МБОУ - Хотынецкая средняя общеобразовательная школа
Урок изобразительного искусства по программе Т.Я.Шпикаловой
«В каждом посаде в своем наряде»
Узоры – обереги в русском народном костюме
Творческая работа:
Заверши орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм.
Изовикторина.
Учитель: Баумова Л.Д.
Основные цели и задачи урока-повтора:
Создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплексов.
Объяснить детям названия главных частей севернорусского и южнорусского костюма (работа со словарем).
Углубить представление учеников о значении знаков-символов могущественных сил природы (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма.
4. Формировать у третьеклассников графические навыки: в построении композиции народного орнамента.
Примерный ход урока:
Знакомство учеников с ансамблями севернорусского и южнорусского костюма из коллекции Государственного исторического музея и музея этнографии (У., с. 59—62).
Достичь понимания детьми своеобразия русского народного костюма, представляющего собой «модель вселенной».
Работа третьеклассников со словарем терминов элементов русского народного костюма. Проведение сравнительного анализа главных частей севернорусского и южнорусского костюмов.
Творческая работа учащихся, связанная с завершением орнаментов, украшающих народный костюм. Проведение изовикторины (Т., с. 39—41) и изображение ответов в разной технике.
5. Итоги: третьеклассники делятся своими впечатлениями о том, что особенно поразило их в сказочной красоте празднично го народного костюма, как они понимают утверждение о том, что народный костюм является замечательным памятником национальной художественной культуры.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с праздничной одеждой, которую носили женщины в далеком прошлом в разных краях России.
III. Объяснение нового материала (работа по зрительному ряду)
- О чем же может рассказать нам народный костюм?
Старинный женский наряд – это, как бы, образ Вселенной. На головном уборе верхний мир – небо. Здесь знаки солнца, изображения птиц, небесных оленей, мировое дерево.
Какие названия женских головных уборов вы знаете?
(Кичка (утка), сорока, кокошник (от «кокошь» - курица)).
- На челе уборов часто изображались солнце, звезды и композиции, связанные с небесным «ярусом» мира. К кокошнику на лентах прикреплялись «пушки» - шарики из птичьего пуха, висящие у висков или над плечами. Эти вертикальные ленты, иногда сплошь затканные бисером могут выражать идею дождя – небесной влаги. Бисерные рясны – подвески, как дождевые струи текут с неба вниз, на землю, как будто поят ее живительной влагой.
- Какие знаки - символы мы видим на рукавах рубахи, у ворота и запястья?
(Знаки солнца, вспаханной земли. Волшебные узоры – обереги охраняют и шею у ворота, и запястья, и ноги.)
Женский костюм – это целый мир. В нем со всем связано: человек, животные, растения. Наденет женщина такой костюм и станет сама как Природа – Мать, хозяйка Вселенной, мудрая рукодельница.
1-й чтец: Вот послушайте, как в старинной песне поется о работе такой рукодельницы.
Во первый раз вышивала
Красно солнце с маревами,
С теплыми облаками.
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми звездами
В четвертый раз вышивала
Сине море со волнами…
2-й чтец: В свадебном же причитании каргопольская невеста рассказывала, что на ее белой рубашечке вышито «хорошее всхожее солнышко, утренняя заря, младой полуношный светел месяц, реки, все озера глубокие».
3-й чтец: А вот загадка:
Большая светлица,
Горит жар – птица.
Всяк ее знает
И обожает.
(солнышко)
Светлица – образ мира, жар птица – ясное солнышко.
- Но сколько бы мы не пересмотрели старинных рубах, ни на одной не увидим такой натуральной картины природы, исполненной иглой и нитками.
- Так каким же другим изобразительным языком владели эти девушки? (Они владели знаками символами могущественных сил природы).
Вот эти знаки – обереги:
Названия знаков – оберегов: | Схематический рисунок: |
Солярные (солнечные) знаки Символ земли Символ земли и плодородия Знак воды Символ вечно живой природы Символ счастливого брака | Круги, ромбические и крестообразные фигуры, изображения коня, оленя, птицы Прямая линия Женская фигура, квадратик с точкой посредине Волнообразная ритмическая линия Древо, цветы, веточки Две птицы голова к голове |
- Покажите эти знаки – символы на старинных русских народных костюмах (по зрительному ряду).
(Дети показывают)
IV. Работа по учебнику (с. 60-61).
- А теперь давайте познакомимся с ансамблями севернорусского и южнорусского костюмов из коллекции государственного исторического музея и музея этнографии (дети рассматривают).
- Какие знаки – обереги и на каких костюмах вы увидели? (дети называют)
Ты уже заметил, что стремление человека к красоте, его мечта о прекрасном и небывалом воплощается в предметах народного быта, в деревянном зодчестве и особенно в одежде.
- Давайте прочитаем задания учебника «Полюбуйся», «Посмотри»
ПОЛЮБУЙСЯ и познакомься с праздничной одеждой, которую носили в далёком прошлом в разных краях России.
Весь ансамбль праздничного костюма подчёркивал красоту женщины, делая её похожей на прекрасный цветок или птицу. Обрати внимание на особенности праздничного северорусского костюма — рубахи, сарафана, душегреи, головного убора (кокошника).
ПОСМОТРИ, как изменился по сравнению с северорусским костюмом ансамбль женской одежды из южных районов России.

Исчез сарафан — основа северорусского костюма. Вместо него на рубаху надевали понёву — поясную одежду замужней женщины.
Сарафан Душегрея (перед, спинка)


Нет и душегреи. Поверх рубахи, понёвы надевали запон (занавеска — завеска, передник) и только затем — навершник (нагрудная женская одежда).
Отметь разнообразие узоров, множество оттенков цвета в костюмах разных областей (бывших губерний) юга России. Не зря в народе говорят: «В каждом посаде в своём наряде».
Сравни:
Что общего в расположении орнаментальных мотивов на северорусских костюмах и южнорусских?
(Много орнаментов – оберегов, которые защищают человека от недобрых сил)
Давайте прочитаем вывод по учебнику (с.62).
Ты будешь прав: это обилие орнаментов около ворота одежды, на рукавах, на понёве, на подоле сарафана и рубахи. Орнаменты-обереги защищали, охраняли человека за пределами его крепости - дома - от недобрых сил.
Обобщение:
- Из чего состоит северный костюм? (Из рубахи, сарафана, душегреи, головного убора «кокошника»)
- Каков колорит северного костюма? (Преобладают более холодные тона: темно – зеленый, черный, синий, фиолетовый)
- Из чего состоит южнорусский костюм? (Рубаха, понева – поясная одежда замужней женщины, запон (занавеска – завеска, передник), навершник (нагрудная женская одежда)).
- Каков колорит южного костюма? (Преобладает красный цвет, более теплые тона)
V. Работа в творческой тетради (с.38).
- Полюбуйся на красавицу? Кого она вам напоминает? (Героиню сказок, русскую красавицу, добрую рукодельницу, Василису Премудрую).
- Определи, в какой стороне (южный или северный регион России) могла надеть этот подвенечный наряд невеста? (Этот подвенечный наряд северного региона России. На красавице надета рубаха, сарафан, душегрея, головной убор – венец).
Выполнение задания в творческой тетради на с.39.

Прочти эти орнаменты. Найди в них знаки-обереги и знаки добрых пожеланий: знаки солнца, воды и земли, птиц и животных. (Дети читают орнаменты, называя знаки – обереги)
Заверши орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм (самостоятельная работа- 10 минут).
Вывод:
Все знаки – обереги доброжелательные.
Работа в творческой тетради с 40 – 41.
Изовикторина.
Отгадай загадки о русском народном костюме. Нарисуй ответы.
Из липы свито деревянное корыто,
По дороге идет, клетки кладет.
Надену - ободом сведет,
Сниму – змеей упадет,
Тепла не дает, а без него холодно.
Дуйся не дуйся, через голову суйся,
Попляши день – деньской,
И пойдешь на покой.
С одного бока лес, а с другого - поле.
VI. Анализ работ.
- Давайте проверим, какие отгадки вы нарисовали к загадкам.
VII. Итог урока.
- С какими русскими народными костюмами мы сегодня познакомились?
- Из чего состоит северорусский костюм?
- Назовите части женского костюма южного типа?
- Какие знаки – обереги вышивали на костюмах?