СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: «Дастархан»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   изобразительного искусства в 3 классе

Тема: «Дастархан»

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема: «Дастархан»»

Урок № 26 изобразительного искусства в 3 классе

Тема: «Дастархан»


Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте.

Шакарим Кудайбердыулы, казахский мыслитель, поэт

 

Цели: Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана.

- расширять представление о традиции гостеприимства.

-развивать способность понимать и уважать традиции народов;

- закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом.

- развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.

- развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы.

- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.

- воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим людям, к обычаям и традициям народов, проживающих в Казахстане.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, практический, демонстративный.

Вид: урок – практикум

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся получают теоретические знания:

- умение сочетать цвет в работах;

- самостоятельно разрабатывать эскиз изделия;

- правильно пользоваться инструментами;

- грамотно располагать составляющие элементы; 

- точно выполнять рисунок;

- работать по шаблону;

Материал: цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, стеки, фломастеры, карандаши, спокойная музыка.

Ход урока

Организационный момент.

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга по-казахски. Можно обменяться при этом крепким рукопожатием обеих рук. Приветствующий говорит: «Ассалаумагалейкум», что в переводе означает: «Мир вашему дому». Ему отвечают: «Уа-галейкум-ассалам» - «Мир и вашему дому».

Рассказ учителя

Изложение содержания казахской притчи «Қонақ асы».

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу.

Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал:

– Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей.

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:

– Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

  Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы учащихся). Продолжение притчи.

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку, и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля… Помните, дети мои, как говорил акын: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

 – Миновали века. Многое переменилось с тех пор. Но казахский народ сохранил традиции гостеприимства. Кто бы ни заходил среди дня или ночи в жилище казахов, каждого ждут почет и уважение, теплый прием и щедрое хлебосольство – «қонақ асы»

·   Что означает слово «қонақ асы»?

·   Как вы думаете, в чем проявилась мудрость отца? (Ответы учащихся).

Беседа

·   Кто и когда приходит к вам в гости?

·   Как встречают гостей в вашем доме?

·  Как вы понимаете слово «гостеприимство»?

·  Каким должен быть дом, чтобы его можно было назвать гостеприимным? (Ответы учащихся).

Учащиеся вместе с учителем формулируют определение гостеприимства. Учитель пишет это слово на доске и обращает внимание на то, что оно состоит из двух частей – «гость» и «приём».

Учитель обобщает ответы учащихся, обращая внимание на то, что у многих народов всегда с радостью и почтением, с уважением и дружелюбием принимают гостей, при этом обязательно накроют стол, подадут вкусное угощение, развлекут гостя беседой, играми и песнями.

Цитата урока

– Обратите внимание на слова казахского писателя Шакарима Кудайбердыулы: «Почитай и уважай других, и сам будешь в почёте». На казахском языке это звучит так – «Сыйласаң, сыйлы боларсың». Проявляем мы дружелюбие, почтительность и гостеприимство, и люди относятся к нам с уважением.

Ролевая игра «Гостеприимство»

Учитель предлагает разделиться на две группы и разыграть сценки приема гостей. Одна группа показывает, как встречают взрослых родных и близких, вторая группа – как друзья отправляются в гости к сверстникам.

Минутка тишины. Звучит приятная, спокойная инструментальная музыка.

– Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе, что вы пришли в гости к близким людям, которые устроили для вас замечательный праздник, вы весело общаетесь. Ощутите любовь, внимание и теплоту, которую они дарят вам. А теперь открываем глаза…

·   Кто хочет рассказать, что он представил и почувствовал?

·   С чего начинается подготовка к приему гостей? (Накрывают праздничный стол). Такой праздничный стол мы называем «дастархан».

·   Какие блюда готовят к приему гостей?

– Давайте мы с вами «накроем» праздничный дастархан, но прежде вспомним казахские национальные блюда.

Творческая деятельность «Дастархан»

Класс делится на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает задание, а на столах лежит: краски, фломастеры, пластилин, стеки, цветная бумага, ножницы, клей.

1 группа: выполняет скатерть, используя кальку и цветную бумагу.

2-3 группа: выполняют блюда национальной кухни.

Учащиеся показывают свои работы и рассказывают о них.

Обобщение

– Гостеприимство и дружелюбие стали национальной чертой и важной традицией казахского народа. Из поколения в поколение передается традиция завершения праздничного дастархана. Это очень важный момент. Его особый смысл заключается в напутствии и благословении очага и дастархана гостеприимного дома – «бата». Благословение-бата дает самый старший по возрасту и уважаемый гость. Выражая благодарность хозяевам, гость может сказать: «Пусть благословен будет ваш дастархан! Здоровья, счастья и мира вашему дому!»

Давайте и мы завершим наш урок добрыми пожеланиями друг другу.

Домашнее задание: альбом, краски, рисунок на тему «Наурыз»




1.       «Ассалаумагалейкум» – «Мир вашему дому». «Уа-галейким-уассалем» - «Мир и вашему дому»классическое приветствие казахского народа.

2.       Дастархан – накрытый стол.

3.       Конакасы – угощение гостям.

4.       Бата – благословение, напутствие старшего, уважаемого гостя.

5.       Традиции – правила поведения, которые постоянно соблюдаются людьми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!