СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства по теме: "Материнство" (4 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства по теме: "Материнство" (4 класс)»

Урок изобразительного искусства,2 урока, 4 «Б» класс


Тема: Все народы воспевают материнство

Изделие: портрет матери

Цели:

  1. обучающие - формировать представление о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту;

  2. развивающие - развивать образное мышление;

  3. воспитывающие - воспитывать уважительное и заботливое отношение к матери.

Оборудование для учителя – презентация, образец.

Оборудование для уч-ся – альбомный лист, худ. материалы по выбору уч-ся.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока.


Этапы

Содержание

Примечание

I – ОНУ

Здравствуйте, ребята!

Проверка готовности до урока

II-Изучение нового материала

1.Сообщение темы

- Всю прошлую четверть вы изучали культуру разных стран и убедились в том, что она отличается друг от друга. Но есть в искусстве великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких тем посвящена материнству. И тема нашего сегодняшнего урока: «Все народы воспевают материнство».

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир.


2.Вводная беседа

- Каково главное назначение матери?

- В чём проявляется забота?

- Чувствовали ли вы когда-нибудь, что между вами и вашей мамой протянуты тайные невидимые нити? Расскажите об этих эпизодах из вашей жизни.

- Любовь матери к ребёнку заложена самой природой. Мама - первый человек, который встречает нас в самом начале жизненного пути. Вместе с ней мы познаём жизнь, делаем первые открытия. Для матери нет счастливей и дороже мгновений, когда ребёнок делает первые шаги, произносит первое слово. Она готова всё отдать ради счастья своих детей. Наши беды и тревоги мама чувствует на расстоянии. По голосу она уже знает, что у тебя неприятности, успокоит, поможет мудрым советом. Что бы вы ни натворили, она всегда простит, найдёт нужные слова. Когда вам плохо – успокоит, когда весело, мама радуется вместе с вами. Мать оберегает ребёнка на протяжении всей жизни, защищает от бед, поддерживает в трудную минуту.

Объяснение значений слова «мать» подбором синонимов и антонимов.

- Каково же значение слова «мать»? Давайте подберём синонимы (мать – женщина, давшая жизнь; самый близкий человек)

-А антонимы? (Мать – мачеха)

-А как вы обращаетесь к своей маме? Какие обращения встречали в литературе?

(Мама, мамка, маменька (устар.), родительница, матушка, мамушка (устар., народ.-поэтическое, шутл.), мамуля (прост.), мамаша (устар.), матерь (высок. и трад.-поэт.), родимая (нар.-поэт.)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «мама»? Потрогайте это слово руками. Какое оно? (мягкое, нежное, тёплое…)

- Возьмите лист бумаги, запишите в центре листа слово «мать», а вокруг него запишите ассоциации.

начало жизни чистота

продолжение рода счастье

нравственность мать тепло

духовность сердце

верность любовь

(ласка, улыбка, теплота, тревога, нежность, щедрость, покой, мягкость…)

















































3.Анализ образца

- В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественной выразительности. Сейчас мы познакомимся с картинами известных художников, а вы в свою очередь, попытайтесь определить, что объединяет все эти произведения.

Икона «Богоматерь Владимирская»

Икона «Богоматерь Владимирская» создана в первой половине 12 века. Богоматерь Владимирская считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитаема на Руси и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

- Вглядитесь в неё. Какое у неё лицо? (Печальное, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях)

- Почему младенец Иисус так прильнул к своей маме? ( Он любит её, они единое целое)

- Какой цвет преобладает на иконе? Почему? (Золотистый, жёлтый. Цвет любви, нежности, тепла)

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

- На всемирно известной картине итальянского художника 16 века Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» тоже изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Художнику позировала необычайно прекрасная крестьянская девушка. Её облик стал символом материнства. Женщина спокойно, царственно несёт к нам своего младенца. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, тревоги. Младенец – это Христос. Мать предчувствует его тяжёлый путь. Каждая мать так же несёт своего ребёнка к людям, к радостям и трудностям жизни. Что воспевает эта картина? ( Доброту, гармонию, величие материнского подвига).

Сравните образ Богоматери и образ мадонны.

–Что в них общего? Чем отличаются?

- Замечательные картины о материнской любви создали великие художники:

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Пабло Пикассо «Мать и дитя»

Рембрандт «Святое семейство»

- Посмотрите на эту картину внимательно. Что вы слышите? (Спокойное посапывание ребёнка)

- Представьте себе, что вы засыпаете на руках у своей мамы. Что вы чувствуете? (Защищённость, мама любит меня, мне с ней хорошо и уютно)

- А теперь посмотрим, как художники более поздней эпохи воплотили образ матери в своих картинах.

Кузьма Петров-Водкин «Мать»

Аркадий Пластов «Мать»

- Это другое время, но тема духовности матери остаётся вечной. Художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные с неисчерпаемой красотой душевных переживаний.

И в наши дни художники разных народов создают об этом свои произведения.

Евгений Сидоркин «Колыбельная»

- Посмотрите, как слились воедино мать и дитя в рисунке казахского художника Е. Сидоркина. Они словно единая скульптура - их не разлучить.

Борис Неменский «Тишина»

- В этой картине рука матери так же охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!

- Что объединяет все эти произведения? (Светлый образ матери)

«Сердце матери – это бездна, в которой всегда найдётся прощение…»

О. Бальзак

Любовь сопровождает человека на протяжении всей жизни, но сильнее всего на свете материнская любовь.

Слайд 1





Слайд 2












Слайд 3












Слайд 4



Слайды 5-7











Слайды 8-9








Слайд 10




Слайд 11







Слайд 12

4.Инструктаж по теме

Сейчас я предлагаю вам, вспомнить образ своей мамы и попробовать его нарисовать.

Посмотрите на пропорция лица еще раз.

Вспомните, где расположена линия глаз? (посередине овала)

Где расположены уши?(на линии носа)

Что будет самым светлым при изображении лица? (нос)

Куда падает тень на лице? (под нос и под глаза)

Прежде всего определитесь с размером и расположение рисунка.

Затем проведите ось симметрии, а на ней овал для лица.


III-Практическая работа

Самостоятельная работа уч-ся.

При выполнении работы помогаю уч-ся, напоминаю этапы работы по мере необходимости.

IV – Анализ и оценка работ

Оформление выставки работ уч-ся.

Наш урок подошел к концу. Вам понравилось выполнять портрет своей мамы?

Мы продолжим выполнять эту работу на следующем уроке.

Урок окончен. До свидания!

Оценка работ уч-ся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!