Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1. Организационно-мотивационный момент. Цель. Включение в деятельность. | Организация ситуации самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности. Управление ситуацией самооценки | Выполнение оценки/самооценки готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на столе, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: уметь организовать место занятий. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
2. Актуализация знаний. | Беседа о традициях русского зодчества, понятии «традиционная изба», казачий курень | Объяснение смысла понятий «Изба», «Казачий курень» | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. | Осознание необходимости получения новых знаний. |
3. Постановка проблемы и учебной задачи. | Беседа с учащимися -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? - Каких знаний нам не хватает для изображения русской избы? | Определение темы урока: «Убранство русской избы»- Проговаривание темы, отделяя знание от незнания. - знакомство с традиционным жилищем русской избой, казачьим куренем» Формулирование целей, фиксирование учебной задачи, предположение своих действий. | Регулятивные: совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии, учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4. Открытие новых знаний. | Знакомство с основными элементами русского жилища, казачьего куреня, их символическим значением. (Презентация. «Убранство русской избы, казачий курень».) Рассказ о традиционной русской избе, казачьем курене | Просмотр презентации. Анализ новых сведений об элементах русского жилища, казачьего куреня. Рассуждения о значении жилища крестьянина. | Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные: развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. |
5. Первичное закрепление | Работа с учебником стр.29. -Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища? -О чем может поведать трёхчастная структура крестьянской избы, её декор? - В чем сходство и различие традиционной избы и казачьего куреня? | Участие в диалоге. -«Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься». -«Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть – с землёй, а подклет – с подземным миром». | Познавательные: находить информацию в учебнике; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные: управлять своей деятельностью | Трёхчастная структура и образный строй избы. Чтение и работа с текстом. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Объяснение выполнения самостоятельной работы учащихся: -При помощи акварели или гуаши изобразите фрагмент украшения деревянного дома - наличник. Сделайте украшения наличника затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию». Проведение физминутки. | Изображение фрагмента украшения деревянного дома - наличник. Применение живописных и графических материалов, выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. Выполнение упражнений. | Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Подведение итога урока: -«Оцените результаты своей работы, способы их достижения» (с комментированием). -«Что нового вы узнали на уроке?» - «Какова была тема урока?» - «Какова была цель вашей деятельности?» - «Вы достигли поставленной цели?» - «С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?» | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. (Ответы детей.) | Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
8. Рефлексия учебной деятельности. | -Проанализируйте каждый свою деятельность на уроке». (карточки-смайлики) | (Ответы детей.) | Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
9. Домашнее задание. | Сообщение и объяснение домашнего задания: подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы. | Запись д/з в дневник. | Личностные: ценностно-смысловые ориентиры. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. |