СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 5 классе «Искусство Хохломы. Современное развитие промысла» (по программе Б.М. Неменского)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для изучения темы "Хохлома". 

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 5 классе «Искусство Хохломы. Современное развитие промысла» (по программе Б.М. Неменского)»

Изобразительное искусство 5 класс по программе Б.М. Неменского

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

учитель изобразительного искусства Маслова Н.В.





Тема урока: «Искусство Хохломы. Современное развитие промысла».


Цель урока:

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Задачи урока:

Воспитывающая:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

Развивающая:  развивать умение  находить символы декоративной росписи

Обучающая: научить приёмам хохломской росписи


Планируемый результат: восприятие учащимися произведений народных художественных промыслов, приобретение навыков декоративной росписи, умение реализовать себя в разных направлениях.

Универсальные учебные действия.

Личностные:

  • действие смыслообразования - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив - организация выставки работ декоративно-прикладного искусст­ва, цель - изображение изящных форм, ритма растительного ор­намента Хохломы);

  • действие нравственно-этической ориентации - умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступ­ки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи;

  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • предвосхищение результата и уровня усвоения, его вре­менных характеристик;

  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

  • внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

  • выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

  • общеучебные действия - преобразование объекта из чувст­венной формы в модель с выделением сущностных характери­стик (изображение изящных форм, ритма растительного орна­мента Хохломы с использованием графических и живописных умений); умение осознанно и произвольно строить речевое вы­сказывание в устной форме; выбор эффективных способов ре­шения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение не­обходимой информации; определение основной и второстепен­ной информации; умения структурировать знания; поиск и вы­деление необходимой информации; применение методов ин­формационного поиска;

  • логические действия - развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следствен- ных связей;

  • постановка и решение проблем - формулирование пробле­мы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

  • социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверст­ников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Материалы к уроку:

Для учителя:

  • образцы декоративно-прикладного искусства

  • расписная посуда из дерева

  • русская народная музыка

  • наглядный материал с образцами хохломской росписи, выполненный учителем

  • учебная таблица

  • иллюстрированный альбом для демонстрации с изделиями хохломской росписи.

  • иллюстрации с изображением  птиц: петух (хохлатка),голубь.

  • иллюстрации с изображением растений как материал для мотивов хохломской росписи: земляника, травка, рябина, листья растений

Для учащихся:

  • бумага

  • палитра

  • кисти

  • гуашевые краски.



Ход урока



Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Вводная беседа учителя.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Демонстрация хохломских изделий




Чтение литературного отрывка

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.


Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.




Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

Так о чем пойдет сегодня речь на уроке? ( ответ уч-ся)

В этой связи следует напомнить учащимся о древних символах плодородия в виде ромбов, квадратов в орнаментах народной вышивки, а затем продемонстрировать эти символы в хохломской росписи — дно чаши украшает узор «пряник» в виде квадрата с травным мотивом по углам. Это позволит усилить мысль о сохранении крестьянских традиций в творчестве современных народных мастеров, о связи времен в народном искусстве.

Виды хохломской росписи


Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон». (Показ примеров письма).


1. Верховое письмо

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».

Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» - это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.


Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки», «ягодки».

Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.).

2. Роспись «под фон»

Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.

Эскизы роспись «под фон».


Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Постановка художественной задачи.

Учитель. А теперь давайте посмотрим произведения художников и придумайте свою композицию на основе изученных видов росписи.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Учитель демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Всем процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

Итак, сформулируем с вами тему урока,

(самостоятельное формулирование темы и цели урока, выбор материалов)


С чего начинаем рисовать?

Какие элементы росписи необходимо изобразить?

Какими солярными знаками, растительными мотивами можно украсить предмет?



Реализация построения проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Итак, сформулируем с вами тему урока, выбираем материалы, которыми будем рисовать, обсуждаем возможные варианты работы.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Ученик демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Работа индивидуальная.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Практическое выполнение задания


Затем высвечивается слайд с примерами на экране.


Производится самопроверка.


Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Выставка работ. Обсуждение правильности композиции и художественных приёмов хохломской росписи, тем самым повторяем пройденный материал.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Учащийся демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Учащиеся совместно с учителем дают оценку своим работам. Учитель ставит отметку.



Домашнее задание:

Подготовить материал для следующего урока (заготовка).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!