СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства 4 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства 4 класс»

Дата: ФИО учителя: Медведева И.А.

Школа:

Класс:4

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе.

Тема: Живопись. Пейзаж.

Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей, пространственного мышления, воображения; знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.

Планируемые результаты

Предметные:

- развивать потребность в творческом самовыражении и в эмоциональном цветовосприятии, как средство передачи настроения в живописи.

- приобретать практические умения и навыки в изобразительной деятельности;

- формировать навыки работы с гуашью;

- проявлять интерес к искусству.

Личностные:

- овладевать навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;

- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: презентация, бумага, гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой.



Этап урока

Методы и приемы

Хроно

мет

раж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопреде-ления к деятельности

Словесный: слово учителя



1 мин

(Слайд)

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна, я преподаю уроки ИЗО в школе села Брыковка. Изобразительное искусство-это уроки художественного творчества. Я предлагаю вам стать художниками, вот волшебные кисточки ( раздает). Они помогут нам сегодня на уроке.

Проверим, готовы ли вы к творчеству.

Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните… выдохните свое беспокойство и вдохните бодрый настрой на наш урок! У нас все получится!


Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Словесный: побуждающий диалог

3 мин.

-Ребята, посмотрите внимательно на доску.

На ней представлены различные картины. Скажите, на какие жанры их можно разделить?

(1- портреты; 2- натюрморты; 3- пейзажи.)

-Правильно, каких картин по жанру здесь больше?

- Может кто-то из вас догадался, какая же у нас будет тема? (Пейзажи)

- Правильно.

(Слайд )

Тема урока. Живопись. Пейзаж.

- Ребята, так что же такое пейзаж?

Давайте уточним значение слова «пейзаж» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Слайд )

ПЕЙЗА́Ж

Ребята, ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

-Так, что же мы будем сегодня рисовать? (пейзаж)

-Правильно.

-А какой именно пейзаж мы будем рисовать, вы догадаетесь, отгадав загадку.

(Слайд )

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

( Щелчок) ( Зима)

- Правильно, молодцы!

- Какой же пейзаж мы будем рисовать? (зимний пейзаж)


Внимательно слушать учителя.

Отвечать на поставленные вопросы.


Л.: самоопределение к учебной деятельности

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

1 мин.

- Какую цель мы поставим перед собой?

(Слайд )

«Создать картину( щелчок) «Зимний пейзаж».

- Молодцы. Именно создать, так как у нас будет урок творчества.


Отвечать на вопросы.


П.: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа






2 мин.

-Мы вспомнили, что такое пейзаж, а как называют художников, пишущих пейзажи? (Художники-пейзажисты)

-Давайте их назовём.

(Слайд )

( Левитан, Шишкин)

(Слайд)( Саврасов, Куинджи)

-Художник-пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.


-Ребята, не только художников вдохновляет природа на творчество, но и …

(Слайд )

поэтов, музыкантов, писателей. Каждый из них наблюдал за природой, замечал её красоту и передавал на картине, в стихах и музыке.

Слушать учителя. Отвечать на вопросы.



П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

Л: проявление активности в общей работе

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный:

презентация

3 мин.

(Слайд )

Предлагаю вам рассмотреть картину

Шишкина Ивана Ивановича «На севере диком» и послушать маленький отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года» «Зима» «Январь».

На высоком краю обрыва стоит сосна. Огромная и одинокая. На дальнем плане непроглядная тьма. Если сравнить чувства человека и этого дерева, то можно сказать, что здесь изображена печаль. Снег придавил её своей тяжестью, она сгорбилась и поникла.

Одиночество и тоска. Наверное, вы почувствовали, что музыка Чайковского тоже передает грусть и печаль. Ель озарена холодным светом луны. Луны на картине нет. Но под елью мы видим тень.

- А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину

Константина Александровича Вещилова «Зима», прослушать другой музыкальный фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года» «Февраль». (щелчок по музыке)

Попробуйте описать её так же, как и я. ( они описывают, я помогаю)

-А какое настроение передает этот музыкальный фрагмент?

Совершенно верно. Картина ясная и солнечная. Ель раскинула ветви, хотя на ней не мало снега. На заднем плане маленькие елочки. Она не одна и ей весело.

Осознанно слушать и анализировать рассказ учителя.













Отвечать на вопрос учителя, участвовать в беседе


Л: проявление активности в общей работе







П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа



3 мин.

(Слайд )

-Ребята, давайте сравним эти картины.

- Что их объединяет? (Правильно, на обеих картинах пейзаж. - Мы видим, как художники по-разному видят образы , переносимые на холст. Они передают настроение при помощи цветовой палитры, света и тени. Обращаю ваше внимание на линию горизонта. Художники никогда не ставят линию горизонта точно по середине полотна. Это нарушает композицию картины. Линия горизонта проходит выше или ниже середины рисунка. Согласитесь красивые картины?

Давайте мы тоже нарисуем картину «Зимний пейзаж».

Но сначала мы с вами немного отдохнем!

Мне нужны бодренькие и активные художники!

Встаньте из-за парт. Руки на пояс. Посмотрите направо, посмотрите налево…

(Слайд )

Для начала мы с тобой

Крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже,

Это мы, конечно, сможем.

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны прогнулись,

От разминки покраснели

И за парты снова сели.

отвечать на вопросы


П.: выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

VI. Повторение за действиями учителя.

Словесный: слово учителя

Наглядный: пример учителя

20 мин.

(Слайд)

Для работы у нас открыты баночки с гуашью белой, желтой, красной, синей, фиолетовой, коричневой, черной. Кисточки: большая, средняя и тонкая. Стаканчики с водой, будьте аккуратны, не пролейте. Краски и кисточки должны лежать перед вами, чтобы случайно не столкнуть с парты. ( техника безопасности или правила поведения)

Перед вами уже есть подготовленный лист бумаги формата А-5 (это половина альбомного листа). Кладем лист бумаги горизонтально. Начинаем мы работу не с определения линии горизонта (это мы сделаем позже), а с грунтования листа. Смачиваем поверхность водой, самой крупной кисточкой, и белой гуашью закрашиваем всю поверхность. Это нужно сделать быстро и не дать листу высохнуть. В центре или сбоку, как вам захочется оставляем белый кружок. Его можно наметить таким образом, кисточкой с белой краской нарисовать круг, вы его увидите если наклоните голову и посмотрите на лист под другим углом. Отложите большую кисточку. Она нам пригодится чуть позже.

И теперь творим! Синяя кисточка у вас плоская, называется «флейц», что в переводе с немецкого означает « широкая». Обмакиваем ее в желтый цвет, погружаем не полностью, зачерпываем краску и ставим жирные точки по краю белого кружочка. Повторяйте за мной. Вытираем кисточку. Не моем! А вы знаете, что происходит с желтой краской, если смешать ее с синей? Правильно! Она станет зеленой! А бывает зеленое небо? Тогда нужно применить волшебство кисточки. Окунаем её в красный цвет и ставим точки по кругу за желтыми. Краска ложится бугорками. Как у меня. Вытираем кисточку о салфетку. Быстро набираем синий цвет и так же по кругу ставим точки на всем листе.

Смотрим за мной и повторяем. Берем фиолетовый цвет и ставим точки по краям листа и немного по кругу. Вот так. Ничего не боимся. Я за вами наблюдаю, и подскажу, если это нужно. Теперь волшебство! Набираем на большую кисточку белила (художники называют белую гуашь, белилами.) и по белому кругу начинаем вести нашу кисточку из центра, прижав кисточку к листу так, чтобы ворсинки растопырились и ширина кисточки увеличилась. Провели по кругу по желтому цвету постепенно переходя, или лучше сказать «переползая» все дальше к краю по кругу, не возвращаясь на уже проведенную линию, но и не оставляя между ними зазор, расстояние. Если это случилось, страшного ничего не произошло. Это все поправимо. На кисточке не осталось белой краски, зато набралась другая, мы ее вытираем, чтобы грязной кисточкой не испачкать белила, и набираем новую порцию. Белилами размазали желтые точки, вытерли кисточку, набрали белил и размазываем по кругу красные точки. И так до конца, пока равномерно не закроем всю поверхность. Углы листа у нас должны получиться более темные. Проверяем качество выполненной работы. Получились промежутки, вытираем кисточку, вот тут ее нужно промыть и вытереть, чтобы она была влажная (без краски) и проводим по нашим ошибкам, краска легко смешивается. Кисточку мы не моем а только вытираем. Посмотрите какая цветовая гамма у нас получилась. Переходы от темного к светлому. И наоборот. Какие плавные переходы из одного цвета в другой. Фон готов! Мы нарисовали небо! А вот теперь нам нужна линия горизонта. Кисточкой набираем белой краски и проводим линию внизу листа. Вот так. Белой краской густо проводим кисточкой по листу влево и вправо до конца и опять линии должны касаться друг друга, постепенно поднимаясь вверх приблизительно на высоту 3-4 сантиметров.

Цвет должен постепенно меняться от более светлого к более темному. Успеваете все? Очень хорошо. Землю нарисовали. Все! Вытираем получше кисточку, откладываем в сторону и говорим ей спасибо. Она выполнила свою работу.

Берем кисточку «флейц», сейчас она вам покажет на что способна. Обмакиваем в коричневую краску и от середины нарисованной земли в правой или левой стороне листа, начинаем «выращивать» дерево. Плоской стороной ставите на землю, придавливаете, получилось расширение, это корни. Ослабили давление на кисточку и ведете кисточку вверх, постепенно начиная ее подкручивать, конец веточки рисуем тонким концом. Получился ствол дерева. От толстой линии до тонкой. Согласитесь, что простой кисточкой такого не сделать. Работаем дальше. От ствола есть ответвления, боком кисточки рисуем ветви, это толстые ветки, тонкие будем рисовать другой кисточкой тонкой. В природе не существует ровный и прямых линий как под линейку, поэтому рисуем ветки дрожащей рукой, как будто вы замерзли.

Получаются очень красивые корявые веточки.

У меня вопрос! Какие птицы прилетают к нам зимой

На дерево можно посадить пару красных снегирей. Тонкой кисточкой рисуем красные кружочки, яблочки. Сверху красного кружка рисуем маленький черный, это голова и внизу полоску, это хвостик. Все!

Вы еще чистые? Ну, тогда пара минут на удовольствие. Для того чтобы показать снег, совсем не обязательно рисовать каждую снежинку отдельно. Кисточкой синтетикой набираем белой краски в крышечку от белил, добавляем чистой водички, размешиваем до жидкого состояния. И над рисунком пальчиком делаем движение будто играем на струнах. Брызги летят. Получается эффект летящего снега. Все справились? Молодцы!

Внимательно смотреть за показом учителя, самостоятельно работать.

Л.: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;

Р.: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Рефлексия деятельности.

Оценивание

Словесный: беседа


3 мин.

- Ребята, предлагаю вам выйти к доске и показать друг другу, что у нас получилось.

- Посмотрите, какой красивый зимний пейзаж!.

- Какую оценку вы бы поставили себе и своим одноклассникам?

Молодцы! А сейчас давайте оценим свое настроение.

( Слайд)

Если вы довольны своей работой на уроке, то на елочку прикрепите игрушку светлую. Если на уроке вам было трудно и не интересно, темную.

-Присаживайтесь, кто повесил игрушку на елку.

-Достигли ли мы с вами поставленной цели урока?

-Что нового для себя вы узнали?

У вас получилось сегодня на уроке побывать в роли художников – пейзажистов. Возьмите в руки синюю кисточку, она вам сегодня помогла, показала некоторые приемы работы с ней. Я вам дарю ее на память.

Анализировать работы

Отвечать на поставленные вопросы


П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с поставленными задачами

Дом задание.

2 мин

Он вам поможет справиться с домашним заданием. Повторите рисунок на альбомном листе и дополните его другими элементами по своему воображению.

( Слайд)

Всем спасибо за работу. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!