Урок - игра, посвященная 300-летию
со дня рождения М.В. Ломоносова
Компанеец Л.Г. ,
Учитель физики
ГБОУ СОШ гимназии №1566
ГБОУ СОШ №1934
Российско-Словацкой дружбы.
Цель: показать многообразие личности М. В.Ломоносова.
Задачи:
познакомить с фактами биографии М. В.Ломоносова; познакомить учащихся с открытиями, сделанными М.В.Ломоносовым в области физики; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
ноутбук,
экран,
6 репродукций мозаик М. В. Ломоносова,
черный ящик с «каркулюсом»,
камзол,
парики,
академические мантии 3 шт.,
портрет М.В.Ломоносова,
писчая бумага, ручки,
клей,
медали «Потомок М.В.Ломоносова»
Не участвующие в игре:
Ход урока-игры
Вступление (вступительное слово 4 ученика )
19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия – вот те области, в которых Ломоносов оставил свой след. И в то же время Михаил Васильевич Ломоносов великий патриот, ратовавший за развитие русской науки и русского просвещения, боровшийся с засильем иностранцев в основанной Петром I Российской Академии наук.
Заслуги Ломоносова в области физики:
является основоположником молекулярно-кинетической теории теплоты и газов;
опытно утвердил закон сохранения вещества и движения;
создатель теории «об упругой силе воздуха»;
впервые предсказал существование абсолютного нуля температуры;
дал объяснение электрической природы грозы и полярных сияний;
сконструировал много новых приборов: универсальный барометр, «ночезрительная труба», ряд приборов по оптике.
Ломоносову мы обязаны разработкой и введением научно-физической терминологии в русском языке. Им введены в обиход ранее отсутствовавшие у нас термины: физика, атмосфера, барометр, манометр, микроскоп, метеорология, термометр и другие.
Он был учёный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чём сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силён.
Историк он, географ он.
И как сказал о нём поэт:
«Он сам был – университет!
Демонстрация презентации. (Приложение 1 10мин)
Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю,
что обо мне дети отечества пожалеют.
М. В. Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику”Магницкого.
В 1731 г., скрыв свое происхождение, поступил студентом в Славяно-греко-латинскую академию. Жил он в это время в крайней нужде, тратя в день алтын (монета в три с половиной копейки), и, по собственному рассказу, покупал в день “ на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет” (денежка - полкопейки).
В 1736 г. Ломоносов был вместе с несколькими лучшими студентами переведен в Петербургскую Академию, а уже в сентябре его вместе с двумя студентами направляют учиться физике и химии в Германию.
Первые три года он провел в Марбургском университете, где среди его преподавателей был такой выдающийся ученый, как Христиан Вольф. Вольф поощрял самостоятельные опыты подающего надежды ученого, который в кротчайшие сроки овладел немецким языком.
В 1739 Ломоносов был переведен во Фрейбург к профессору И. Генкелю для изучения металлургии и горного дела. Здесь впервые познакомился с устройством рудников, а также приобрел опыт работы в химической лаборатории.
Во Фрейбурге он встретил свою будущую жену –Елизавету – Христину Цильх, или, как звал её Ломоносов, Лизхен.
Средства из России приходили крайне нерегулярно, к тому же Ломоносов не мог вынести насмешек над своими самостоятельными работами, которыми осыпал его Генкель. Весной 1740 Ломоносов самовольно покинул Фрейбург.
Более года он скитался по Германии и Голландии. Во время странствий он повстречал прусских вербовщиков в армию. За попытки к бегству из армии прогоняли через строй, отрезали нос, уши. Рослый, с богатырской физической силой парень бросился им в глаза. Они подпоили Ломоносова, и он очнулся в камере прусской крепости солдатом. Ломоносов взломал решетку в окне и бежал.
В конце 1741 вернулся в Россию. После возвращения он был принят на небольшую должность в Академию наук, с которой остался связан на всю жизнь, став в 1745 г. профессором.
В 1748 добился постройки и оборудования первой в России химической научно-исследовательской лаборатории.
Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями.
Он составил обширную программу исследований свойств растворов.
Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, проводившимся им совместно с Г.В. Рихманом, погибшим в 1753 от электрического разряда.
Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи и движения, разработал учение о природе цветов.
Широкие научные интересы Ломоносова включали и астрономию. 26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца Ломоносов открыл существование у нее атмосферы, впервые правильно истолковав размытие солнечного края при двукратном прохождении Венеры через край диска Солнца.
Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород.
В течение многих лет он разрабатывал технологию получения цветного стекла на бисерной и мозаичной фабрике, построенной в Усть-Рудицах (близ Петербурга). Цветные стекла использовались для создания мозаик. Он сам создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику“Полтавская баталия” (1762-1764).
В 1755 во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет, который ныне носит его имя. Он пытался добиться приема туда студентов всех сословий, однако не смог, хотя составленный при его участии устав был одним из самых свободных в Европе. “ В университете, - говорил он,- студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды”. Преподавание велось на русском языке.
Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория “трех штилей” сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Ломоносов также автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
В поэзии он более всего прославился одами. Ломоносов свято верил в то, что счастье народу России принесет наука. Он не уставал славить в своих стихах науку и просвещение. Главным же борцом за просвещение он считал правительство, которое ему рисовалось в идеализированном образе Петра I. Петр был его героем - он создал настоящий “миф о Петре”. Это был образ царя-труженика и патриота, героя, вся жизнь которого посвящена России и ее народу.
После кончины своей покровительницы Елизаветы Петровны Ломоносов переживал трудные годы, усугубившиеся болезнью. Его недоброжелатели в Академии добились подписания его отставки Екатериной II, однако императрица спохватилась и лично посетила ученого. Практически весь последний год жизни он провел, не выходя из дома. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка. По словам Пушкина, “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.
Сценка «Секрет горения» (5 мин.)
Чтец 1 Было ложное ученье.
Был неправильный закон:
«Что подвержено горенью,
То содержит флогистон».
«Флогистон»-«горючий» значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон-
Разгулялся флогистон.
Чтец 2 Санкт-Петербург. 1750 год
Собрались мужи учёные,
Занимали кресла точёные.
Рукава белели манжетами,
А на шеях цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
Почернения веществ, побурения.
Произнёс один:
Учёный 1 - В полной мере я соглашусь,
Что огонь – материя.
Теплород – флогистон
Чтец 1 - Рады слову все благозвучному.
Учёный 1 - Флогистон объясняет горение.
Чтец 2 - Все кивнули в знак одобрения
Говорит другой:
Учёный 2 - Я поверю вам.
Все видали горение дерева-
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение!
Чтец 1 -Все кивнули в знак одобрения.
Чтец 2 -Вдруг Ломоносов входит в зал.
Ломоносов
- Я всё проверил, доказал.
Прошу, мужи науки!
Учёный 1 - Куда?
Чтец 1 -По залу сразу шум.
Ломоносов - В лабораторию прошу!
Учёный 2 - Зачем?
Ломоносов - Я ставлю опыт.
Чтец 2 - А за спиною ропот:
Учёный 1 - Мужик!
Учёный 2 - Невежа!
Учёный 3 - Что за тон?!
Ломоносов - Смотрите и не спорьте!
Учёный 2 - Но всем известно: флогистон….
Ломоносов - В запаянной реторте
Свинец я грею.
Отчего металла потемненье?
Учёный 3 - Забрался флогистон в него.
С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов - Не в этом суть горения!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскалённой.
Нет, сквозь стекло он не пролез –
Ваш флогистон хвалёный!
Чтец 1 - Молчат учёные мужи.
( Ты им попробуй докажи.)
Учёный 1 - А всё ж свинец темнее стал!
Ломоносов - Часть воздуха вошла в металл,
И от того он чёрный!
Чтец 2 - Не знали слова КИСЛОРОД.
Но видел далеко вперёд
Великий наш учёный.
Демонстрация видеофрагмента из к/ф «Михайло Ломоносов. Великий учёный» (7 мин)
Игра (15 мин.)
Класс делится на группы по 4-6 человек. Получают конверт с набором заданий викторины. Задания для всех команд одинаковые.
Команды получают набор пазлов, из которых надо собрать одну из мозаичных картин М.В.Ломоносова.
Отвечают на вопросы викторины и собирают картину одновременно. Выполненные задания передают жюри. Жюри подсчитывают правильные ответы.
Задание № 1
Сколько лет было Ломоносову, когда он обучился грамоте?
5 лет
7 лет
12 лет
15 лет
Задание № 2
Какого русского монарха прославлял поэт больше всего?
Петра I
Ивана VI
Елизавету Петровну
Екатерину II
Задание № 3
Как Ломоносову удалось поступить в Спасские школы (позднее переименованные в Славяно-греко-латинскую академию) не будучи дворянином?
Он заплатил за учебу.
Скрыл своё крестьянское происхождение.
Поразил преподавателей своими знаниями.
Сдал успешно экзамены.
Задание № 4
На какой улице в Москве расположено здание бывшей Славяно-греко-латинской академии
Никольская улица
Улица Варварка
Улица Солянка
Рождественская улица
Задание № 5 Черный ящик (1 балл)
В академии широко применялось наказание“каркулюсом”. Смысл этой “педагогической”меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его “наградить” позорным знаком.
Задание. Отгадайте, что лежит в черном ящике?
Бумажный свиток
Мешочек с чесноком
Свинцовая медаль
Деревянная медаль
Задание № 6
Какую частицу в своих трудах Ломоносов называл «корпускула»?
Атом
Протон
Молекула
Электрон
Задание № 7
Какое учебное заведение в Москве носит имя Ломоносова?
Педагогический университет
Московский Государственный Университет
Химико-технологический институт
Университет горного дела
Задание № 8
Где в Москве раньше располагалась химическая лаборатория Ломоносова?
На месте здания МГУ на Манежной площади
На Лубянке
На месте Исторического музея возле Красной площади
В Лефортово
Задание № 9
В борьбе против засилья иностранцев в Российской академии наук, Ломоносов писал:
«…Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»
Кого Ломоносов называет Невтоном?
Древнегреческого философа
Бога мудрости и красноречия
Профессора немецкого университета
Английского учёного Исаака Ньютона
Задание № 10
Какие опыты проводил Ломоносов с помощью «громовой махины»?
Изучение электричества
Изучение полярного сияния
Изучение активности Солнца
Измерение скорости звука
Задание № 11
Наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, какое открытие сделал Ломоносов?
Венера обладает естественным спутником как и Земля
На Венере есть горы
Венера своей тенью создаёт солнечное затмение
У Венеры есть плотная атмосфера
Задание № 12
Какая страна избрала в 1760 году Ломоносова почетным членом своей Академии наук?
Германия
Голландия
Швеция
Англия
Задание № 13
Какое слово пропущено в высказывании Ломоносова: «Для пользы _____________ коль радостно трудиться»?
России
Родины
Общества
Отечества
Задание № 14
В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картину“Полтавская баталия”.
Каковы размеры мозаичной картины «Полтавская баталия»?
10 квадратных метров
30 квадратных метров
50 квадратных метров
70 квадратных метров
Задание № 15 Картинная галерея (Кто соберёт первым, получают 3 балла, вторые – 2 балла, остальные по 1 баллу, самые последние 0 баллов)
Задание. Соберите из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова. Пазлы наклеивают на лист бумаги А4. По завершении выставляют на подставки на демонстрационный стол.
Ответы на вопросы викторины:
3, 2) 1, 3) 2, 4) 1, 5) 1, 6) 3, 7) 2, 8) 3, 9) 4, 10) 1, 11) 4, 12) 3, 13) 3, 14) 2.
Подведение итогов.
Команды демонстрируют получившиеся репродукции.
Ведущий зачитывает правильные ответы на вопросы викторины, демонстрирует содержимое «чёрного ящика» и рассказывает о мозаичных картинах.
Жюри объявляет команды-победительницы.
В этой игре можно сделать 2 варианта подведения итогов.
Все участники победившей команды получают отличительные знаки с надписью “ Потомок М. В.Ломоносова”.
Команды могут назвать своих самых эрудированных участников, которым вручается отличительный знак с надписью “ Потомок М. В.Ломоносова”.
Литература:
Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.
Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.
Литература: 9 класс: Книга для учителя. - 2-е изд. -М.: Издательство “Первое сентября”, 2002. - 256 с. (Я иду на урок)
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.
Дягилев Ф.М.,Из истории физики и жизни её творцов, книга для учащихся.-М.:Просвещение, 1986.-255 с.
Блудов М.И., Беседы по физике часть 3-М.: Просвещение, 1974, 192 с.