СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства по теме "Картина-портрет"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства по теме "Картина-портрет"»

Конструкт урока по изобразительному искусству

ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения»

Студентки 36 группы

Овчинниковой Дарьи Владимировны

Дата: 26.02.2020 г.

ОУ: МБАОУ СОШ №38

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Методист: Попова Ирина Сергеевна Подпись___________

Учитель: Сутормина Надежда Петровна

Тема: картина-портрет

Планируемый результат:

Личностный: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств его выражения по теме «Картина-портрет».

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять саморегуляцию); коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми); познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное)

Предметный: имеют представление об изобразительном жанре — портрете (особенностях, видах), знакомы с известными портретистами Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов. Обучающиеся могут рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Изобразительный: умеют создавать автопортрет, передают в портрете характер и настроение.

Технический: продолжают формировать графические навыки, знают при этом используемые материалы (простой карандаш).

Цветовой: на графическом рисунке могут передать тень, полутень, свет, блик

Композиционный: продолжают совершенствовать композиционные навыки (умение располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции, размер, симметрию).

Задачи:

Воспитательная: способствовать умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческих темы «Картина-портрет».

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять волевую саморегуляцию); коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми); познавательные УУД (овладевать умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное)

Образовательная: дать представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов). Способствовать формированию умения рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Цель: развивать умением творческого видения с позиций художника посредством изображения автопортрета.

Принципы воспитания и обучения:

  1. Принципы обучения:

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематизации и последовательности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

  1. Принципы воспитания:

  • Принцип сознательности и активности

  • Принцип гуманизма

Методы воспитания и обучения:

  1. Методы обучения

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: практическая работа.

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.

  1. Методы воспитания

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:

  • Демонстрационные: презентация по теме «Автопортрет», педагогический рисунок, аншлаги на тему «Автопортрет».

  • Индивидуальные: альбом, простой карандаш, ластик, линейка.

  • Раздаточные: карточка со схемой построения портрета по теме «Автопортрет».

Информационные источники:

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. – Каменск-Уральский: ГБПОУ «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с. – Текст: непосредственный.

  2. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 128 c. — ISBN 978-5-09-035058-7.

  3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – М. : Просвящение, 2013. – 240 с. – ISBN 978 -5-09-029966-4.

  4. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. Для общеобразоват. организаций / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 144с.: ил. – ISBN 978-5-09-032113-6.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Структура:

  1. Организационный этап (4 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий (2 мин.)

  3. Выявление проблемы (8 мин.)

  4. Решение проблемы (9 мин.)

  5. Самостоятельная работа (12 мин.)

  6. Рефлексия (5 мин.)

Итог (40 мин.)



Макет доски

Критерии оценивания:

  1. Аккуратность

  2. Композиция

  3. Творчество

  4. Самостоятельность

26 февраля










Тема урока: портрет

Задачи урока:

  1. Узнать, что такое портрет

  2. Узнать виды портрета

  3. Изобразить

  4. Оценить свою работу по критериям









Ход урока

Этап и задача


Методы и приемы


Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат


1. Организационный этап

Задача: развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию);

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.


- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Владимировна и урок изобразительного искусства у вас проведу я.

- Я предлагаю вам проверить готовность к уроку, (заранее проверяю на перемене) у вас на парте должны лежать альбом, простой карандаш, ластик, линейка. У кого все на месте, попрошу сесть и закрыть глаза, для того, чтобы прослушать музыкальную композицию, а затем ответь на мои вопросы для того, чтобы узнать тему урока. (Шопен – полонез ля мажор)

- Откройте глаза.

- Какие чувства у вас вызвала данная композиция?

- Что вы представили, когда прослушивали данную композицию?

- Какое настроение у композиции? Оно меняется или нет? (да)

- Кого напоминает нам эта композиция? (природу, людей, животных)

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД: умение осуществлять саморегуляцию.

2. Актуализация опорных знаний

Задача: Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми);


Методы формирования сознания: беседа.

По источнику получения знаний: наглядные, словесные.


- Скажите, пожалуйста, с какими видами изобразительного искусства вы уже познакомились? (пейзаж, графика, аппликация и тд.)

- Что особенного вы узнали в данных жанрах?

- Как вы думаете, с какими жанрами вам еще предстоит познакомиться?

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с изобразительным жанром портрет.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Тема нашего урока: Портрет

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

1. Узнать, что такое портрет

2. Узнать виды портрета

3. Изобразить

4. Оценить свою работу по критериям

- Отлично, желаю нам продуктивно поработать

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми);


3. Выявление проблемы

Задача: образовательная: дать представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов). Способствовать формированию умения рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач); коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми); познавательные УУД (овладевать умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное)

По источнику получения знаний: наглядные, словесные.

Методы формирования сознания: беседа.


- Для решения 1 задачи, скажите, пожалуйста, портрет — это жанр какого искусства? (живопись, скульптура, графика)

- Что или кого мы изображаем на портрете? (определенного человека)

- Кто попробует полностью сказать определение понятия портрет?

- Посмотрите на слайд, ….. прочитай для всех, а остальные читают про себя.

- Портрет – это жанр живописи, посвященный изображению определённого, конкретного лица.

- Что мы назвали? (жанр живописи, посвященный изображению определённого, конкретного лица)

- Что не назвали? (все назвали)

- Отлично. Скажите, мы решили какую задачу мы решили? (1). Отлично

- Для решения 2 задачи, скажите какие вы знаете виды портрета?

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, какие здесь представлены виды портрета?

- В какую одежду одета героиня на данном портрете? (царская). Чем данный портрет отличается он остальных? Как вы думаете, какой вид портрета? (парадный)

- Обратите внимание на 2 портрет. Что в нем необычного? Кто изображен? Что она делает? Какой вид? (социальный)

- Посмотрите на 3 портрет, как изображена девушка? Художник написал девушку по грудь, поэтому вид погрудный.

- Сравните 3 и 4 портрет, в чем разница? Предположите вид портрета. Почему? (поясной)

- Ребята, а какой вид, как вы думаете у 5 портрета? Да он погрудный, но это не самое важное. Кого может пить художник? (другого и сам себя) Как вы думаете, на каком портрете художник изобразил сам себя? (5)

- Верно, вид? (автопортет)

1. Парадный

2. Социальный

3. Погрудный

4. Поясной

5. Автопортрет

- Посмотрите внимательно на портреты.

- Какие основные качества портрета вы можете назвать? (сходство с оригиналом, настроение через мимику и цветовую гамму, компоцизия и тд.)

- Отлично, может кто-то сможет назвать художников, которые писали портреты? (не знаем)

- Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми из художников, которые писали портреты.

- Первым у нас будет Федор Степанович Рокотов.

- Он выучился на художника, был одним из самых популярных художников своего времени и по утверждениям современников «успел переписать всю Москву», представляете какой талантливый человек.

- Скажите, пожалуйста, вам понравился портрет? (да)

- Посмотрим на портрет Александры Петровны Струйской, мама императора Николая 1, написан портрет Федором Степановичем.

- К какому виду мы отнесем этот портрет? (погрудный)

- Верно, как вы думаете, какое настроение у Александры Петровны на данной картине? (я думаю у нее хорошее настроение, она спокойна)

- Как вы это поняли? (у нее небольшая улыбка на лице)

- Какой у нее характер? (я думаю она добрая)

- Как вы это поняли? (об этом говорит ее поза и взгляд)

- Какие цвета выбрал автор для того, чтобы мы это поняли? (теплые оттенки, голубой, коричневый)

- Хорошо, следующий писатель Дмитрий Григорьевич Левицкий

- Он является выходцем из простого народа, из семьи украинского сельского священника, в последствии ставший лучшим художником портретистом своего времени.

- Вам понравился портрет? (да)

- Это портрет Императрицы Российской империи Екатерины 2. К какому виду отнесем? (Парадный)

- Почему?

- Какое настроение Екатерины передает Дмитрий Григорьевич на картине?

- Как вы это поняли?

- Какой у нее характер? (строгий, властный)

- Как вы это поняли? (по ее позе, взгляду)

- Какие цвета выбрал автор для того, чтобы мы это поняли? (яркие-приглушенные)

- И познакомимся с вами с последним художником на сегодня, это Серов Валентин

- Он писал портреты и пейзажи, рисовал иллюстрации и выпускал журнал «Мир искусства».

- Вам понравился потрет? (да)

- Как вы думаете какой это вид портрета? Кто-то узнал в этом мужчине Валентина Серова?

- Верно, это автопортрет.

- Какой у него характер? (он добрый)

- Как вы это поняли? (по его взгляду)

- Какие цвета выбрал автор для того, чтобы мы это поняли? (темные, тусклые)

- Какое у него настроение? (грустное)

- Почему? (его взгляд и подобранные цвета)

- Предлагаю вам сравнить портрет и автопортрет Влентина Серова. Назовите сходства, различия, какое настроение у Серова на портрете, какое он изобразил себе сам? (сходства – черты лица, различия – цвет, настроение: 1. На портрете – хорошее. 2. Изобразил – грустное)

- С помощью чего мы это поняли? (цвет)

- Какую задачу мы с вами решили? (2)

- Что мы узнали? (вида портрета и художников которые писали портреты)

- Отлично, мы с вами вспомнили, что такое портрет, познакомились с художниками, которые писали портреты.

- Предлагаю перейти к решению 3 задачи «Изобразить».

- Скажите, пожалуйста, если мы с вами сейчас перевоплотимся в художников и будем изображать самих себя, то какой вид портрета у нас получится? (автопортрет)

- Поднимите руку те, кто уже умеет изображать автопортрет

(если такие будут, то

- Хорошо, вы будете мне сегодня помогать.

(если нет, то
- Ничего страшного, сегодня мы с вами будем этому учиться

Предметный: имеют представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов). Обучающиеся могут рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Метапредметный результат: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач); коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми); познавательные УУД (овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное).

4. Выявление проблемы

Задача: Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять волевую саморегуляцию).

По источнику получения знаний: наглядные, словесные.

Методы формирования сознания: пример.

- Посмотрите на мой автопортрет, понаблюдайте за расположением портрета на листе, посмотреть на расположение глаз, носа, рта, бровей, уровень плеч и их ширину.

- Посмотрите, для того, чтобы изобразить голову, это расстояние будет равно, вашей ладошке, затем мы прикладываем линейку вертикально, затем делим линию пополам. У нас получилась ось, где будут располагаться глаза. Поднимите руку, кто понял, как мы это определили.

- Отлично

- Покажите пальцем нижнюю часть лица, то есть под горизонтальной линией. Вижу. Делим ее пополам, прикладываем линейку. Мы получили уровень носа. Далее нижнюю часть еще пополам. Мы получили уровень расположения губ. Поднимите руку кому понятно.

- Хорошо.

- Нашли линию расположения носа. Нашли отрезок от нее, до наивысшей точки головы (показываю). Делим этот отрезок пополам. Получили уровень расположения бровей.

- Запомните, что расстояние между глаз = ширине носа!

- Длина губ = зрачкам. То есть от угла губ, я могу провести прямую линию к зрачку. От крыла носа могу провести прямую линию к углу глаза. Кому понятно, как мы разделили лицо и где расположены все части, поднимите руку.

- У каждого на парте появилась стандартная схема лица человека.

- Рассмотрите внимательно в течении 1 минуты.

- Возьмите зеркало и в течении 1 минуты рассмотрите свое лицо, посмотреть на расположение глаз, носа, рта, бровей, уровень плеч и их ширину, длину носа, широкий или узкий нос, форму губ.

- Отодвиньте зеркало. Как вы думаете, на какие критерии при оценивании мы с вами будем опираться?

  1. Композиция

  2. Аккуратность

  3. Самостоятельность

  4. Творчество

- Кому понятны критерии поднимите руку.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять саморегуляцию).

Физминутка


- Перед тем, как начать изображать, я предлагаю вам размяться, попрошу всех встать так, чтобы не мешать друг другу

- на раз поднимите правую руку вверх, на 2 согните левую ногу, на 3 опустите руку, на 4 опустите ногу. Кому понятно задание поднимите руку.

- Молодцы, теперь, наоборот, на раз левая рука, на 2 правая нога, на 3 рука, на 4 нога.

- Молодцы, вы были очень внимательный. Садитесь, пожалуйста


5. Решение проблемы

Задача: Развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять волевую саморегуляцию).


Методы стимулирования: поощрение.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.

Методы формирования сознания: беседа, инструктаж.

- Придвиньте к себе альбом, расположите его вертикально, и запомните, что самое главное правило художника, что лист поворачивать нельзя, он всегда должен быть в вертикальном положении.

- Попрошу вас сесть ровно, спинка соприкасается со спинкой стула, стопы плотно на полу, между животом и партой расстояние с кулак.

- Вижу всех, молодцы.

- Мы с вами будем рисовать простым карандашом. Возьмите его правильно и покажите мне. Отлично.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, умение осуществлять саморегуляцию).

6. Самостоятельная работа

Задача: развивающая: развивать: регулятивные УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию).

Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: практическая работа.

Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль.

По источнику получения знаний: практические.

- Можете начинать изображать свой автопортрет, если у вас будут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду и отвечу на них.

(учитель осуществляет оперативный контроль)

- Кто готов и хочет представить всему классу свой автопортрет? А мы попробуем отгадать какое настроение вы хотели передать через свой автопортрет.

- ребята, вы все большие молодцы, я увидела портреты каждого и вы все очень похоже написали свой автопортрет.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение осуществлять саморегуляцию).

7. Рефлексия

Задача:

Развивающая: развивать: коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми).

Воспитательная: способствовать умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческих темы «Картина-портрет».


Методы формирования сознания: беседа.

Методы стимулирования: поощрение.


- Для решения 4 задачи, оценить работу по критериям, я предлагаю вам обменяться альбомами с соседом, взять простой карандаш и по критериям оценить работу.

4 = 5

3 = 4

2 = 3

- Верните альбом соседу, встаньте те, у кого 5, покажите всем свои портреты. Молодцы. Похлопаем ребятам.

- Встаньте те, у кого 4, молодцы. Похлопаем.

- Остальным тоже похлопаем и пожелаем быть внимательнее и аккуратнее.

- И так, посмотрим на наши задачи.

- Прочитайте 1,2,3 задачу, мы их решили? Как?

- Отлично

- 4 задачу решили? Как?

- Кто нам назовет еще раз определения понятия портрет?

- Спасибо, кто перечислит виды портрета?

- Спасибо ребята, кто хочет рассказать, что у него сегодня получилось на уроке? (у меня получилось изобразить автопортрет самостоятельно)

- Мне понравилось, как сегодня на уроке работали …., потому что они ….

- Спасибо всем за урок, я была рада с вами работать.

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют: коммуникативные УУД (умение грамотно и полно строить свои речевые высказывания, вести беседу со сверстниками и взрослыми).

Личностный: умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность с точки зрения содержания и средств его выражения по теме «Картина-портрет».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!