Урок: " Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом "
Тип урока: открытие нового знания
Цель: изучить понятия “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”, познакомить учащихсяс нахождением водорода в природе, с физическими свойствами водорода, методами получения водорода в промышленности и в лаборатории и способами собирания его.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: Умение характеризовать водород как химический элемент и простое вещество.
Метапредметные:
Коммун..УУД.
Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.
Познават.УУД.
Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, делать выводы. сравнивать
Регулятивн.УУД.
Умение составлять план решения проблемы.
Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, в т.ч.развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации
Учитель:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгой,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Ребята, я приглашаю вас в удивительный мир химии!
Сегодняшний урок я начала с этих строк не случайно, в них скрыт очень глубокий смысл .Мы с вами живем в ХХ 1 веке, в веке передовых технологий, компьютеров и реактивных самолетов. А как вы думаете, сколько тайн скрывает от нас природа, а сколько их было много, много, много лет назад? Конечно, огромное количество.Но вы люди всегда стремились познать загадки природы, объяснить их. Изучая химию, вы совершаете путешествие в мир элементов. И сегодня мы с вами прибыли еще на одну станцию-клеточку периодической системы. Какую? Ответ вы найдете, разгадав загадки на слайде.
-ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
Итак, тема нашего сегодняшнего урока- «Водород».
В 1766 году известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием цинка, железа или олова на разведенную соляную или серную кислоту. Это было совершенно новое вещество, которое хорошо горело и получило название «горючего воздуха». Но лишь в 1787 году Лавуазье доказал, что этот «воздух» входит в состав воды и дал ему название « гидрогениум», т. е. «рождающий воду», «водород».
Но вы знаете, что для того, чтобы идти в поход, нужен маршрут. Давайте составим свой путь, а для этого посмотрите на слайд. Вам представлен кластер (прил.1): ( где встречается в природе? как получают? Какими свойствами обладает?какие правила ТБ нужно соблюдать при работе с водородом? )Если возникают затруднения, даю подсказки
Хорошо, с целями мы определились. Но ведь знакомство нужно начинать с представления. А это значит , что в начале пути нам нужно познакомиться с Водородом.. Для этого вы будете работать в парах.
ЗАДАНИЕ 1: используя план, который представлен на слайде, а также ПСХЭ, дополнительную информацию ( на партах у каждой пары),составьте визитную карточку элемента.
На эту работу отводится 3 мин. Затем проверка.
Хорошо, двигаемся к следующей станции нашего путешествия. У вас на партах есть схемы распространения водорода в природе и сейчас вы должны , внимательно проанализировав их, сделать вывод .
( в течение 2-минут-работа в парах, потом ответ)
И с этим заданием вы справились. Продолжаем путешествие.
Чтобы изучить физические свойства вещества, необходимо его рассмотреть, а чтобы рассмотреть-нужно его получить.
Но вы знаете,что для проведения опытов мы должны соблюдать ТБ. Послушайте какая историря произошла с французским химиком Пилатром де Розьером.:
Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть газ; до него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли газ в легкие. Он еще раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени. Однако вещество в легких экспериментатора смешалось с воздухом, и произошел сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы вместе с корнями», — так Розье характеризовал испытанные ощущения. Впрочем, он остался очень доволен опытом, который чуть не стоил ему жизни.
Повторять такой эксперимент мы с вами не будем,но посмотрим его и сделаем вывод о ТБ при работе с водородом.
ПРОСМОТР ВИДЕООПЫТА
Пришла пора ответить на вопрос «Как?» нашего кластера. Перед вами реактивы. Ваша задача получить водород, «Рассмотреть его» и сделать выводы о свойствах этого газа и запишите уравнение реакции. К какому типу она относится?
А как еще можно получить водород? Найдите ответ , используя материал учебника.
А знаете ли вы, что в нижних слоях атмосферы содержится очень мало водорода? Так, на высоте 50 км его содержится 3% ( по объему), а уже на высоте 100 км-95%. Почему? (ответы учащихся)
Хорошо. Вернемся к кластеру. Скажите мы нашли ответы на все вопросы?
Молодцы, но для того,чтобы узнать удалось ли наше путешествие,давайте проведем небольшой тест ( взаимопроверка)
РЕФЛЕКСИЯ:я предлагаю вам закончить предложение
- для меня было открытием то,что..
-мне было интересно…
-Мне было трудно…
-за что ты можешь себя похвалить
Д.З: 28, №2,3
Где
как
гг водород
водород
г водоро Какие
Какими