СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии 9 класс« Общие свойства элементов металлов-элементов. Металл-простое вещество»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок химии 9 класс« Общие свойства элементов металлов-элементов. Металл-простое вещество»»

           Тема урока:  « Общие свойства элементов металлов-элементов. Металл-простое вещество»


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: Беседа, самостоятельная работа, лабораторная работа, рассказ.

Цели урока: Изучить физические свойства и области применения простых веществ - металлов на основе их строения.  

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация учащихся на получение новых знаний, формирование научного мировоззрения.

2. Метапредметные:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдение.

Регулятивные: формулировать цель урока; работать по плану; включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения.

3. Предметные: описывать положение элементов- металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, классифицировать простые вещества на металлы и неметаллы, характеризовать общие физические свойства металлов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-металлах.

Оборудование:

  • Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.

  • Учебник: Химия, 9 класс,

  • Наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.

Методы обучения: словесные (решение поставленных проблем совместно с учащимися, фронтальная беседа), словесно-наглядные (использование презентации), практические (самостоятельная работа с учебником).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование и реактивы: образцы веществ металлов (цинк, алюминий, кальций, серебро, золото, медь, железо), презентация PowerPoint, учебник «Химия 9 класс»,раздаточный материал к уроку

Ход урока

1) Организационный этап.

Доброе утро. Сегодня с Вами урок проведу я ______________ ,я надеюсь что наше сотрудничество пройдет с пользой. А начатья хочу с притчи.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

И такмы начинаем.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У вас на столах лежат опорные конспекты (Приложение 1), которые вы будете заполнять по ходу урока. Подпишите их.



Начинаем урок с демонстрации подборки фотографий из презентации?

? Как вы думаете, чем объединены все эти предметы? (Все они сделаны из металлов)

? Почему я выбрала именно эти объекты как иллюстрация к уроку? (Очевидно, будем изучать металлы)

Итак, тема урока «Общие свойства элементов металлов-элементов. Металл-простое вещество»


Учитель: Давайте определим цели

Роберт Кийосаки сказал: «Цели должны быть ясными ,простыми и записанные на бумаге . Если они не записаны на бумаге-это не цели ,это пожелания . Сформулируйте свои цели, дополнив некоторые предложения (Приложение 1).


Учитель: вспомните, пожалуйста, что является предметом изучения химии? (вещества, их свойства, превращения веществ). Зачем нужно изучать вещества? (Чтобы правильно их применять)

Я хочу напомнить Вам логику изучения химической науки: строение вещества определяет его свойства, а свойства определяют применение.

Цель нашего сегодняшнего урока:, изучить особенность строения атомов металлов, строение металлов – простых веществ, исследовать свойства металлов и определить, что такое металлы.


4) Первичное усвоение новых знаний.


1. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. В данном разделе мы будем говорить о металлах как химических элементах.

Учитель: внимательно посмотрим на ПСХЭ, в ней есть граница, разделяющая Ме и НеМе, это диагональ В – At. Нижний левый угол занимают Ме, а также все побочные подгруппы остальных групп. Таким образом, Ме занимают не только нижний левый угол ПСХЭ, но и занимают часть НеМе. Металлов гораздо больше, чем НеМе: из 118 известных элементов больше 92 – Ме. Рисуем схематически ПСХЭ, показываем диагональ, рассматриванием усиление металлических свойств.



Рассмотрим строение атомов металлов.

(Ученики на доске составляют электронные схемы атомов элементов

2-й период: Li, Be (2 человека)

3-й период: Na, Mg, Al (3 человека)

? Что происходит с зарядами ядер атомов Ме в каждом периоде? Числом внешних электронов? Силами притяжения внешних электронов и радиусами атомов?

? Как все это сказывается на изменении металлических свойств в периоде? (Ослабевают к концу периода и усиливаются к началу)

Давайте сделаем такое же сравнение по каждой группе (ученики делают вывод об усилении металлических свойств вниз по группе)


Учитель: рассмотрим особенности строения атомов металлов. Ме находятся в начале каждого периода, значит радиусы у них большие, внешних электрона в основном 1-3, т.е. меньше половины, и они слабо удерживаются ядром. Отсюда следует, что внешние электроны металлов легко отрываются, т.е. у них малая энергия ионизации, поэтому металлы являются сильными восстановителями. Металлические свойства, это восстановительные свойства. Слово «металл» происходит от греческого «металон» , означающие «рудник»

Запись в ученических тетрадях: большой ra, 1-3 внешних е-е-, = легкость их отрыва, = восстановительные свойства

Особенность строения атомов металлов определяет особенность строения простых веществ – металлов.


2. Металлы – простые вещества

1) строениевид связи: металлическая,

тип кристаллической решетки: металлическая

3. Общие физические свойства металлов.


Движемся дальше по нашему плану: строение атомов и простых веществ мы рассмотрели, выявили их особенности, ещё раз вспомним, какие? (легкость отдачи электронов, в простых веществах присутствуют относительно свободные электроны). Как мы уже не раз говорили: строение вещества определяет его свойства. Вспомните о том, как наличие небольшого числа относительно свободных электронов у графита влияло на его свойства, и сделайте предположение о возможных общих физических свойствах металлов.

Ученики предполагают, что у всех металлов должен быть металлический блеск, тепло- и электропроводность, пластичность. Металлы непрозрачны. Физическое состояние твёрдое, кроме ртути.

Подтвердим наше предположение на практике, гипотезу всегда проверяют опытным путём.




Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.

Выполнение работы.

  1. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.

  2. Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.

  3. Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.

  4. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.

  5. Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите,  пластичны ли они? Зафиксируйте результат.

  6. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.

Металл

Блеск

Прозрачность

Цвет

Твёрдость

Пластичность

Алюминий






Медь






Олово






Цинк









Учитель: Чем обусловлены все общие физические свойства металлов? (Наличием свободных электронов.)

Учитель. Верно! Общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлов, наличием у них металлической кристаллической решётки

Вывод: общие физические свойства металлов обусловлены одинаковым строением металлической кристаллической решетки, наличием относительно свободных электронов.



Металлы – простые вещества, обладающие высокими значениями электро- и теплопроводности, ,способностью хорошо отражать световые волны (что обусловливает их цвет и непрозрачность), пластичностью. (Хим. энциклоп. словарь – М.: Сов. энциклопедия, 1983, с 327 )


Учитель: однако, число и распределение свободных электронов по орбиталям у разных металлов различно, поэтому у металлов есть свойства, по которым они сильно отличаются и на основе этих различий их классифицируют. Попробуйте назвать эти свойства (цвет, плотность, твердость, температура плавления, способность к намагничиванию

Таблица 2

Классификации металлов на основе свойств, по которым они отличаются друг от друга


Свойство

Классификация

Примеры металлов, у которых это свойство наиболее ярко выражено

Плотность

Легкие (3)

Литий

Тяжёлые (5г/см3)


Осмий

Твёрдость

Мягкие

Cs (0,2), Al (2.9), Cu (3), Fe (4.5)

Твёрдые


Хром (9)

Температура плавления

Легкоплавкие

Cs (28.50C)

Тугоплавкие


W (34200С)


Подводим итог: металлы имеют общие свойства, обусловленные общностью строения и свойства, по которым они отличаются.




5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

1. Только символы металлов приведены в группе

а) Ca, H, Zn; б) Na, In, Sr; в) Au, Mg, Si; г) O, Hg, Cu

2. Элементы-металлы находятся в периодической системе

а) в левом нижнем углу и побочных подгруппах, б) в правом верхнем углу,

в) по диагонали В – At и рядом с ней

3. Для строения атомов металлов характерны

а) большой радиус и большое число электронов на внешнем энергетическом уровне,

б) большой радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне,

в) малый радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне

4. Не относятся к общим физическим свойствам металлов

а) металлический блеск и электропроводность,

б) теплопроводность,

в) большая плотность,

г) ковкость и пластичность

5. Допишите слова, необходимые для окончания фразы.

а) В узлах металлической кристаллической решетки находятся _____________

б) Металлический блеск объясняется _________________

в) Серебро применяют в электротехнике, т.к. оно обладает таким физическим свойством, как _______

Ответы: б, а, а, в, свободные электроны, отражением света свободными электронами, электропроводность.


7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)




















































































Опорный конспект

ФИ учащегося:

Дата:

Тема урока:


Цели урока:



Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"

Лабораторная работа «Физические свойства металлов»

Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.

Оборудование: Лоток с набором образцов металлов, алюминиевая проволока, медная проволока.

Выполнение работы.

  1. Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск. Зафиксируйте результат.

  2. Определите являются ли образцы металлов прозрачными. Результат занесите в таблицу.

  3. Внимательно рассмотрите все образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.

  4. Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.

  5. Несколько раз перегните образцы алюминия и меди и установите,  пластичны ли они? Зафиксируйте результат.

  6. Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность алюминия и меди Результат занесите в таблицу.

Металл

Блеск

Прозрачность

Цвет

Твёрдость

Пластичность

Алюминий






Медь






Олово






Цинк









Классификации металлов на основе свойств, по которым они отличаются друг от друга


Свойство

Классификация

Примеры металлов, у которых это свойство наиболее ярко выражено

Плотность

Легкие (3)


Тяжёлые (5г/см3)



Твёрдость

Мягкие


Твёрдые



Температура плавления

Легкоплавкие


Тугоплавкие







1. Только символы металлов приведены в группе

а) Ca, H, Zn; б) Na, In, Sr; в) Au, Mg, Si; г) O, Hg, Cu

2. Элементы-металлы находятся в периодической системе

а) в левом нижнем углу и побочных подгруппах, б) в правом верхнем углу,

в) по диагонали В – At и рядом с ней

3. Для строения атомов металлов характерны

а) большой радиус и большое число электронов на внешнем энергетическом уровне,

б) большой радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне,

в) малый радиус и небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне

4. Не относятся к общим физическим свойствам металлов

а) металлический блеск и электропроводность,

б) теплопроводность,

в) большая плотность,

г) ковкость и пластичность

5. Допишите слова, необходимые для окончания фразы.

а) В узлах металлической кристаллической решетки находятся _____________

б) Металлический блеск объясняется _________________

в) Серебро применяют в электротехнике, т.к. оно обладает таким физическим свойством, как _______




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!