СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок к дню рождения М.В.Ломоносова

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. И в то же время Михаил Васильевич Ломоносов великий патриот, ратовавший за развитие русской науки и русского просвещения, боровшийся с засильем иностранцев в основанной Петром I Российской Академии наук.

Заслуги Ломоносова в области физики:

  • является  основоположником молекулярно-кинетической теории теплоты и газов;
  •  опытно утвердил закон сохранения вещества и движения;
  • создатель теории «об упругой силе воздуха»;
  • впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры;
  • дал объяснение электрической природы грозы и полярных сияний;
  • сконструировал много новых приборов: универсальный барометр, «ночезрительная труба», ряд приборов по оптике.

Ломоносову мы обязаны разработкой и введением научно-физической терминологии в русском языке. Им введены в обиход ранее отсутствовавшие у нас термины: физика, атмосфера, барометр, манометр, микроскоп, метеорология, термометр и другие.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок к дню рождения М.В.Ломоносова»

Урок - игра, посвященная 300-летию

со дня рождения М.В. Ломоносова

Компанеец Л.Г. ,

Учитель физики

ГБОУ СОШ гимназии №1566

ГБОУ СОШ №1934

Российско-Словацкой дружбы.

Цель: показать многообразие личности М. В.Ломоносова.

Задачи:

познакомить с фактами биографии М. В.Ломоносова; познакомить учащихся с открытиями, сделанными М.В.Ломоносовым в области физики; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,

  • ноутбук,

  • экран,

  • 6 репродукций мозаик М. В. Ломоносова,

  • черный ящик с «каркулюсом»,

  • камзол,

  • парики,

  • академические мантии 3 шт.,

  • портрет М.В.Ломоносова,

  • писчая бумага, ручки,

  • клей,

  • медали «Потомок М.В.Ломоносова»

Не участвующие в игре:

  • фотограф,

  • видеооператор,

  • 2 члена жюри,

  • ведущий (составляет команды заранее).



Ход урока-игры

Вступление (вступительное слово 4 ученика )

19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. И в то же время Михаил Васильевич Ломоносов великий патриот, ратовавший за развитие русской науки и русского просвещения, боровшийся с засильем иностранцев в основанной Петром I Российской Академии наук.

Заслуги Ломоносова в области физики:

  • является основоположником молекулярно-кинетической теории теплоты и газов;

  • опытно утвердил закон сохранения вещества и движения;

  • создатель теории «об упругой силе воздуха»;

  • впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры;

  • дал объяснение электрической природы грозы и полярных сияний;

  • сконструировал много новых приборов: универсальный барометр, «ночезрительная труба», ряд приборов по оптике.



Ломоносову мы обязаны разработкой и введением научно-физической терминологии в русском языке. Им введены в обиход ранее отсутствовавшие у нас термины: физика, атмосфера, барометр, манометр, микроскоп, метеорология, термометр и другие.



Он был учёный и поэт.

Он размышлял про тьму и свет.

В чём сходство стужи и тепла?

Что можно сделать из стекла?

Как получается фарфор?

И что таится в недрах гор?

Он краски изучил и цвет.

Он создал Университет.

Своей рискуя головой,

Заряд измерил грозовой.

Был в красноречии силён.

Историк он, географ он.

И как сказал о нём поэт:

«Он сам был – университет!



Демонстрация презентации. (Приложение 1 10мин)

Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю,
что обо мне дети отечества пожалеют.
М. В. Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику”Магницкого.

В 1731 г., скрыв свое происхождение, поступил студентом в Славяно-греко-латинскую академию. Жил он в это время в крайней нужде, тратя в день алтын (монета в три с половиной копейки), и, по собственному рассказу, покупал в день “ на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет” (денежка - полкопейки).

В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а уже в сентябре его вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию.

Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Христиан Вольф. Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого, который в кротчайшие сроки овладел немецким языком.

В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории.

Во Фрейбурге он встретил свою будущую жену –Елизавету – Христину Цильх, или, как звал её Ломоносов, Лизхен.

Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург.

Более года он скитался по Германии и Голландии. Во время странствий он повстречал прусских вербовщиков в армию. За попытки к бегству из армии прогоняли через строй, отрезали нос, уши. Рослый, с богатырской физической силой парень бросился им в глаза. Они подпоили Ломоносова, и он очнулся в камере прусской крепости солдатом. Ломоносов взломал решетку в окне и бежал.

В конце 1741 вернулся в Россию. После возвращения он был принят на небольшую должность в Академию наук, с которой остался связан на всю жизнь, став в 1745 г. профессором.

В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.

Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями.

Он составил обширную программу исследований свойств растворов.

Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда.

Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.

Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.

Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.

В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику“Полтавская баталия” (1762-1764).

В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. “ В университете, - говорил он,- студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды”. Преподавание велось на русском языке.

Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория “трех штилей” сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Ломоносов также автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.

В поэзии он более всего прославился одами. Ломоносов свято верил в то, что счастье народу России принесет наука. Он не уставал славить в своих стихах науку и просвещение. Главным же борцом за просвещение он считал правительство, которое ему рисовалось в идеализированном образе Петра I. Петр был его героем - он создал настоящий “миф о Петре”. Это был образ царя-труженика и патриота, героя, вся жизнь которого посвящена России и ее народу.

После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.



Сценка «Секрет горения» (5 мин.)

Чтец 1 Было ложное ученье.

Был неправильный закон:

«Что подвержено горенью,

То содержит флогистон».

«Флогистон»-«горючий» значит.

Он из печки в небо скачет.

Если дым со всех сторон-

Разгулялся флогистон.



Чтец 2 Санкт-Петербург. 1750 год


Собрались мужи учёные,

Занимали кресла точёные.

Рукава белели манжетами,

А на шеях цепочки с лорнетами.

Парики обсыпаны пудрою.

Говорили все речи мудрые.

Обсуждали вопрос горения,

Почернения веществ, побурения.

Произнёс один:


Учёный 1 - В полной мере я соглашусь,

Что огонь – материя.

Теплород – флогистон


Чтец 1 - Рады слову все благозвучному.


Учёный 1 - Флогистон объясняет горение.


Чтец 2 - Все кивнули в знак одобрения

Говорит другой:



Учёный 2 - Я поверю вам.

Все видали горение дерева-

Потемнеет оно и скрючится:

Флогистон из него улетучится.

Флогистон объясняет горение!


Чтец 1 -Все кивнули в знак одобрения.


Чтец 2 -Вдруг Ломоносов входит в зал.


Ломоносов

- Я всё проверил, доказал.

Прошу, мужи науки!


Учёный 1 - Куда?


Чтец 1 -По залу сразу шум.


Ломоносов - В лабораторию прошу!


Учёный 2 - Зачем?


Ломоносов - Я ставлю опыт.


Чтец 2 - А за спиною ропот:


Учёный 1 - Мужик!


Учёный 2 - Невежа!


Учёный 3 - Что за тон?!

Ломоносов - Смотрите и не спорьте!


Учёный 2 - Но всем известно: флогистон….


Ломоносов - В запаянной реторте

Свинец я грею.

Отчего металла потемненье?

Учёный 3 - Забрался флогистон в него.

С теплом проник он сквозь стекло.

Ломоносов - Не в этом суть горения!

Реторту запаял я сам.

Я верю числам и весам.

Ничуть не изменился вес

Реторты раскалённой.

Нет, сквозь стекло он не пролез –

Ваш флогистон хвалёный!

Чтец 1 - Молчат учёные мужи.

( Ты им попробуй докажи.)

Учёный 1 - А всё ж свинец темнее стал!


Ломоносов - Часть воздуха вошла в металл,

И от того он чёрный!


Чтец 2 - Не знали слова КИСЛОРОД.

Но видел далеко вперёд

Великий наш учёный.



Демонстрация видеофрагмента из к/ф «Михайло Ломоносов. Великий учёный» (7 мин)

Игра (15 мин.)

Класс делится на группы по 4-6 человек. Получают конверт с набором заданий викторины. Задания для всех команд одинаковые.

Команды получают набор пазлов, из которых надо собрать одну из мозаичных картин М.В.Ломоносова.

Отвечают на вопросы викторины и собирают картину одновременно. Выполненные задания передают жюри. Жюри подсчитывают правильные ответы.

Задание № 1

Сколько лет было Ломоносову, когда он обучился грамоте?

  1. 5 лет

  2. 7 лет

  3. 12 лет

  4. 15 лет



Задание № 2

Какого русского монарха прославлял поэт больше всего?

  1. Петра I

  2. Ивана VI

  3. Елизавету Петровну

  4. Екатерину II



Задание № 3

Как Ломоносову удалось поступить в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию) не будучи дворянином?

  1. Он заплатил за учебу.

  2. Скрыл своё крестьянское происхождение.

  3. Поразил преподавателей своими знаниями.

  4. Сдал успешно экзамены.



Задание № 4



На какой улице в Москве расположено здание бывшей Славяно-греко-латинской академии



  1. Никольская улица

  2. Улица Варварка

  3. Улица Солянка

  4. Рождественская улица



Задание № 5 Черный ящик (1 балл)

В академии широко применялось наказание“каркулюсом”. Смысл этой “педагогической”меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его “наградить” позорным знаком.

Задание. Отгадайте, что лежит в черном ящике?

  1. Бумажный свиток

  2. Мешочек с чесноком

  3. Свинцовая медаль

  4. Деревянная медаль

Задание № 6

Какую частицу в своих трудах Ломоносов называл «корпускула»?

  1. Атом

  2. Протон

  3. Молекула

  4. Электрон



Задание № 7

Какое учебное заведение в Москве носит имя Ломоносова?

  1. Педагогический университет

  2. Московский Государственный Университет

  3. Химико-технологический институт

  4. Университет горного дела



Задание № 8

Где в Москве раньше располагалась химическая лаборатория Ломоносова?

  1. На месте здания МГУ на Манежной площади

  2. На Лубянке

  3. На месте Исторического музея возле Красной площади

  4. В Лефортово



Задание № 9

В борьбе против засилья иностранцев в Российской академии наук, Ломоносов писал:

«…Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать»

Кого Ломоносов называет Невтоном?

  1. Древнегреческого философа

  2. Бога мудрости и красноречия

  3. Профессора немецкого университета

  4. Английского учёного Исаака Ньютона


Задание № 10

Какие опыты проводил Ломоносов с помощью «громовой махины»?

  1. Изучение электричества

  2. Изучение полярного сияния

  3. Изучение активности Солнца

  4. Измерение скорости звука

Задание № 11

Наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, какое открытие сделал Ломоносов?

  1. Венера обладает естественным спутником как и Земля

  2. На Венере есть горы

  3. Венера своей тенью создаёт солнечное затмение

  4. У Венеры есть плотная атмосфера



Задание № 12



Какая страна избрала в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?

        1. Германия

        2. Голландия

        3. Швеция

        4. Англия


Задание № 13


Какое слово пропущено в высказывании Ломоносова: «Для пользы _____________ коль радостно трудиться»?

  1. России

  2. Родины

  3. Общества

  4. Отечества

Задание № 14

В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картину“Полтавская баталия”.

Каковы размеры мозаичной картины «Полтавская баталия»?

  1. 10 квадратных метров

  2. 30 квадратных метров

  3. 50 квадратных метров

  4. 70 квадратных метров

Задание № 15 Картинная галерея (Кто соберёт первым, получают 3 балла, вторые – 2 балла, остальные по 1 баллу, самые последние 0 баллов)

Задание. Соберите из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова. Пазлы наклеивают на лист бумаги А4. По завершении выставляют на подставки на демонстрационный стол.

Ответы на вопросы викторины:

  1. 3, 2) 1, 3) 2, 4) 1, 5) 1, 6) 3, 7) 2, 8) 3, 9) 4, 10) 1, 11) 4, 12) 3, 13) 3, 14) 2.

Подведение итогов.

Команды демонстрируют получившиеся репродукции.

Ведущий зачитывает правильные ответы на вопросы викторины, демонстрирует содержимое «чёрного ящика» и рассказывает о мозаичных картинах.

Жюри объявляет команды-победительницы.

В этой игре можно сделать 2 варианта подведения итогов.

  1. Все участники победившей команды получают отличительные знаки с надписью “ Потомок М. В.Ломоносова”.

  2. Команды могут назвать своих самых эрудированных участников, которым вручается отличительный знак с надписью “ Потомок М. В.Ломоносова”.

Литература:

  1. Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.

  2. Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.

  3. Литература: 9 класс: Книга для учителя. - 2-е изд. -М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. - 256 с. (Я иду на урок)

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.

  5. Дягилев Ф.М.,Из истории физики и жизни её творцов, книга для учащихся.-М.:Просвещение, 1986.-255 с.

  6. Блудов М.И., Беседы по физике часть 3-М.: Просвещение, 1974, 192 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!