СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Как сложили песню"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке у учащихся формируется   представление о песне; ребята знакомятся с жанрами народной музыки.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Как сложили песню"»

Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»

Цели урока:

  1. сформировать  представление о песне;

  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;

  3. познакомить с жанрами народной музыки;

  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  1. выявить сходство между народной и композиторской музыкой

  2. развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

            1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;

            2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

            4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;

            5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;

            6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Музыкальный материал:

« Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня;

« Колыбельная» - обработка А.Лядова;

«Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

 «Милый мой хоровод»;  «А мы просо сеяли» - русские народные песни, обраб.М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова.

« Я сажала ленок» - русская народная песня

                     

         

 Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

Со звонком дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия».

Учитель сообщает тему урока, цели и план работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?

Дети: Они называются вокализы.

Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

Дети: Голосом.

Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

Дети: В песне.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

Дети: Из музыки, стихов.

Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Дети:  Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

3. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.

Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.

4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.

(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)

  1. « Колыбельная» - обработка А.Лядова

  2. «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня

  3. «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня

  4. «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

  5. «А мы просо сеяли» - русская народная песня

  6. «Милый мой хоровод» - русская народная песня.

Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие  жанры народных песен мы с вами узнали?

Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные

Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?

Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.

Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?

Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.

Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?

Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и  девушки.

Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?

Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские  песни сочиняются на стихи поэтов.

Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?

Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»

А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.


https://youtu.be/o9D_xUdaeUc просмотр видео.


5.Разучивание и исполнение песни


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!