СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок К.М.Симонов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-разработка.

Просмотр содержимого документа
«Урок К.М.Симонов»



Никогда общение писателей

с народом не было таким

тесным, как в годы войны.

А.Прокофьев



Льется свет по ночам из

мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

Начеку,

словно мира спасенного страж, -

Наша память о прошлой войне.

Расул Гамзатов

Цель урока:

Обучающие: знакомство со стихотворением К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны.

Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;

Задачи:

Развивающие: Развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Оборудование:

1.Компьютер

2.Проектор

3.Электронная презентация

Краткое описание: Данный урок для 6 класса. На уроке обучающиеся знакомятся с биографией К.Симонова, анализируют текст стихотворения, выделяют лексические и изобразительно – выразительные средства языка.

Ход урока

1.Слова учителя: Здравствуйте,ребята!

- Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Константином Симоновым, а также с его творчеством, а именно, с его стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», посвященное его другу, поэту Алексею Суркову. Но, вначале, давайте прослушаем одну из песен военного времени «Землянка» поэт и автор известной песни которой Алексей Сурков.

(тихое звучание песни «Землянка». Слайд 1.о Великой Отечественной войне)

- Ребята, о чем эта песня?

- Ответ обучающихся: Это песня о войне. Наши прадеды были участниками этой страшной войны. Они сражались до последней капли крови, не жалея себя, они защищали свою родную землю от фашистских захватчиков. И сегодня, мы бы хотели рассказать о своих прадедушках, и их подвигах.

СТЕНД « ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»

Рассказ учеников:



СЛАЙД 2. 1941 – 1945 год (вывести на экран)

- 1941 – 1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок – 4 года жизни страны, но это были годы страшных испытаний.

Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа. В первый же день фашисты разгромили многие аэродромы и склады боеприпасов, начали бомбить крупные города Советского Союза. Вражеский натиск был настолько силен, что советским войскам пришлось отступать. Это горькое и мучительное отступление, с боями и потерями, продолжалось до ноября. До Москвы оставалось чуть более 30 (тридцати) километров. Это было невиданное потрясение для нашего народа,оно потребовало от каждого человека напряжения всех сил, чтобы победить врага.

Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого и до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответственность. 941 их них ушел на фронт,417 – не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка,и пулемет, и слово …

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе «совпало - война, беда, мечта и юность». Это Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979)

1.( 3 слайд. Биография и фото К.М.Симонова)

Выступление ученицы (электронная презентация)

Учитель: Поэт Николай Тихонов писал о Симонове: «Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши. Никаких трескучих, громких фраз. Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди – это факт, а не преувеличение – носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце».

Одним из таких стихотворений Константина Симонова было «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …» Это стихотворение о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого человека.

2. Чтение наизусть учителем «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

Учитель: -Ребята, как вы думаете, к кому обращается К.Симонов?

Ответ: - Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошел по дорогам войны.

Учитель: - Правильно, Алеша,- это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент,поэт, автор известной песни времен войны «Землянка». (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).

Константин Симонов на дорогах войны увидел страшную картину отступления советских войск. Перед нами картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить отступающих голодных солдат, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни с погостами. Печальная картина страдания народа. Горестные дни отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики. Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

27 июля – бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля – новоржевское направление…

И – как крик: немцы перед атакующими частями гонят … женщин и детей.

- Ребята, сейчас нам предстоит провести небольшую исследовательскую работу к стихотворению «Ты, помнишь, Алеша…». Поэтому, давайте сделаем небольшую паузу и выполним физминутку. (физминутка на диске)

3.Переход к анализу стихотворения

На доске записаны слова: Словарная работа (устаревшие слова)

Кринка – глиняный удлиненный горшок для молока.

Тракт – большая проезжая дорога

Салопчик – женская одежда.

Учитель: - Ребята, так как стихотворение имеет две части, а это легко определить по начальным строкам. Я предлагаю вам поработать по группам.

1 группа работает над 1 – ой частью стихотворения.

2 группа работает над 2 – ой частью стихотворения.

3 группа отвечает на вопрос. Какую проблему поднимает автор?

Ответ 1 группы: Перед нами предстают картины военного быта: бесконечные дожди, усталые женщины, которые хотят напоить и накормить голодных солдат;

и, длинная дорога, вдоль которой стоят деревни … . В стихотворении встречается очень много эпитетов, которые передают настроение поэта. Например, «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины со вдовьей слезою», «дорожная тоска» и др.

По мнению поэта Родина – это «не дом городской, где я празднично жил, а эти проселки, что дедами пройдены…»

- А какой же видится Родина поэту? Отвечу строками – это « … деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась».

Ответ 2 группы: Во второй части появляется лейтмотив стихотворения

«Но, горе поняв своим бабьим чутьем

Ты, помнишь, старуха сказала: - Родимые, покуда идите, мы вас подождем».

Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с русской земли. Усиливают веру в Победу олицетворения: «Мы вас подождем!» - говорили нам пажити. // «Мы вас подождем!» - говорили леса.

Память поэта запечатлела образы на дорогах войны; «… седая старуха в салопчике плисовом», «русская женщина».

Меняется и образ солдата к концу стихотворения. Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он все больше ожесточается против врага: «На наших глазах умирают товарищи», // «По – русски рубаху рванув на груди».

В последней строфе предстает образ русской женщины. Он сливается с образом Родины.

Именно на плечи женщин легли многие тяготы войны. Они пахали, сеяли, делали снаряды, недосыпали, недоедали, чтобы приблизить долгожданную Победу.

Учитель: - Что значит, по – вашему, любить Родину?

В данном стихотворении описано начало войны – самый сложный и тяжелый период войны. Поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.

3 – я группа.

- Какую проблему поднимает автор в данном стихотворении?

Ответ учеников: Проблема в том, что, как же тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной земле шагает беспощадный враг. Автор призывает читателя верить в победу. Стойко переносить трудности войны, защищать родину, близких, родных от врага.



Учитель: - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

НА ДОСКЕ:

ТРЕВОГУ

СОСТРАДАНИЕ

СТРАХ

ВОСХИЩЕНИЕ Я ЧУВСТВУЮ

ГОРЕ

БОЛЬ

ТЯЖЕСТЬ ИСПЫТАНИЙ

СОЧУВСТВИЕ

Учитель: - А в конце стихотворения?

Ученик: - Радость. Вера в Победу.

Стихотворение обращено к нашей памяти. Оно показывает величественность подвига простого солдата.

Весь под ногами мир земной

Живу. Дышу. Пою,

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Учитель: - Ребята, вы устали, поэтому мы сделаем 2 (вторую) небольшую паузу и выполним физминутку.

4.Творческие работы. – Ребята, мы сегодня говорили о Великой Отечественной войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей.

И я прошу вас, уже более осознанно ответить на вопрос «Чего бы вы хотели больше всего в жизни?»

Ответы учеников:

5.Заключительная часть.

Учитель: - На защиту страны поднялся весь многонациональный народ. Не все возвращались с войны, но они оставались живыми в памяти тех, кто их любил.

Давайте, ребята, будем помнить, какой ценой далась Победа.

Давайте, будем учиться быть благодарными тем воинам, благодаря которым над нами сейчас мирное небо.

6.Выставление оценок.

Дом.зад.: Подготовить выразительное чтение наизусть «Ты, помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!