Тема: Композиция. Выявление главного и второстепенного в композиции. Композиционный центр.
Художественное название урока: Царство композиции. Зимний пейзаж.
Цель: познакомить учащихся с основными принципами построения композиции картины на примере выдающихся произведений живописи, техникой граттаж для рисования пейзажа - зимней композиции ;
- учить понимать закономерности композиционной логики; находить решение композиционных задач, добиваясь наибольшей выразительности рисунка;
- содействие в ходе урока формированию мировоззренческих понятий: познаваемость мира и природы, красота и необъятность природы, любовь к природе, восхищение природой
Оборудование:
- слайды или репродукции картин:
Ф. Решетникова «Опять двойка»;
И. Репина «Не ждали»;
Васильева «Оттепель»;
П.Сезанн «Натюрморт»;
Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна»;
И. К. Айвазовский. Вид Амстердама.
- образец педагогического рисунка.
Словарь: композиция, композиционный центр.
Ход урока
I. Организация урока.
- Здравствуйте! Меня зовут Ирина Михайловна.
Я рада видеть Вас в этой творческой мастерской. Хочу сказать Вам, что встреча наша будет интересной, увлекательной и плодотворной. Ведь сегодня вы предстанете в роли художников, создающих свои собственные картины, показывая разные приемы рисования пейзажа.
Но перед этим я бы хотела поближе с вами познакомиться. И для этого у вас на партах лежат стикеры, вырезанные в форме елочных игрушек. Прошу вас написать на них, чего именно ожидаете вы на этом уроке. Потом проговариваете и приклеиваете на нашу елку.
II. Сообщение темы урока.
Тему нашего урока я хочу сформулировать словами итальянского ученого, писателя Л.Б. Альберти: «Композиция - это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину».
На уроке нам предстоит выполнить три задания:
познакомиться с основными принципами построения композиции;
находить решение композиционных задач
выполнить творческое упражнение на развитие образного мышления.
Любуясь шедеврами прошлого или современными картинами, мы видим запечатленных на них известных и безымянных людей, исторические событиями и бытовые сценки, красоту природы и изящество вещей. Однако в искусстве значим не только сюжет, то есть что изображено, но и как, каким образом это воплощено.
Художник творит... Кажется, он весь во власти фантазии, которую, кажется, ничто не сдерживает. Но это не совсем так. Не совсем так, потому что язык изобразительного искусства - особый язык, живущий по своим законам.
Ш. Постановка проблемы.
Посмотрите, на столе лежит кусок ткани (художники называют ее драпировкой), на ней несколько яблок, рядом стоит кувшин.
Оцените этот натюрморт. Неплохо? А если мы уберем одно яблоко или заменим кувшин, выбрав другой размер или иной цвет?
Эту комбинацию предметов можно свободно менять, что-то убирая или добавляя. К чему при этом мы должны стремиться?
Посмотрите на натюрморт французского живописца Поля Сезанна.
В ограниченном пространстве картины все предметы находятся в неразрывной связи между собой. Прикройте одно из нарисованных яблок. Сразу же возникает ощущение неприятной пустоты.
Мы замечаем, что фрукты сгруппированы в определенном порядке. Кувшин также нельзя изменить.
Если его сделать чуть больше, то он начинает «подпирать» верхний край картины.
Если поменьше - возникает незаполненное пространство и захочется край опустить, а это невыгодно «прижмет» вазу с фруктами. Даже изгибы ткани нельзя представить другими - сразу нарушится общий ритм картины. Острый наклон линии стола уравновешивается массой белого кувшина справа.
Округлым формам тарелки, вазы и кувшина противопоставлены угловатые линии складок драпировок. Случайное на первый взгляд сочетание предметов образует неделимое целое.
Каждый предмет, каждое цветовое пятно, подчиняясь непреклонной воле художника, находит отзвук и поддержку в других, наполняя картину поэзией гармонии.
Сезанн, открывая красоту и логику сопоставления ясных и простых форм, творит по законам искусства свой образ мира.
IV. Сообщение теоретических сведений.
1. Определение понятия композиции.
Слово учителя
Вы уже знаете, что языком искусства можно передать самые тонкие движения души человека, изменчивость природы, картины реального и фантастического мира. Но, чтобы создать совершенный, целостный художественный образ, нужно знать определены правила. Прежде всего правила композиции, характерные для всех видов искусства.
Композиция - это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами
(Запись в тетрадь)
словно собирает все основные элементы изображаемого в единственное целое.
Правила композиции:
Правило первое: в композиции обязательно должно быть главное и второстепенное (главный персонаж, предмет или форма).
Правило второе: главное в композиции выделяется размером (малым или большим в сравнении с другим); формой, цветом, характером и расположением.
Правило третье: на картине создается композиционная целостность, когда ни одного элемента нельзя, ни прибавить, ни изъять, не изменив общего впечатления.
Разглядите, как выделяется главное и второстепенное в композициях юной художницы Н. Лещенко (2) та графика С. Конончука (1) (размером, формой, расположением, и тому подобное); как изменилась композиция, в которой остался лишь один главный элемент
Композиция может быть абстрактной, где нет конкретных реальных предметов, а замысел, чувство, передан линиями, формами, цветами.
Вы уже знаете, что в реализации композиции незаурядное значение имеет формат бумажного листа и способ его размещения (горизонтальный или вертикальный).
Проследим, как влияет размещение листа на наше восприятие, рассмотрев абстрактную композицию В. Кандинского (1). Если перевернуть изображение, то черный круг будто выкатывается из листа (1а), а в случае горизонтального размещения круг перемещается вправо и композиция теряет равновесие (16).
Поразмышляем вместе.
Если вы взглянете на изображение, а затем закроете глаза и спустя некоторое время взглянете на композицию опять, то что больше всего привлечет ваше внимание - размер, форма или цвет фигур?
2. Композиционный центр картины.
Слово учителя
Главной целью художника, что бы он ни рисовал, является создание композиционного центра картины, той точки, к которой должен быть прикован взгляд зрителя. Но при этом важно не забывать, что этот центр не может существовать сам по себе и быть в отрыве от всей картины в целом.
Главным объектом картины может быть что угодно, например, светлый силуэт на зеленом фоне или яркое пятно, скажем, одежда на изображенной фигуре.
(Конечно, в самом центре.)
Да, это может быть так, но совсем не обязательно. Геометрический центр картины может и не совпадать с композиционным. Как мы можем сформулировать понятие «композиционного центра»?
Учащиеся под руководством учителя формулируют определение «композиционный центр».
Композиционным центром называется предмет или группа предметов, расположенных автором так, что они привлекают к себе основное внимание зрителя.
К композиционному центру ведут направления линий очертаний предметов, в нем возникают тональные и цветовые акценты, сталкиваются контрасты, происходит кульминационное напряжение всей картины.
Автор словно «ведет» взгляд зрителя по изображению на картине от центра к деталям, от деталей снова возвращает к центру произведения.
Но все же какое место лучше для расположения главного?
Давайте посмотрим это на картинах выдающихся художников.
3. Беседа по произведениям художников.
ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Основные доминанты расположены
вдоль диагонали. Твой взгляд, блуждая по картине, неизменно устремляется к главному.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна».
1512—1513
ТРЁХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
И. К. Айвазовский. Вид Амстердама. 1854
делит изображение на три примерно равные части. Любой предмет, расположенный в" месте пересечения горизонталей и вертикалей, притягивает взгляд.
АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
В.М.Васнецов «С квартиры на квартиру». 1876
Основное изображение смещено от центра и располагается на переднем плане. Взгляд движется по дуге через средний план в глубину картины.
В любой картине художник стремится так построить композицию, чтобы показать объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, остается только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному.
Рассматривая что-нибудь, мы всегда выделяем главное — объект, который привлекает внимание. Он находится в центре поля зрения. Мы видим его со всеми подробностями и деталями.
Композиционные центры на рисунке следует располагать в одном из четырех пересечений
V. Практическая работа.
Задание. Определить расположение композиционного центра в вышеперечисленных картинах и провести анализ зависимости ощущений, вызываемых живописным произведением, от его нахождения.
Зрительный ряд.
VI. Актуализация знаний учащихся.
Чтение стихотворения
В. Фетисова:
Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю – лучшие белила.
Зорям – алые чернила.
Всем деревьям – чистые блестки серебристые.
Если учащиеся затрудняются ответить, объясняю: тёплые – это красный цвет и его оттенки – жёлтый, оранжевый, бордовый. Холодный – это синий и его оттенки – голубой, фиолетовый.
Какие слова – определения можно подобрать, характеризуя зиму? (Белоснежная, красивая, чудесная, серебристая, морозная, снежная).
- Но сегодня у вас на столах нет ни кисточек, ни карандашей.
Мне хочется научить вас рисовать не так, как вы рисуете чаще всего: кисточками, красками, карандашами, а по – другому, нетрадиционным методом, то есть необычно. Сегодня я научу вас рисованию техникой граттаж (Гратография)
Рисовать будем в перспективе.
(Обращение к словарику: перспектива – это вид, видимая даль).
То, что ближе к нам, рисуется крупнее и ниже на листе. То, что находится дальше, рисовать нужно выше на листе и меньшего размера.
VII. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок на тему «Зимний пейзаж»
Самостоятельная работа учащихся.
1. Выполнение работы детьми.
Звучит музыка, создающая настроение детей.
Индивидуальная помощь каждому ученику.
VIII. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Я хотела бы услышать вашу оценку своей работы.
Как вы думаете, чего не хватает на нашей зимней выставке?
Конечно, снежинок. Это не просто снежинки, они волшебные. Каждый из вас поместит снежинку на свою работу.
Если вы выберете желтую снежинку, значит, вам было хорошо работать на уроке, спокойно и легко работать.
Розовая снежинка будет означать, что работа над зимним пейзажем принесла вам радость, удовольствие и хорошее настроение.
Голубая снежинка будет означать, что работа была интересной, познавательной и полезной.
Посмотрите, какое чудо у нас получилось. Снежинки и розовые, и желтые, и голубые. Настоящее царство фантазий. Мы уже убедились в том, что вы настоящие волшебники, об этом свидетельствует ваша совместная творческая работа – выставка картин.
Самоанализ деятельности. Обсуждение выполненной работы по вопросам:
что же такое композиция в изобразительном искусстве?
Довольны ли вы результатами своей работы?
Что у вас не получилось и вы это хотели бы изменить?
(подарки)
3. Выставление оценок.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации по теме «Композиционный центр» для оформления темы в словаре.
9