СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства "В каждом посаде в своём наряде"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства по программе Т.Я. Шпикаловой "В каждом посаде в своём наряде". Творческая работа: "Заверши орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм. Изовикторина". Урок построен таким образом, что на нём создаются условия для эмоционально - ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного понёвного комплексов. В ходе исследования дети узнают о значении знаков - символов в орнаментальных мотивах народного костюма.

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства "В каждом посаде в своём наряде"»

МБОУ - Хотынецкая средняя общеобразовательная школа









Урок изобразительного искусства по программе Т.Я.Шпикаловой

«В каждом посаде в своем наряде»

Узоры – обереги в русском народном костюме

Творческая работа:

Заверши орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм.

Изовикторина.













Учитель: Баумова Л.Д.




Основные цели и задачи урока-повтора:

  1. Создавать условия для эмоционально-ценностного восприя­тия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплексов.

  2. Объяснить детям названия главных частей севернорусско­го и южнорусского костюма (работа со словарем).

  3. Углубить представление учеников о значении знаков-сим­волов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орна­ментальных мотивах народного костюма.

4. Формировать у третьеклассников графические навыки: в построении композиции народного орнамента.

Примерный ход урока:

  1. Знакомство учеников с ансамблями севернорусского и юж­норусского костюма из коллекции Государственного исторического музея и музея этнографии (У., с. 59—62).

  2. Достичь понимания детьми своеобразия русского народно­го костюма, представляющего собой «модель вселенной».

  3. Работа третьеклассников со словарем терминов элементов русского народного костюма. Проведение сравнительного анали­за главных частей севернорусского и южнорусского костюмов.

  4. Творческая работа учащихся, связанная с завершением ор­наментов, украшающих народный костюм. Проведение изовикторины (Т., с. 39—41) и изображение ответов в разной технике.

5. Итоги: третьеклассники делятся своими впечатлениями о том, что особенно поразило их в сказочной красоте празднично­ го народного костюма, как они понимают утверждение о том, что народный костюм является замечательным памятником нацио­нальной художественной культуры.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с праздничной одеждой, которую носили женщины в далеком прошлом в разных краях России.

III. Объяснение нового материала (работа по зрительному ряду)

- О чем же может рассказать нам народный костюм?

Старинный женский наряд – это, как бы, образ Вселенной. На головном уборе верхний мир – небо. Здесь знаки солнца, изображения птиц, небесных оленей, мировое дерево.

Какие названия женских головных уборов вы знаете?

(Кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - курица)).

- На челе уборов часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером могут выражать идею дождя – небесной влаги. Бисерные рясны – подвески, как дождевые струи текут с неба вниз, на землю, как будто поят ее живительной влагой.

- Какие знаки - символы мы видим на рукавах рубахи, у ворота и запястья?

(Знаки солнца, вспаханной земли. Волшебные узоры – обереги охраняют и шею у ворота, и запястья, и ноги.)

Женский костюм – это целый мир. В нем со всем связано: человек, животные, растения. Наденет женщина такой костюм и станет сама как Природа – Мать, хозяйка Вселенной, мудрая рукодельница.

1-й чтец: Вот послушайте, как в старинной песне поется о работе такой рукодельницы.

Во первый раз вышивала

Красно солнце с маревами,

С теплыми облаками.

Во второй раз вышивала

Светел месяц со лучами,

Со частыми звездами

В четвертый раз вышивала

Сине море со волнами…


2-й чтец: В свадебном же причитании каргопольская невеста рассказывала, что на ее белой рубашечке вышито «хорошее всхожее солнышко, утренняя заря, младой полуношный светел месяц, реки, все озера глубокие».

3-й чтец: А вот загадка:

Большая светлица,

Горит жар – птица.

Всяк ее знает

И обожает.

(солнышко)

Светлица – образ мира, жар птица – ясное солнышко.

- Но сколько бы мы не пересмотрели старинных рубах, ни на одной не увидим такой натуральной картины природы, исполненной иглой и нитками.

- Так каким же другим изобразительным языком владели эти девушки? (Они владели знаками символами могущественных сил природы).

Вот эти знаки – обереги:


Названия знаков – оберегов:


Схематический рисунок:

Солярные (солнечные) знаки


Символ земли

Символ земли и плодородия


Знак воды

Символ вечно живой природы

Символ счастливого брака

Круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображения коня, оленя, птицы

Прямая линия

Женская фигура, квадратик с точкой посредине

Волнообразная ритмическая линия

Древо, цветы, веточки

Две птицы голова к голове



- Покажите эти знаки – символы на старинных русских народных костюмах (по зрительному ряду).

(Дети показывают)

IV. Работа по учебнику (с. 60-61).

- А теперь давайте познакомимся с ансамблями севернорусского и южнорусского костюмов из коллекции государственного исторического музея и музея этнографии (дети рассматривают).

- Какие знаки – обереги и на каких костюмах вы увидели? (дети называют)

Ты уже заметил, что стремление человека к красоте, его мечта о прекрасном и небы­валом воплощается в предметах народного быта, в деревянном зодчестве и особенно в одежде.

- Давайте прочитаем задания учебника «Полюбуйся», «Посмотри»

ПОЛЮБУЙСЯ и познакомься с празднич­ной одеждой, которую носили в далёком прошлом в разных краях России.

Весь ансамбль праздничного костюма под­чёркивал красоту женщины, делая её похо­жей на прекрасный цветок или птицу. Обра­ти внимание на особенности праздничного северорусского костюма — рубахи, сарафана, душегреи, головного убора (кокошника).

ПОСМОТРИ, как изменился по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России.

Исчез сарафан — основа северорусского костюма. Вместо него на рубаху надевали понёву — поясную одежду замужней жен­щины.

Сарафан Душегрея (перед, спинка)


Нет и душегреи. Поверх рубахи, понёвы надевали запон (занавеска — завеска, перед­ник) и только затем — навершник (нагруд­ная женская одежда).

Отметь разнообразие узоров, множество от­тенков цвета в костюмах разных областей (бывших губерний) юга России. Не зря в народе говорят: «В каждом посаде в своём наряде».

Сравни:

Что общего в расположении орнаменталь­ных мотивов на северорусских костюмах и южнорусских?

(Много орнаментов – оберегов, которые защищают человека от недобрых сил)

Давайте прочитаем вывод по учебнику (с.62).

Ты будешь прав: это обилие орнаментов около ворота одежды, на рукавах, на понёве, на подоле сарафана и рубахи. Орнаменты-обереги защищали, охраняли человека за пределами его крепости - дома - от недоб­рых сил.

Обобщение:

- Из чего состоит северный костюм? (Из рубахи, сарафана, душегреи, головного убора «кокошника»)

- Каков колорит северного костюма? (Преобладают более холодные тона: темно – зеленый, черный, синий, фиолетовый)

- Из чего состоит южнорусский костюм? (Рубаха, понева – поясная одежда замужней женщины, запон (занавеска – завеска, передник), навершник (нагрудная женская одежда)).

- Каков колорит южного костюма? (Преобладает красный цвет, более теплые тона)

V. Работа в творческой тетради (с.38).

- Полюбуйся на красавицу? Кого она вам напоминает? (Героиню сказок, русскую красавицу, добрую рукодельницу, Василису Премудрую).

- Определи, в какой стороне (южный или северный регион России) могла надеть этот подвенечный наряд невеста? (Этот подвенечный наряд северного региона России. На красавице надета рубаха, сарафан, душегрея, головной убор – венец).

Выполнение задания в творческой тетради на с.39.


Прочти эти орнаменты. Найди в них знаки-обереги и знаки добрых пожела­ний: знаки солнца, воды и земли, птиц и животных. (Дети читают орнаменты, называя знаки – обереги)

Заверши орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм (самостоятельная работа- 10 минут).

Вывод:

Все знаки – обереги доброжелательные.

Работа в творческой тетради с 40 – 41.

Изовикторина.

Отгадай загадки о русском народном костюме. Нарисуй ответы.

Из липы свито деревянное корыто,

По дороге идет, клетки кладет.

Надену - ободом сведет,

Сниму – змеей упадет,

Тепла не дает, а без него холодно.

Дуйся не дуйся, через голову суйся,

Попляши день – деньской,

И пойдешь на покой.

С одного бока лес, а с другого - поле.

VI. Анализ работ.

- Давайте проверим, какие отгадки вы нарисовали к загадкам.

VII. Итог урока.

- С какими русскими народными костюмами мы сегодня познакомились?

- Из чего состоит северорусский костюм?

- Назовите части женского костюма южного типа?

- Какие знаки – обереги вышивали на костюмах?



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!