МБОУ Гордеевская СОШ
Урок изобразительного искусства
во 2 классе
«Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево»
Подготовила учитель изобразительного искусства
Цыганок Татьяна Николаевна
Тема: Линия как средство выражения. Характер линий. Дерево.
Цель: изображение ветки деревьев с определенным характером с помощью линий.
Задачи:
-продолжать знакомить с выразительными средствами линии;
-познакомить со способами изображения разного характера линий;
-развивать наблюдательность, фантазию;
-воспитывать эстетические чувства.
Планируемые результаты.
Предметные: осваивают выразительные свойства линии – характер; узнают, как с помощью линий художник выражает чувства; закрепляют знания о том, что природа является источником языка художественной выразительности.
Личностные: сформированность эстетических чувств, наблюдательности, фантазии.
Метапредметные:
Познавательные: строят художественный образ, т.е. сравнивают, анализируют с позиции задуманного образа, выделяют главное, обобщают; стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные: ведут диалог, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее.
Регулятивные: планируют и осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; организовывают место занятий.
Материалы: гуашь, тонкие кисти, листы бумаги.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
- Давайте проверим, все ли готово у вас к уроку?
II. Постановка учебной задачи.
Игра: «Изображение разных линий».
Первая линия – спокойная, она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линия – прыгучая. Покажите на рисунке, как она скачет по вашему листу, подберите для неё цвет.
Третья линия – зубастая.
Четвертая линия – хитрая. Посмотрите на все остальные линии и подумайте, как выразить её хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе.
Пятая линия – волнистая.
Шестая линия – ленивая. Как она будет двигаться, где будет располагаться, с кем рядом?
Седьмая линия – больная. Она очень плохо себя чувствует.
Подумайте, где она у вас расположиться, чтобы было понятно, что она у вас не в форме.
Последняя наша линия - радостная, веселая. Она в отличном настроении. Ей все нравиться, она со всеми хочет дружить и общаться.
Посмотрите, какая интересная картина у нас получилась, сколько разных линий появилось на нашем листе.
III. Изучение нового материала.
– Мастер Изображения видит в природе разные по характеру линии. (Учитель демонстрирует изображения разных линий.) Прямые и изогнутые, плавные и колючие, длинные и короткие, нежные и грубые, изящные и уродливые. (Учитель рисует на доске линии различной конфигурации.)
– Сравните ритмичное расположение линий на листе. (Плавные линии – дуновение ветерка, движение воды, прерывистые линии – ураган, стихия, тревожное настроение.)
– Поиграем в игру «Найди линии». У меня на столе лежат предметы, какие линии в них спрятались?
• Деревянная линейка. (Прямая, жесткая линия.)
• Бусы. (Красивая, плавная линия с пятнышками.)
• Проволока. (Может иметь разный характер, в зависимости от того, какую форму ей придашь.) Учитель демонстрирует разные формы, учащиеся определяют характер.
• Тонкая нить. (Вьющаяся, петляющая линия.)
– Разным характером линий можно создать разные образы.
– Вот, например, ветка березы (учебник, с. 138). Сравните две иллюстрации, попытайтесь определить их характер. Докажите. (Первая веточка печальная, так как движение линий направлено вниз. Вторая – нежная, тонкая, ласковая.) От чего еще может зависеть характер линий? (Чем сделано изображение: тушь изобразила печаль, краски передали нежность.)
– А вот другое изображение (учебник, с. 139). Какие ветки у этого дерева? (Резкие, колючие.) На что похоже это дерево?
– Какой характер у веток боярышника? (Колючие, жесткие.) У ивы? (Гибкие, плавные, длинные и т. д.)
– Рассмотрите две графические картины. Какое настроение в первой картине? (Спокойное, слегка таинственное.) Какие линии создают такое настроение? (Волнистые, тонкие, плавные.)
Ф. Толстой. Душенька в саду. Иллюстрация к поэме И. Ф. Богдановича
– Что изображено на второй картине? (Два дерева, сильный ветер раскачивает ветки, крону, деревья как будто танцуют энергичный танец.)
И. Фоменко
– Как показано движение? (Прямые, изогнутые линии.)
Учащиеся выполняют движения по тексту.
Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
IV. Практическая деятельность учащихся.
– Как называются материалы, которые вы принесли сегодня на урок? (Графические.)
– Вы сегодня художники-графики и будете изображать деревья.
Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. У деревьев тоже может быть характер. Деревья, в зависимости от породы, климата и места, где они растут, бывают разными. Рисуя деревья, художники используют свои специфические средства.
– Какие вспомните? (Разные линии, штрихи – тонкие и толстые, извилистые и прямые.) (Учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, применяя при этом разные линии, можно сопровождать рисование чтением стихов и музыкой.)
– В рабочей тетради на странице 38 вы изобразите дуб. Какие линии вы будете использовать в работе? (Корявые, толстые, короткие.)
– На странице 39 нарисуйте березку. Какие линии помогут передать нежность березы? (Тонкие, длинные, волнистые.)
– С чего предлагаете начать работу? (С фона.)
– При помощи акварели создайте разный фон: для дуба фон должен отражать силу и мощь, а для березки – нежность, ласку.
– Пока фон сохнет, отдохнем. Поиграем в игру «Изображалки».
Изобразите березку, ивушку, дуб, росток, клен, кустик, елку.
Используя приобретенные навыки и полученные знания о ритмах и характере линий, добавьте графическое изображение деревьев с использованием черной туши и пера или палочки.
Как вариант можно предложить учащимся нарисовать дерево по собственному замыслу, используя те же материалы, соблюдая условие: в изображении должны присутствовать ритм пятен и линий.
V. Итог урока.
1. Выставка и анализ работ.
Алгоритм самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе сделать работу? В чем испытал затруднения?
– Ты справился с работой или есть недочеты? Что получилось лучше всего?
– Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Кто желает оценить свою работу по образцу?
2. Обобщение по теме.
– Отправляемся в парк. Сколько деревьев мы сегодня посадили! Посмотрите, кому удалось усилить линиями настроение? Что сказали ваши линии?
Мы с вами увидели красоту ритмов линий в природе, их выразительность. Я считаю, что цель урока достигнута. Мне удалось привлечь ваше внимание к красоте природы. Любить и беречь эту красоту – вот наша задача!
У природы нет плохой погоды…
Всякая погода – благодать:
Снег ли, дождь…
Любое время года
Надо благодарно принимать!
– Как бы вы оценили свое настроение после урока?
3. Уборка рабочего места.