ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА
(ГКОУ РО ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА Г. ЗЕРНОГРАДА)
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 «А» классе по теме:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/27/s_5c764a1750a7b/1101032_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/27/s_5c764a1750a7b/1101032_3.png)
Подготовила и провела:
учитель изобразительно искусства
Устенко Лилия Александровна
г.Зерноград
февраль 2015г.
Цели: научить понимать символику цвета в изобразительном искусстве и в жизни.
Задачи: цветом, элементарными символами различать (оснащать) флоты;
знакомить с произведениями изобразительного искусства, литературы;
развивать воображение; воспитывать аккуратность, отрабатывать технику работы с кистью, умение в получении составных цветов.
Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений - добрых или злых.
Оборудование урока: гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, салфетка
Зрительный ряд: презентация.
Литературный ряд: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Музыкальный ряд: мелодия к песне «Приходи, сказка» Владимира Дашкевича и музыка к спектаклю «Сказка о царе Салтане» Любови Терской.
План урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
- Проверим готовность к уроку. Для работы вам понадобятся: кисти, краски, палитра, баночка с водой, салфетка, лист бумаги. Проверьте, все ли у вас есть на парте?
- Начнем наш урок. Перед вами портрет известного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Скажите, с какими произведениями Пушкина вы знаете?
- Александр Сергеевич написал много разных стихов и сказок. С некоторыми из них вы будете знакомиться на уроках чтения.
- А сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказку Александра Сергеевича Пушкина, которая называется "Сказка о царе Салтане". Я знаю, что вы видели мультфильм, снятый по сюжету этой сказки. Мы немножко изменим сюжет сказки Пушкина и добавим других персонажей, которые нам понадобятся для сегодняшнего урока. В конце урока мы выясним, почему мы решили изменить сюжет сказки и зачем нам понадобились новые персонажи. А сейчас предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из этого мультфильма.
Фрагмент мультфильма.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
„Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо?“
Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет;
За морем житье нехудо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам-де в гости обещался
А доселе не собрался“.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
- Я предлагаю отправиться в путешествие по синему морю, на праздник к князю Гвидону вместе с флотом царя Салтана.
(Звучит музыка: отрывок из оперы-былины Н.Римского-Корсакова «Океан-море синее»)
- Корабли быстро бежали по волнам. Вдруг капитан сказал: «Посмотрите, что это там впереди?» Из-за острова показались какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, на рее развиваются змеевидные флаги.
- Что-то мне не нравятся эти паруса. Как вы думаете, чьи это за корабли? (Это корабли пиратов)
- Верно, только корабли пиратов бывают такие.
- Пираты подплывали все ближе.
(Музыка становится все громче, слышен шум ветра, на экране черный экран)
- Что же случилось?
(На доске появляется изображение c бесцветными кораблями)
- Это злой волшебник решил помешать царю Салтану и стер цвет кораблей. Как же мы теперь узнаем, где флот царя Салтана, а где пиратов?
- Посмотрите, в воде плавает сундук. Подберем его и посмотрим, что же там. (Открываем сундук)
- Ребята, а здесь лежат фишки. Возьмите каждый по одной. Посмотрите на них. Кому-то досталась вот такая фишка, а кому-то такая. Чем они отличаются? (На первой яркие цвета, на второй темные)
- Верно. Эти цвета веселые, в них много солнечного цвета. А здесь яркие цвета кажутся тревожными, темными, потому, что окружены черным цветом. Эти фишки помогут вам раскрасить корабли, и тогда мы узнаем, где, чей корабль.
- Но каждый корабль должен иметь свои символы. Посмотрите на экран и выберите те символы, которые подойдут флоту царя Салтана? Почему вы их выбрали?
- А эти символы почему не подходят? Для какого флота они предназначены?
- Где нужно нарисовать эти символы? (на парусе)
- Ребята, кому досталась фишка с яркими красками? Какой корабль вы будете раскрашивать?
- А кому досталась фишка с темными красками? Какой корабль раскрасите вы?
- Подойдите к доске и возьмите свой корабль.
- Вспомним правила работы с кистью и красками.
- Используя яркие или темные цвета вы должны раскрасить оба флота. Украшения подберите такие, которые выражали бы намерения добрые и злые.
- Во время практической работы будет звучать мелодия к песне «Приходи, сказка» Владимира Дашкевича и музыка к спектаклю «Сказка о царе Салтане» Любови Терской.
- Приступайте к работе.
- Отложите в сторону кисти и краски. Теперь немного отдохнем.
Физминутка:
Если б все на свете было (закрыть глаза ладошками)
Одинакового цвета (Развести руки в стороны)
Вас бы это рассердило (Руки на пояс)
Или радовало это? (хлопки руками)
Видеть мир привыкли люди (руки на поясе, приседания )
Белым, желтым, синим, красным… (указательные движения правой рукой)
Пусть же все вокруг нас будет (руки вверх)
Удивительным и разным! (Руки вверх, поворот вокруг себя)
- Садитесь. Продолжайте работать.
- Вот и готовы все корабли. Мы вернули краски и план злого волшебника не удался.
- Возьмите аккуратно ваш корабль и прикрепите его на доску помощью магнита. Справа – пиратские корабли, а слева – флот царя Салтана.
- Что вы рисовали на уроке? (корабли пиратов и царя Салтана)
- Какой флот мы можем назвать добрым? (флот царя Салтана)
- Что помогало вам выразить добрые намерения этого флота? (яркие краски)
- А какие намерения у этого флота? (У пиратов злые намерения)
- Что помогало вам выразить злые намерения? (темные краски)
- Как вы думаете, кто же победит в нашей сказке? Почему? (Кораблей царя Салтана больше, добро всегда побеждает зло).
- Верно! Наконец, несмотря на все трудности, флот царя добрался к месту назначения. (Фрагмент мультфильма)
- Ребята, а каких новых персонажей мы добавили в "Сказку о царе Салтане"?
- Скажите, зачем мы изменили сюжет сказки Александра Сергеевича Пушкина и добавили новых персонажей?
- Оценим работу на уроке. Если ваша работа выполнена аккуратно, без помощи учителя – то ваш корабль весело бежит по волнам – ваша оценка 5. Если вы немножко ошиблись, использовали помощь учителя не более 2 раз – сбросьте якорь. Прикрепите изображение якоря к вашему кораблю. – ваша оценка 4. Если ваша работа неаккуратна, вы часто пользовались помощью учителя – вы сели на мель. Прикрепите песок к днищу корабля. – Ваша оценка 3.
- Большое спасибо за урок.
Самоанализ урока.
Данный урок относится к теме «О чём говорит искусство».
Цель данного урока – научить понимать детей как через цвет можно выражать различные намерения (плохие или хорошие).
Задачи: цветом, элементарными символами различать (оснащать) флоты;
знакомить с произведениями изобразительного искусства, литературы;
развивать воображение; воспитывать аккуратность, отрабатывать технику работы с кистью, умение в получении составных цветов.
Построение урока направлено на формирование у учащихся предметных и ключевых компетентностей. На выполнение этих задач был нацелен каждый этап урока.
На уроке была использованы следующие компетенции.
− предметная – дети работали с красками и кистью, повторяли технику
смешивания красок и получения составных цветов;
− учебно-познавательные – дети получили информацию о том, как цветом можно выразить намерения; вспомнили содержание сказки Пушкина, -
личностная - дети пользовались теми знаниями, которые получили ранее (
аккуратность в выполнение живописной работы и закрывание цветом в
технике живописи).
Речевая работа – учащиеся рассуждали о назначении того или иного флота, рассказали правила работы с кистью и красками, используя зрительную опору.
- итог –создание двух совершенно разных по намерениям работ.
Результаты урока позволяют сказать, что учащиеся класса хорошо справились с заданием, и в процессе урока у них совершенствовались различные компетенции.
Литература:
С.Б. Дроздова «Изобразительное искусство. 2 касс: поурочные планы по учебникам Е.И. Коротеевой и Н.А. Горяевой по ред. Б.М. Неменского; Волгоград, Учитель, 2005
В.И. Ковалько «Младшие школьники на уроке»; Москва, Эксмо, 2007
О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе»; Москва, Владос, 2003
Интернет источники:
http://x-minus.org
http://muzofon.com