Предмет: изобразительное искусство
Класс: 6
-
Урок № 14
-
Тема урока: Натюрморт в графике.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: научить художественным и техническим приёмам в изображении натюрморта.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Приобретение навыков и творческого опыта, выполняя гравюры наклейками на бумаге и получения оттисков.
Метапредметные:
Научить видеть изменение изображения картины, поставив в центр духовные проблемы развития чувств и эмоций.
Личностные:
Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.
Основные термины и понятия: натюрморт,графика,гравюра,ксилография,офорт,литография,линография.
Оборудование: компьютер, наглядные пособия, раздаточный материал, презентация, муляжи, видео о гравюре, фрагмент видео о натюрморте
Зрительный ряд: детские работы, презентация, показ учителем
Художественные материалы: бумага 2 листа: формат А-4, простой карандаш, шаблоны различных предметов, клей, точилка, ластик, салфетки, картон
Музыкальный ряд: Е.Дога, Дорога домой
Ход урока
1. Организационный момент
Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.
2.Этап мотивации и актуализации знаний
Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно вспомнить некоторую информацию, которая станет вам подсказкой
1) Работа с карточками
Определить виды и жанры изобразительного искусства. Карточки с видами и жанрами изобразительного искусства, выберете виды . А теперь назовите основные виды изобразительного искусства…. Можно воспользоваться учебником для проверки своего выбора.
Работа с учебником
Живопись, графика, скульптура стр 12 учебника.
Назовите жанры изобразительного искусства……пейзаж, портрет, натюрморт…..
Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? Натюрморт
Какими материалами можно изображать натюрморт? Красками, графическими материалами.
Если работы выполнены карандашом, углём, пером и тушью, то какой вид исусства использовался?
Графика
Чтобы определить тему урока надо разгадать анаграмму
Тюрмортна в фикегра (анаграмма)
Сформулируйте тему нашего урока (Слайд 1). Натюрморт в графике(Слайд 2)
(Слайд 3) Определить, где натюрморт в живописи, а где в графике
Назовите основные средства выразительности в графике? (Слайд 4).
(Линия, пятно, штрих, тон)
Да, тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.
3. Постановка целей и задач урока.
Как Вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? …….
Правильно! Сегодня мы с вами вспомним, что такое натюрморт, рассмотрим и проанализируем репродукцию картины с изображением натюрморта.
Вы познакомитесь с понятием гравюры, её видами, с новыми понятиями. И что бы закрепить попробуем на практике свои знания применить. Я предложу вам побыть в роли художника – графика и поработать в очень интересной технике. В конце урока вы проведёте самооценивание вашей выполненной практической работы, а я подумаю соглашаться или нет….
Какие задачи мы можем поставить?
4. Повторение и обобщение знаний
Видео о натюрморте
Как автор красиво описал нам жанр изобразительного искусства – натюрморт. А что такое натюрморт с точки зрения художника?
Работа с учебником стр.60
Найти ответ в учебнике (Натюрморт- это изображение предметного мира.)
Скажите мне, пожалуйста, как же переводится слово «натюрморт»?....
В переводе с французского – «мёртвая натура», в переводе с голландского натюрморт - «тихая жизнь».
А кто мне скажет, какая страна является родиной современного натюрморта? Голландия.
Правильно! Вы уже сказали, что натюрморт - это изображение предметного мира, а что мы относим к предметному миру? Посуда, сорванные цветы, книги, плоды, снедь.
Вещи, которые используются, в натюрморте образуют свою среду. Большое значение в натюрморте имеет композиция. Композиция выражает главную мысль художника, идею картины. Что вы можете сказать о правилах составления композиции?...
В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету, чтобы сделать картину более интересной. Надо учиться видеть красоту обыкновенных вещей, развивать своё композиционное мышление.
Сейчас, вы попробуете сами составить композицию из предложенных предметов на вашем столе.
Составление композиции из овощей (муляжи) Обсуждение.
На протяжении нескольких уроков мы с вами много говорили о жанре натюрморта, понятиях, этапах выполнения. Знакомились с прекрасными работами художников. А теперь я предлагаю посмотреть и проанализировать работу в жанре натюрморт.
Работа по картине И.Ф. Хруцкого “Цветы и плоды”
На картине И.Ф. Хруцкого “Цветы и плоды” чего только нет. На столе персики, груши, ребристая сочная дыня, спелый виноград. А рядом кувшин с рельефным рисунком похожий на цветочную клумбу, а в нём красивый букет цветов. Каждый цветок по-своему красив и ярок.
Что является в картине центром композиции? Центром композиции является кувшин.
Почему? Потому что он самый большой и объёмный.
А какие цвета автор используются в этом натюрморте?
Автор используются в картине теплые и холодные цвета, контрастные цвета. В картине все цвета уравновешены.
Этот натюрморт простой или сложный? Сложный, так как состоит из множества предметов.
5. Изучение нового материала.
Изображая окружающий мир художники пишут не только живописные картины, но и графические. Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением. Художнику-графику бывает достаточно простых средств-карандаша, фломастера, ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию.
Существует и особый вид графики - печатная графика. Сегодня на уроке мы будем выполнять имитацию печатной графике.
Для того чтобы имитировать технику, необходимо понять какие действия художник предпринимает для создания подобного произведения, какими изобразительными средствами он пользуется.
Прежде всего, мы должны знать, что гравюра – это вид печатной графики.
Её принцип заключается в выполнении оттиска или печати с поверхности, на которой было вырезано (процарапано, протравлено кислотой) изображение.
Этот способ позволяет создать множество одинаковых оттисков без потери времени.
Гравюра – это единое название для изображений, выполненных подобным образом.
Но, в зависимости от того на какой поверхности было создано изображение, гравюра подразделяется на виды: (приложение 1)
На дереве – ксилография (др.греч. дерево) На металле – офорт (фр. азотная кислота)
На линолеуме – линогравюра На камне – литография (др.греч. камень)
6.Первичное закрепление материала
Какие из этих техник визуально похожи и чем?
(ксилография и линогравюра – более грубые, большая часть изображения выполнена пятном, а не линией)
А что характерно для офорта и литографии? (множество линий, штрихов, мелкая детализация)
Давайте попробуем визуально определить, в какой технике выполнены следующие изображения (приложение 2)
Существует ещё один вид гравюры, как граттаж. Показ детских работ
Физминутка
Прежде чем приступить к выполнению работы, нужно немного размяться «Чударики»
7. Закрепление новых знаний.
Художественно – творческая деятельность учащихся
Мы приступаем к выполнению практической части нашего занятия. Я надеюсь, каждый из вас уже решил, какие предметы будут включены в ваш натюрморт (не менее трёх предметов).
Не забудьте о цели занятия – имитация техники гравюры. И вы должны выполнить натюрморт в технике гравюры, печатной графике. Для этого нам нужно сделать матрицу.
Каков же план выполнения практической работы? ……….Давайте вместе его составим.
1) Прежде чем преступить к выполнению работы вы должны определиться какие предметы вы хотите изобразить, берите не более 3-х предметов.
2) Затем подумайте о самой композиции и лишь тогда приступайте к работе.
Вырезать составляющие предметы из бумаги.
Расположить их на листе бумаги.
Сначала приклеить самые крупные части, а затем мелкие элементы. Это будет матрица, с которой можно делать отпечатки.
Наложить второй лист сверху, так чтобы он не сдвигался.
Нанести штриховые линии(мелом) по всему листу. Закончить работу. Дома попросить маму закрепить работу лаком для волос, чтобы мел не обсыпался.
А теперь переходим к выполнению практической работы. (Звучит музыка)
Во время практической работы контролирую правильность выполнения работы, помогаю учащимся, испытывающим затруднения
8.Обобщение и систематизации знаний
1)Анализ работ (Мини – выставка - просмотр работ, анализ, выявление ошибок и недочетов, выявление лучших работ, самооценивание, оценивание)
Критерии оценки на доске:
- Правильность составления композиции
- Умение передачи объёма предметов
- Аккуратность выполнения работы
2) Над каким жанром изобразительного искусства мы сегодня работали(Натюрморт)
В какой технике мы выполняли натюрморт? (Гравюра)
Заполнить кроссворд (если не успеем, то дать на дом)
Рефлексия
Цветные карточки | Моё отношение к занятию |
Красный цвет | Понравилось на занятии |
Жёлтый цвет | Узнал новое на занятии |
Зелёный цвет | Я был активен на занятии |
9.Домашнее задание.
Заполнить кроссворд
Найти и принести репродукции, картинки натюрморта в графике (в журналах, газетах и др.).