поисковый), объяснительно-иллюстративный

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная

Интернет-ресурс

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • cultunow.ru/ckdds-187-1.html

  • vipdoll.ru

  • https://ok.ru/video/241649455481

  • https://ok.ru/video/241649521017

  • https://ok.ru/video/241649389945

Оборудование

  • У учителя: заготовки матрешек (из бумаги), образцы росписи, презентация “Красавица-матрешка”.

  • У учащихся: альбом, краски (гуашь), кисти округлые №5, №2, №1, карандаш ТМ, М, ластик, тряпочка.

Основные понятия и термины

  • Основные цвета (красный, синий, желтый)

  • Дополнительные цвета ( производные – оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый)

  • Матрёшки из Сергиева Пасада

  • Матрёшки из Полховского Майдана

  • Матрёшка семёновская

  • Вятская матрешка

  • Авторская матрешка

  • Символизм

  • Шлифовка

  • Обрисовывание деталей

  • Фон.









Организационная структура (палитра) урока




Этапы урока


Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения



Деятельность учителя


Осуществляемая

деятельность учащихся


формы организации


формируемые умения

( универсальные учебные действия)

1.Организационный момент


- Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. На занятии нам потребуются: карандаши, ластик, кисти №1, №2, №5, краски (гуашь), альбом, тряпочка, баночка с водой, ну и, конечно, наша фантазия.

проверяют друг у друга наличие материалов

парная


2.Формулирование темы урока и целеполагание

загадка - актуализация темы

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
 
Для меньшей темница. (Матрешка)

- Да, сегодня мы поговорим о матрешке и выполним эскизы ваших будущих игрушек.

отгадывают загадку.

фронтальная работа

регулятивные:

определяют цель и проблему в учебной деятельности.

личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала.

познавательные:

определяют понятия молодица. сестрица, матрешка

3.Изучение нового материала

объяснительно -иллюстративный

Беседа о возникновении и видах русской матрешки.

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

- А на самом деле все было так…

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Если попытаться дать определение этой игрушке, то оно примерно такое: матрешка – русская деревянная кукла, внутри которой вложены подобные ей, отличающиеся друг от друга по размеру и росписи такие же куклы–матрешки.

Первая подобная игрушка из дерева была представлена народу в виде восьми чередований девочек – мальчиков, которые в своих руках держали черных петухов да маленьких цыпляток, а последняя, самая маленькая, была изготовлена в виде спеленатого младенца. Все восемь куколок были расписаны яркими цветными красками с использованием народных мотивов.

Вырезал эту первую матрешку мастер-игрушечник Василий Звездочкин:

а расписал художник Сергей Малютин.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником... Мамы при этом не было. А клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку:

Разъемная игрушка очень заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка, да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Новая игрушка мгновенно стала популярной. В том же году, как эта кукла появилась на свет, российский консул доносил, что в Германии нюрнбергская фирма “Альберт Герх” и токарь Иоганн Вильде начали подделывать русскую матрешку. Такое же известие пришло из Франции. Но, как показало время, эти игрушки там не привились.

Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году. В 1911 году заказы на игрушку поступили уже от 14 государств мира.

Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица.

СИМВОЛИЗМ:

Объяснить название русской игрушки можно, проанализировав все нижеперечисленные факты. Матрешка, Матрена, Матреша – корень слова имеет латинское происхождение. Mater с латыни дословно переводится как "мать", интересно, что других значений слово не имеет.

Матрешка – производное от имен Маша, Маня, Мария. Это широко используемое имя у славян во все времена.

Матрешка – имя буддийской богини Матри.

Виды матрешек:

Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск , в1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек – семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки.

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Для этой росписи характерно обведение черной краской контура

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Матрешки - технология производства

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные — восьмиместные, максимум, а в последние годы появились35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют.

А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

 В 2004 году в Москве был открыт музей матрешки. Самая большая матрешка ростом с метр, а всего в ней 300 матрешек.

вот вкратце история замечательной куклы матрешки

Ответы и предположения детей


фронтальная работа


4.Актуализация знаний и умений


Ребята, работая парами, в группе:

- дайте характеристику этим изображениям

- какими выразительными и особенными средствами пользуются мастера, чтобы эти матрешки отличались от других, были особенными?

- какие новые слова мы сегодня встретили:

отгадаем кроссворд: см приложение 1

отвечают на вопросы,

фронтально в парах


5.Этап творческого применения

Практический. Творческий поиск

А теперь вы, ребята, превратитесь в мастеров росписи матрёшек.
- Начинайте свою работу с раскраски больших цветовых плоскостей - час­тей одежды (платка, шубы).
- После того, как краска высохнет, приступаем к раскраске узора и лица матрёшки.

- Предлагаю вам яркими красками раскрасить матрешку в любом, понравившемся вам стиле.

- Раздаю заготовки силуэтов матрешек

- Помощь и консультирование учащихся, при необходимости проведение фронтальной работы по устранению ошибок

выбирают вариант понравившей

ся матрешки, ищут свой путь решения учебной задачи, подбирают самостоятельно цветовую гамму, соотносят свой рисунок с работами мастеров


Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

Познавательные: осваивают приемы художественной росписи матрешек, смешивают краски, подбирают цвета. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему создания неповторимого образа матрешки.

Личностные: осознают свои интересы и цели, художественный образ, адекватно выражают на рисунке

6.Физкультминутка

охрана здоровья

- А перед тем, как начать работу, давайте немного отдохнём.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. 
На ногах сапожки, 
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись, 
Всем знакомым поклонись. 
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.

делают физзарядку

каждый отдельно


7.Итоги урока. Рефлексия

демонстрация рисунков

-Выбираю несколько лучших работ. Обучающиеся рассказывают, какой рисунок, какой стиль им понравился и какими приемами росписи они пользовались.

Рефлексия:

- чему научился?

- в чем затруднялся?

- как преодолеть затруднения?

- с каким настроением работал?



коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Регулятивные: выдвигают свои версии, работают по плану.

Личностные: учатся критически оценивать свою работу, сравнивать с образцами.

8. Домашнее задание


-Ребята, на следующем уроке мы будем проходить основы пекарского искусство на Руси. К этому уроку вам пригодятся ваши эскизы-зарисовки птичек, зайчиков, мишек


















Приложение 1

Кроссворд.

1.  Русская игрушка, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.
2.  Чем была матрёшка для детей?
3.  От какого имени произошло название игрушки?
4.  Чем стала матрёшка сейчас? 
5.   Мастер, который расписывал игрушки. 


6.   Материал, из которого вытачивали матрешек.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!