Урок № 26 изобразительного искусства в 3 классе Тема: «Дастархан» Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте. Шакарим Кудайбердыулы, казахский мыслитель, поэт Цели: Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана. - расширять представление о традиции гостеприимства. -развивать способность понимать и уважать традиции народов; - закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. - развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение. - развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы. - развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность. - воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане. Тип урока: комбинированный Методы: словесный, практический, демонстративный. Вид: урок – практикум Прогнозируемые результаты: - учащиеся получают теоретические знания: - умение сочетать цвет в работах; - самостоятельно разрабатывать эскиз изделия; - правильно пользоваться инструментами; - грамотно располагать составляющие элементы; - точно выполнять рисунок; - работать по шаблону; Материал: цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, стеки, фломастеры, карандаши, спокойная музыка. Ход урока Организационный момент. – Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» - «Мир и вашему дому». Рассказ учителя Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы». Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу. Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал: – Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей. Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом: – Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть? Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся). Продолжение притчи. Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку, и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения… – Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы» · Что означает слово «қонақ асы»? · Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся). Беседа · Кто и когда приходит к вам в гости? · Как встречают гостей в вашем доме? · Как вы понимаете слово «гостеприимство»? · Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся). Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём». Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями. Цитата урока – Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласаң, сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением. Ролевая игра «Гостеприимство» Учитель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам. Минутка тишины. Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка. – Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза… · Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал? · С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан». · Какие блюда готовят к приему гостей? – Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан, но прежде вспомним казахские национальные блюда. Творческая деятельность «Дастархан» Класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает задание, а на столах лежит: краски, фломастеры, пластилин, стеки, цветная бумага, ножницы, клей. 1 группа: выполняет скатерть, используя кальку и цветную бумагу. 2-3 группа: выполняют блюда национальной кухни. Учащиеся показывают свои работы и рассказывают о них. Обобщение – Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!» Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу. Домашнее задание: альбом, краски, рисунок на тему «Наурыз» 1. «Ассалаумагалейкум» – «Мир вашему дому». «Уа-галейким-уассалем» - «Мир и вашему дому» – классическое приветствие казахского народа. 2. Дастархан – накрытый стол. 3. Конакасы – угощение гостям. 4. Бата – благословение, напутствие старшего, уважаемого гостя. 5. Традиции – правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми. |