СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии на тему "Ионная химическая связь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии на тему "Ионная химическая связь" 11 класс. Урок представляет собой технологическую карту

Просмотр содержимого документа
«Урок химии на тему "Ионная химическая связь"»

Урок химии в 11 классе на тему «Ионная химическая связь»

в соответствии с ФГОС ООО, учитель химии Шорохова Яна Александровна

Тема урока

Ионная химическая связь

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель урока

создать условия для формирования знаний у учащихся об ионной химической связи

Задачи урока (планируемый результат)

Предметные умения

УУД


Обучающийся получит возможность


Расширить знания о причинах возникновения химической связи.

Научиться характеризовать химическую связь по определенному плану.

Научиться соотносить зависимость физических и химических свойств веществ от вида химической связи









Регулятивные:

1. Ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно.

2. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.


Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.



Коммуникативные:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).



Личностные:

1. Формировать ответственное отношение к учению.

2. Формировать самоуважения и эмоционально- положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

частично-поисковый, исследовательский, проблемный.




  • компьютер, презентация;

  • методические материал



Мотивационно – целевой этап

Этапы урока, цель



Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.





Личностные:

Нравственно – этическая ориентация

Коммуникативные:

Умение работы в паре


Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.

Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в периодах? Почему?






Как изменяются свойства химических элементов с увеличением порядкового номера в группах(главных подгруппах)? Почему?







Давайте с вами вспомним, что такое металлы и что такое неметаллы?







А каков результат приема – отдачи электронов для атомов металлов и атомов неметаллов?

Слева направо в периодах с увеличением порядкового номера элемента металлическиесвойства ослабевают, неметаллические усиливаются, т.к. радиус ядра атома уменьшается, количество энергетических уровней не изменяется, число электронов на последнем энергетическом уровне возрастает.


Сверху вниз металлические свойства в группах с увеличением порядкового номера элемента усиливаются, неметаллические ослабевают, т.к. радиус ядра атома увеличивается, количество энергетических уровней увеличивается, число электронов на последнем энергетическом уровне не изменяется.


Металлы – это химические элементы, которые отдают электроны с последнего энергетического уровня при химическом взаимодействии, а неметаллы – это элементы, которые принимают электроны на последний энергетический уровень для его завершения, т.к. стремятся к состоянию инертных газов.


Атомы металлов отдают электроны и получают на предпоследнем энергетическом уровне 8 электронов (исключение – металлы II-го периода), добиваясь состояния инертных газов, а атомы неметаллов, принимая электроны на последний уровень, получают 8 электронов на последний уровень, тем самым приобретают состояние благородных газов.

Познавательные:

Осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества



  1. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднений

Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижений урока

Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: «Ионная химическая связь».

Цель нашего урока:

  1. Познакомить учащихся с ионами и ионной химической связью.

  2. Научить записывать схемы образования ионной вязи между атомами типичных металлов и неметаллов.



Общеучебные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи

Процессуальный этап

  1. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование.

Итак, давайте вспомним, какие виды химической связи вам известны?


А какие виды кристаллических решеток?


Что такое химическая связь?


Важнейшим фактором характеристики атома при образовании химической связи является его электроотрицательность – способность притягивать электроны.

Чем больше разность электроотрицательности, тем больше степень ионности, тем полярнее связь.

Когда металлы отдают электроны, а неметаллы присоединяют электроны, они уже не будут атомами – электронейтральными частичками, которые содержат одинаковое число протонов и электронов, а станут заряженными частицами – ионами.

Запишите общие схемы перехода электронов для металлов и неметаллов -

Me0 – nē → Me+n

неMe0 + nē → неMe-n

А теперь давайте запишем определение, что же такое ионы. Может кто-то из вас сделает предположение?

Ионы – это частицы, получившиеся из атомов химических элементов в результате отдачи или присоединения электронов.

 А что происходит между противоположно заряженными частицами – ионами?

В результате этого притяжения возникает ионная химическая связь– связь между положительно и отрицательно заряженными частичками (ионами), в которые превратились атомы металлов и неметаллов в результате отдачи или присоединения электронов – это определение запишите к себе в тетрадь.

Теперь давайте с вами научимся составлять схемы образования ионной связи с помощью алгоритма для CaF2.

1. Определить число внешних электронов у атома металла и, следовательно, заряд иона, в который он превратится в результате отдачи этих электронов:

Ca0 – 2ē → Ca2+

2. Определить число внешних электронов у атома неметалла и, следовательно, число недостающих до 8 электронов и соответственно заряд получившегося при приеме этих электронов иона:

F0 + 1ē → F-

  1. Найти наименьшее общее кратное между зарядами образовавшихся ионов (в нашем случае оно = 2) и определить число атомов металла, которое нужно взять, чтобы они отдали это наименьшее общее кратное число электронов (1 атом Ca) и число атомов неметалла, чтобы они приняли это наименьшее общее кратное число электронов (2 атома F – 2:1)

4. Записать схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла:

Ca0 + 2F0 → Ca2+ + 2F- → Ca2+F2-

Какую кристаллическую решетку имеют вещества с ионной связью?

Какими физическими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.



В заключении дадим классификацию ионов. Используя стр. 27, составьте схему классификации ионов.


Ковалентная, ионная, металлическая, водородная




Типы кристаллических решеток ионная, атомная, молекулярная



Под химической связью понимают электрические силы притяжения, удерживая частицы друг около друга. Частицами могут быть атомы, ионы, молекулы.






























Противоположно заряженные частицы притягиваются.















































Ионную кристаллическую решетку




  • Твердые

  • Прочные

  • Нелетучие

  • Высокие температуры плавления

  • Хрупкие







Познавательные:

Уметь находить информацию


Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы;

Уметь выражать свои мысли


Регулятивные:

Выполнять учебные действия


  1. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Организовать решение учащимися практико – ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания.

Стр. 86 методички


Познавательные:

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные:

Понимать задаваемые вопросы

Регулятивные:

Осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия.


  1. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Повторение и закрепление раннее изученного при выполнении заданий практико – ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Упр.9 стр. 29 учебника


Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Рефлексивно – оценочный этап

  1. Информация о домашнем задании

Организовывать обсуждение и запись доиашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашняя работа §3

Повышенный уровень – то же +


Записывают домашнее задание

Познавательные:


Коммуникативные:


Регулятивные:


  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое, изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?







Познавательные:

Оценка процессов результатов деятельности

Коммуникативные:

Оценивание качества своей учебной деятельности

Регулятивные:

Осознание того, что уже освоено и подлежит усвоению































3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!