СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 9 классе по теме: "Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель:

помочь формированию у учеников социальной, практической и личностной значимости по теме: «Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия»;

создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учеников образного представления по указанной

теме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 9 классе по теме: "Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия"»

Химия 9 класс

Тема урока «Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия»

(первый урок темы)

Дидактическая цель:

помочь формированию у учеников социальной, практической и личностной значимости по теме: «Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия»;

создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учеников образного представления по указанной

теме

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Планируемый результат


Личностные умения:

проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; проявление творческого отношения к процессу обучения.


Метапредметные умения

Познавательные: умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию; умение вести наблюдение; умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

умение соотносить учебные действия с известными правилами;

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные: умение формулировать высказывание;

умение согласовывать позиции и находить общее решение;

умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные умения:

умение объяснять состояние электрона в атоме, металлические свойства согласно положению ПС, заряда ядра атома, радиуса атома; умение характеризовать физические свойства алюминия как металла,

Амфотерность оксидов и гидроксидов алюминия;

умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства алюминия, проводить химические опыты с алюминием и его соединениями.


Методы обучения: исследовательский, поисковый, лабораторная работа, работа в группах, решение проблемных ситуаций, самоконтроль,

фронтальная беседа, тестирование.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, компьютер, выход в Интернет; программное обеспечение: интернет-ресурсы, электронные пособия; учебник, рабочие тетради, видеосюжет, задания на карточках, раздаточные материалы, карточки рефлексии.

Лабораторное оборудование для учащихся – штативы с пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, стакан с водой;

Вещества - растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, гранулы алюминия.

УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Москва «Просвещение»2010 химия 9 класс.


Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся


Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановка учебной задачи, цели.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.


Приветствует ребят: «Я рада Вас сегодня видеть! Проверьте свою готовность к уроку».


Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.











Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ответ – об алюминии

Выдвижение гипотезы и формулировка темы урока. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях

Введение в тему урока. Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду-загадку, связанную с историей открытия алюминия. Приложение 1

О каком металле идёт речь?

Что вы знаете об алюминии?

Сформулируйте тему нашего урока.





Познавательные: выдвижение гипотез и их обсуждение.

Коммуникативные:

умение высказывать свою точку зрения, включаться в процесс обсуждения.












Высказывают свои предположения.



Изучить простое вещество алюминий, его свойства и научиться применять полученные знания на практике

Мотивация учащихся. Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим

металлом, а в XX веке стал повседневным?

Что ещё нужно узнать об алюминии? (приём

«Покопаемся в памяти»)


Учитель их корректирует и тезисно записывает на доске.

Исходя из сказанного вами, назовите цель нашего урока.

Учитель корректирует цель урока и озвучивает её.


Личностные: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания. Регулятивные: постановка цели деятельности.

Коммуникативные:

умение высказывать свою точку зрения, включаться в процесс обсуждения. Познавательные: выдвижение гипотез и их обсуждение.



Планирование по достижению результата.






Фронтальная работа

Определяют последовательность этапов работы.


Учитель организует планирование работы:

А) предлагает определить последовательность этапов работы

1.Положение алюминия в ПТХЭ.

2.Строени атома алюминия.

3. нахождение в природе.

4. Получение.

5.Физические свойства.

6. Химические свойства.

7.Применение.


Б) предлагает действия по их достижению.

В) пункты плана прописаны на доске.


Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения.

Регулятивные: планирование деятельности. Познавательные:

построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные:

умение включаться в процесс обсуждения.






Реализация намеченного плана





Фронтальная работа.

С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.














Ответ: три электрона.



Ответ: +3




Ответ: отдавать.



Ответ: металл.



Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов


Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества.



С чего мы начинаем изучение химического элемента?

Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Приложение 2. «План характеристики химических элементов».


После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:


Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?


Какую степень окисления

проявляет алюминий?


Алюминий будет отдавать или принимать электроны?


Значит алюминий это…

Создание проблемной ситуации

Какой же это металл: активный или неактивный?












Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть?



Умение объяснять состояние электрона в атоме, металлические свойства согласно положению ПС, заряда ядра атома, радиуса атома.



Личностные:

проявление интереса к поставленной проблеме

Коммуникативные:умение слушать и слышать.

Регулятивные: действовать во внутреннем плане. Познавательные:

Умение работать со знаками и символами.




Выполняется индивидуальная самостоятельная работа с последующим фронтальным обсуждением.

Примерные ответы.

 Физические свойства алюминия: серебристо- белого цвета, большая электро- и теплопроводность, очень пластичен, немагнитный.

Каждое свойство дополняется примером из своих жизненных наблюдений.



Ответ: нет.


Начнём с физических свойств. В ходе индивидуальной самостоятельной работы изучите физические свойства алюминия.

Задание. Приложение 3









Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос об его активности?


Умение характеризовать физические свойства алюминия как металла.


Познавательные:

Коммуникативные:

умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствие с целью Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков.

.


Работа в группах.

Организация рабочего пространства. Распределение позиций в группе. Слушают, читают, осмысливают и выполняют задания. Обсуждают и корректируют общий результат. Формулируют вопросы на понимание. От каждой группы выступающий записывает на доске уравнение химической реакции и комментирует его, а остальные учащиеся фиксируют записи в тетрадях.




Ответ: активный



Для того, чтобы ответить на этот вопрос продолжим

работу в группах и изучим химические свойства алюминия. Группы по 4 ученика. Позиции в группе: координатор, выступающий, эксперт, секретарь. На выполнение задания и подготовку ответов выделяется 5 минут.

Затем слушаем отчёты групп. Приложение 4. (задания для работы в группах).

Во время работы групп

учитель оказывает помощь нуждающимся.


Проанализировав данные химические свойства алюминия сделаем вывод. Какой же это металл: активный или неактивный?



Умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства алюминия.


Коммуникативные:

умение согласовывать позиции и находить общее решение.


Личностные:

руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Регулятивные:

последовательность действий.

Познавательные:

умение работать со схемами, структурирование информации.



Решение проблемной ситуации.

Учащиеся анализируют и делают вывод. В элекрохимическому ряду напряжений металлов алюминий стоит за самыми активными металлами.



Учащиеся высказывают предположения по поставленной проблеме.





Смотрят видеофрагмент и находят ответ на проблемный вопрос. Это объясняется наличием оксидной плёнки.


Давайте проверим наш вывод по элекрохимическому ряду напряжений металлов.


Однако из повседневного известно, что на алюминиевые изделия не действует кислород, вода, даже при температуре её кипения. На алюминий не действует даже концентрированная холодная азотная кислота. Вопрос почему? Попробуйте найти ответ с помощью видеофрагмента.

Демонстрация видеофрагмента «Взаимодействие алюминия с водой»


Самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, прменять ранее полученные знания.



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные:

решение проблемной ситуации.


Физкультминутка.

Учащиеся выполняют физкультминутку под музыку.


Учитель обеспечивает условия для проведения физкультминутки.













Исследовательская работа (выполняется в парах)

Учащиеся акцентируют своё внимание на правилах по технике безопасности.








Учащиеся выполняют лабораторные опыты по инструктивным карточкам.

Записывают на доске и в тетрадь уравнения химических реакций.


Делают вывод: алюминий – элемент амфотерный, поэтому он реагирует и с кислотами, и со щелочами, выделяя водород и превращаясь в соли.


Продолжим наше исследование химических свойств алюминия.

Исследовательская работа

( работа в парах)

ВНИМАНИЕ!

При работе с концентрированными растворами кислот и щелочей проявлять аккуратность. Использовать те количества, которые указаны в инструкции. Не допускать попадания веществ на одежду, руки и столы.

Учитель даёт инструктивные карточки для выполнения задания. Приложение 5



Учитель организует запись химических уравнений на доске и в тетрадях.









И так мы рассмотрели и выяснили что

У его соединений

И металла – молодца,

Как давно уже открыто,

В самом деле – два лица.

Гидроксид и кислота

Растворяет без труда.

Потому любой уверен:

Алюминий амфотерен!











Амфотерность алюминия;

умение составлять уравнения реакций, характеризующих свойства алюминия, проводить химические опыты с алюминием.




Личностные:

проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учетом собственных интересов.


Регулятивные: прогнозирование результата.


Познавательные:

умение проводить исследования, делать выводы.


Коммуникативные:

умение выполнять учебные задания в паре.









Самостоятельная работа с учебником §42 стр.126-127,схема 17 и коллекцией природных соединений алюминия.

Учащиеся выполняют задания по карточкам с последующим обсуждением результатов фронтально.

Ввиду высокой химической активности, алюминий в природе в свободном виде не встречается.

Используется электрохимический метод получения алюминия.


Учитель: определите взаимосвязь между активностью металла и его нахождением в природе.

Самостоятельная работа с учебником §42 стр.126-127,схема 17 и коллекцией природных соединений алюминия. Приложение 6 (карточки – задания)

В чём проявляется связь между активностью металла и его нахождением в природе?





Как вы думаете, каким способом можно извлечь алюминий из его соединений?








Самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы.

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание.

Личностные:

проявлять интерес к предлагаемой деятельности с учетом собственных интересов. Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.


Познавательные:

умение работать с текстом, схемами учебника.




Сообщение учащегося об областях применения алюминия.



В России алюминий используют очень широко. Это второй по распространению металл после железа.

Давайте послушаем сообщение учащегося «Применение алюминия»



Коммуникативные: владение диалогической речью

Контроль за процессом и результатом


Выполнение теста

http://fcior.edu.ru/card/11621/testy-po-teme-alyuminiy.html



А теперь давайте проверим, насколько удалось решить поставленные задачи?

Самостоятельная тестовая работа с проверкой по эталону.



Регулятивные:

умение сопоставление результата с заданным эталоном.

Познавательные:

контроль и самооценка результатов.

Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности.

Возможные ответы учащихся.

1. Алюминий – один из самых распространённых металлов на земле.

2. Алюминий химически активен.

3.Оксидная плёнка предохраняет алюминий от факторов

внешней среды.

4. Обладает специфическим свойством – реагирует со

щелочами.

5. Освоен наиболее экономичный способ получения алюминия.


Итак, почему в XIX веке алюминий так заинтересовал людей и почему он так

дорого стоил? Почему этот металл в XX веке

стал вторым по значению металлом

продолжающегося железного века?



Коммуникативные:

уметь формулировать высказывания.

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Сегодня на уроке я узнал …

Я удивился …

Теперь я умею …

Я хотел бы узнать


Для проведения рефлексии обучающимся раздаются карточки, в которых предлагается ответить на

предложенные учителем вопросы. Приложение



Личностные:

оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности. Коммуникативные:

задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче.

Дети оценивают свою работу в группах, парах.



Учитель дает оценку работе класса, отмечает

наиболее проблемные вопросы изученной

темы, нацеливает на подготовку сетевых заданий.

Учитель приводит интересную взаимосвязь

разных профессий и изученного материала Учитель ставит оценки за знания по предмету.


Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения.


Домашнее задание.

Учащиеся записывают д/з

Кто еще недостаточно хорошо усвоил материал, дома еще раз прочитает по учебнику. Откроем дневники и запишем д/з:

1)§42 стр.125-128, записи в тетрадях.

2) Домашняя экспериментальная работа

(для желающих). Приложение 7



Личностные: формирование познавательных интересов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!