СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 9 классе "Искусство фотопейзажа, фотоинтерьера и фотопортрета"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС на основе Способа Диалектического Обучения с применением критериальной системы оценивания учебных достижений обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 9 классе "Искусство фотопейзажа, фотоинтерьера и фотопортрета"»

Урок выведения новых знаний (изобразительное искусство, 9 класс) Самойловой М.В.

Тема урока: Искусство фотопейзажа, фотоинтерьера и фотопортрета.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие цели:

1.1. Применение обучающимися опорных понятий: жанр, пейзаж, натюрморт, интерьер, портрет, фотоискусство.

1.2. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: фотопейзаж, фотоинтерьер, фотопортрет

1.3. Развитие у обучающихся универсальных учебных действий:

- познавательных: смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие;

- регулятивных: определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка;

- коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1.4. Развитие у обучающихся предметных (специальных) умений: различать жанры фотоискусства, выявлять особенности жанров изобразительного искусства и жанров фотоискусства, определять специфику фотоискусства на примере мастеров фотографии, знать средства образно- эмоциональной выразительности.

II. Воспитательные цели:

2.1.Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: общее - особенное – частное.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке.

Формы работы: индивидуальная групповая (простая кооперация)

коллективная (сложная кооперация)

Оборудование: компьютер, медиапроектор, учебник «Питерских А.С. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении», комплект карточек № 1-6, презентация «Искусство фотопейзажа, фотоинтерьера и фотопортрета».

Заявка на оценку (в классе 25 обучающихся)

«5» - 22 балла и более

«4»- 17- 21балл

«3» - 12 – 16 баллов

Домашнее задание.

  1. Продолжить создание фотоальбома.

  2. Составить вопросы – суждения по теме «Искусство фотопейзажа, фотоинтерьера и фотопортрета» стр.79-89.

План-конспект учебного занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность обучающихся

1.

Оргмомент.

Знакомство обучающихся с заявкой на оценку.

«5» - 22 балла и более

«4»- 17- 21балл

«3» - 12 – 16 баллов


30 сек.

Планирование обучающимися оценки, фиксирование ее на полях в тетради.

2.

Актуализация знаний.


Задание 1. Используя карточку №1, сформулировать вопросы- понятия к записанным понятиям и ответить на них в форме суждений:

жанр, пейзаж, натюрморт, портрет, фотоискусство, интерьр

Индивидуальный труд. Фронтальная работа. Самооценка устных ответов.

7 мин.

За каждый вопрос- понятие – 1б,

ответ-1-2 б.

Предполагаемые ответы обучающихся. 1.Что называется жанром? Жанр-внутреннее подразделение в искусстве, определяющееся по предмету изображения (2б). 2.Что понимается под пейзажем? Пейзаж- жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа (1б). 3. Что считается натюрмортом? Натюрморт- жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является неодушевленный мир вещей (1б). 4.Что представляет собой портрет? Портрет- жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является человек (1б). 5.Что такое интерьер? Интерьер – жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является внутреннее пространство здания (1б). 6.Что является фотоискусством? Фотоискусство – вид искусства, изображающее окружающую действительность с использованием фотокамеры или фотоаппарата (2б).

3.


Задание 2. Выделите лишнее понятие в каждой строке. Укажите основание деления.

1.Акварель, пейзаж, колорит, фотопейзаж.

2. Графический карандаш, штрих, фотоинтерьер, эскиз.

3.Скульптура, объем, фотопортрет, мрамор

А.Индивидуальный труд.

В.Фронтальная проверка.

С.Самооценка устных ответов.

3 мин.

Верно определили – по 1 б за понятие (макс.3б),

Указали основание деления – 1б

максимально – 6 баллов

1.Фотопейзаж – лишнее понятие, относящиеся к фотоискусству. Акварель, пейзаж, колорит - понятия, относящиеся к изобразительному искусству. 2. Фотоинтерьер – лишнее понятие, относящиеся к фотоискусству. Графический карандаш, штрих, эскиз - понятия, относящиеся к изобразительному искусству. 3. Фотопортрет - лишнее понятие, относящиеся к фотоискусству. Скульптура, объем, мрамор - понятия, относящиеся к изобразительному искусству.

4.


Определение темы урока. Формулирование познавательных целей.

1 мин По 1б за формулирование темы и цели урока

Предполагаемые ответы обучающихся. –Что называется фотопейзажем? - Что представляет собой фотоинтерьер? - Что является фотопортретом?

5.

Усвоение новых знаний.

Задание 3. Прочитайте текст на стр.79-89, сформулируйте содержание понятий «фотопейзаж», «фотоинтерьер», «фотопортрет», указав их родовой и видовые признаки.

А.Индивидуальный труд.

В.Фронтальная проверка.

С.Самооценка устных ответов.

10 минут

По 2 б за определение понятия (макс. 6 б), по 1б за определение родового или видового признаков

1.Фотопейзаж – это жанр фотоискусства, изображающий природу (2б); жанр фотоискусства – родовой признак, изображающий природу – видовой признак (1б). 2. Фотоинтерьер – это жанр фотоискусства, изображающий внутреннее состояние помещения(2б); жанр фотоискусства – родовой признак, изображающий внутреннее состояние помещения– видовой признак (1б). 3. Фотопортрет– это жанр фотоискусства, изображающий человека (2б). жанр фотоискусства – родовой признак, изображающий человека– видовой признак (1б).

6.


Задание 4.

А. Индивидуальный труд

Используя текст на стр.80 – 86, сравните жанры изобразительного искусства и жанры фотоискусства

пейзаж – фотопейзаж

интерьер – фотоинтерьер

портрет – фотопортрет,

найдите общие и отличительные признаки.

Сформулируйте суждения с помощью карточки №3 и запишите по 2 суждения на сравнение.

7минут.



7.


В.Простая кооперация: объединившись в группы, обсудите в группах общие и отличительные признаки:

1, 2 группы – пейзаж – фотопейзаж 3,4 группы – интерьер – фотоинтерьер

5,6 группы – портрет – фотопортрет.

С. Сложная кооперация: выступление групп.

Д. Самопроверка и самооценка

7 минут

(По 2 б – за каждое верное суждение на сравнение (макс. 6б), по 1 б – за выступление от группы, 1б – за дополнения.

- Также как и в изобразительном искусстве, так и в фотоискусстве, пейзаж и фотопейзаж представляют изображения природы.

- Также как и в изобразительном искусстве, так и в фотоискусстве, интерьер и фотоинтерьер представляют изображения пространства помещения.

- Также как и в изобразительном искусстве, так и в фотоискусстве, портрет и фотопортрет представляют изображения человека.

- Сравнивая пейзаж и фотопейзаж, можно сказать, что в живописи, помимо изображения самого пейзажа, важна передача художником своего отношения к изображаемому.

- Сравнивая интерьер и фотоинтерьер, можно сказать, что в фотоинтерьере настроение и атмосфера дома возникает благодаря передаче воздуха, световой среды, в которую погружены человек и предметы на снимке.

- Сравнивая портрет и фотопортрет, можно сказать, что в фотопортрете видна абсолютная привязанность к конкретному персонажу, тогда как на картине всегда плод образной трактовки и воображения художника.

8.


Задание 6. Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера, укажите вид отношения.

А – фотоискусство

В – фотопейзаж

С – фотоинтерьер

Д – фотопортрет

А.Индивидуальный труд.

В.Фронтальная проверка.

3 минуты

За верное изображение -2б, верно указан вид отношений – 1 б (макс. - 3 б)

9.

Обобщение темы урока.

Задание 7.Посмотрев изображения (Приложение1), составьте логическую схему «Фотоискусство», указав основание деления. Приведите единичные примеры каждому виду.


3 минуты Верно построена схема – 3 б, приведены примеры каждого вида по 1 б за один пример - 3 б. (макс. -6 б)

Определили лишнее понятие -1 б


6 –живописный портрет (к схеме не относится)





Фотоискусство

По жанрам

Фотоинтерьер 2,5

Фотопортрет 1

10.

Подведение итогов.


А) определение степени достижения целей, поставленных в начале урока;

Б) подсчет баллов, заработанных на уроке;

В) соотнесение обучающимися количества баллов с заявкой на оценку;

Г) выявление обучающихся, получивших запланированную оценку или выше (ниже) ее;

Д) обсуждение с обучающимися причин расхождения плана и факта оценки.






Приложение 1.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!