СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 3 классе "Народные промыслы России".»

Тема урока: «Народные промыслы России. Городецкая, гжельская, хохломская роспись»

ЦельРазвитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов.

Задачи:

1. Образовательная

1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель).

5. Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.

2. Развивающая.

1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.

3. Развивать творческие способности.

3. Воспитательная.

1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

2. Учить работать самостоятельно.

3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.

Выставка.

Народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.

Предварительная работа.

- урок по мотивам народных росписей

- самостоятельная работа

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Сегодня мне хочется помочь вам окунуться в мир прекрасного, в мир декоративно – прикладного искусства. Я предлагаю сегодня на один урок превратить класс в художественную мастерскую, где будут работать художественные группы: «Городец», «Гжель» и «Золотая Хохлома», послушать сказку и на время урока стать настоящими мастерами.

Россия богата ремеслами. В каждом ремесле кроится своя тайна, загадка. И тот, кто может их разгадать, становится настоящим мастером.

2. Постановка цели и задач урока.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.

Ответьте на вопрос: – О ком эти строки? (Ответы учеников: - о чудо – мастерах)

- Как вы думаете, почему у этих предметов такие необычные названия: хохлома, гжель, городецкая роспись? (Ученики - Названия изделий народных промыслов даны по названию села или деревеньки, в которых они были изготовлены).

– Да, названия изделий народных промыслов, как правило, даны по названию села или деревеньки, в которых эти промыслы развивались.

- Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Народные промыслы России)

Народные промыслы России – ремёсла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, игрушки, Матрёшки, Городецкая роспись.

- Сделайте предположение, чему мы научимся на уроке? (на слайде)

3. Беседа. Объяснение нового материала.

Ребята, вы когда–нибудь слышали выражение:

« Сказка- ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» что оно означает?

- Верно, сказка обязательно нас чему- то учит.

Сегодня на уроке я расскажу вам сказку. А вот научит ли она вас чему- нибудь, вы сами определите в конце урока. Итак, слушайте внимательно и помогайте мне и сказочным героям.

/Звучит русская народная мелодия и на ее фоне учитель начинает рассказывать сказку/.

« В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь Матвей, и была у него дочь Василиса, - красоты неописуемой. Да такая рукодельница. Кружева плетет тоньше паутинки, скатерти вышивает узорчатые, царские одежды жемчугами да драгоценными каменьями украшает.

Полюбил Василису Иван- царевич - соседнего царя сын и решил он на ней жениться. Пришел с поклоном к царю Матвею, а тот ему и говорит: « Отдам за тебя дочь, коль скажешь, что руки у тебя умелые. А душа на красоту отзывчивая.

- Да как же доказать? – растерялся Иван.

- А вон, видишь, во дворе моем царском терем стоит. Снаружи и красив и хорош, а внутри лишь стены серые, унылые. Распиши ты их так, чтоб душа радовалась.

Пусть в первой комнате от золотой краски тепло и светло становится. Как от солнышка, пусть ягоды алые соком наливаются, черная да зеленая травка кудрится- разрастается.

- Ребята, а не напоминает ли вам это описание один из народных орнаментов? Какой именно? Почему?

/ Хохломская роспись, перечислены элементы этого орнамента/.

- Верно! Вот и Иван- царевич вспомнил о народных умельцах и отправился в Семеново к хохломским художникам мастерству учиться. Хорошо приняли Ивана - мастера, секретами своими поделились, научили всему, что сами умели. Вернулся Иван и расписал первую комнату дивными хохломскими узорами.

- А какие элементы из представленных здесь, мог использовать Иван в работе?

/ Дети выбирают среди прикрепленных на доске нужные элементы/.

Полюбовался Матвей- царь на Иванову работу, похвалил и говорит: « Теперь принимайся за вторую комнату. Пусть стены в ней белее снега будут. А на этой белизне цветы расцветают синие, да голубые».

Задумался Иван- царевич: как же мне можно одной единственной краской такой узор нарисовать, чтоб не скучным был, да глаз радовал. Где мне таких мастеров найти?

- Куда же нужно отправиться Ивану? А что создают гжельские мастера?

/ В Гжель! Фарфоровую посуду и расписывают всеми оттенками синего цвета.

Показывают элементы гжельского орнамента/.

- Молодцы! Помогли вы Ивану! Познакомился он с гжельскими мастерами и убедился, что и с одним цветом можно чудеса творить. Выполнил он и второе задание царя.

- Ну а в третьей комнате, - говорит царь, пусть цветы распускаются яркие, как радуга, и не обычные, а все розаны, да купавки. Пусть на стенах сказочные кони появятся, как петухи, да жар- птицы красуются. И на всех цветах, конях, птицах, как солнечные блики белые точки да штришки светятся!

- Знаю, знаю где такие художники живут! – обрадовался Иван.

- А вы ребята, знаете?

- Найдите элементы этой росписи?

/ В Городце! Это Городецкая роспись/.

Наконец- то выполнил Иван и третье задание царя- Матвея.

- Ну, молодец! Вот теперь и свадьбу играть можно! Созывай- ка гостей, - говорит царь.

И пригласил Иван- царевич на свадьбу всех своих друзей- помощников, народных умельцев. Каждый мастер молодым подарок принес, над которым его золотые руки потрудились.

Посмотрите! Эти вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

Посмотрите  на эти прекрасные творения! Сколько любви и труда вложил мастер в свою работу.

(Просмотр выставки.)

- Сможете ли вы отличить где, чей подарок? Где применяются эти предметы?

   Для чего они нужны? (из них едят, пьют, они нужны для красоты – ими украшают дом).



/ Дети определяют, к каким народным промыслам относятся те или иные предметы/.

  1. Работа в группе («Соотнеси картинку и название»)

  2. Индивидуальная работа по карточкам («Отгадай загадки»)

4. Физминутка – незабываемая минутка (под музыку).

Мы с тобою гончары,
Лепим дружно мы горшки.
Глину нежно мы возьмём,
Хорошенечко помнём.
Круг гончарный раскрути,
И горшочек свой лепи!

5. Практическая (самостоятельная) работа.

- А давайте- ка мы тоже подарки приготовим для Ивана- царевича и Василисы.

Дети по группам выполняют задание - расписывают заранее приготовленные тарелочки (силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам хохломских, гжельских, городецких росписей).

6. Итоги урока. Рефлексия.

- Ребята, перед вами лежит лист самооценки. Оцените свои работы. Поменяйтесь работами с соседом по парте, оцените работы одноклассников.

Выставка творческих работ учащихся.

- Давайте посмотрим ваши работы. Разложите по «полочкам» готовые изделия.

Вопросы для обсуждения:

-Какая работа вам нравится?

-Чем она вам нравится?

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал(а)

  • Сегодня на уроке я научился(лась)

  • Для меня было трудным

- Герои сказок, у которых мы побывали, научили нас чему-то полезному. Вам необходимо сделать вывод, что же полезного мы узнали из этой сказки, чему же мы научились.  (Предполагаемые ответы детей: доброте, дружбе, вежливости, отзывчивости учит правильно поступать в различных ситуациях и т.д.)

Выставление оценок.

— Ребята, сегодня активно работали на уроке, в группе: ФИО…. Я им ставлю 5, а остальным ребятам я поставлю оценки, после того как посмотрю ваш лист самооценки.

- Я предлагаю сделать ещё один подарок. Взгляните на блюдо (ковёр), чего не хватает на нём? (цветов)

- У вас на столах лежат цветы разного цвета.

Тем, кто считает … (три плаката) из рефлексии

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой – приклейте жёлтый цветок

Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи – синий цветок

Мне было трудно на уроке – красный цветок

7. Задание на дом (по карточкам)

- Я предлагаю вам выбрать карточку, на первой…, а на второй ….

1) Узнать какие еще народные промыслы существуют в России.

2) Расписать силуэты посуды, разделочных досок, игрушек узорами по мотивам народных промыслов России.



Теперь вы сами при желании можете совершенствовать свои умения в росписи изделий, для того, чтобы иметь возможность делать необычные подарки близким людям, а может быть кто-то из вас поступит в художественную школу, сам станет мастером, а позже научит других своему искусству. И мелодии ремёсел не прервутся никогда!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!