СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ко Дню народного единства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Урок ко Дню народного единства»

Урок, посвящённый Дню народного единства


Цель: Формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

Задачи:

1) изучить историю праздника;

2) развивать способность сопереживать, умение слушать окружающих;

3) воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной, уважения к государственным праздникам России.


Ход урока


  1. Организационный этап.

Звучат государственные гимны Росссийской Федарации, Республики Башкортостан


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4 ноября наша страна Россия отмечает государственный праздник «День народного единства». Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

Ребята, как вы понимаете слово “единение”? (Единение – это когда все люди вместе.) А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.) Наша страна самая большая в мире. Россия – это наше отечество, наша родина, наша мать. ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши. РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает нас от всех врагов!


  1. Актуализация знаний.

Родина и единство... Единство. Единение народов. Вот в чём сила России. Но всегда ли народы России жили в единстве? К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления.

4 ноября - День народного единства - годовщина освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 г.); это день возрождения и сохранения традиций, которые существовали в России до революции. Россия – страна многонациональная и поликонфессиональная. В период Смуты свою родную землю защищали практически все народы, проживающие в настоящее время на европейской территории России. Этот день символизирует способность России преодолеть любые трудности и невзгоды и укрепить свое могущество. Эта дата связана с установлением государственности на Руси.

4 ноября - настоящий исторический повод для демонстрации единства народов, населяющих Россию, так как именно в этот день в нашей стране торжественно отмечается 400-летие освобождения Москвы. Этот день является доказательством того, что гражданская инициатива является важнейшей движущей силой российской истории. День народного единства по праву можно считать настоящим поводом для сплочения всех народов России в условиях современной действительности.

  1. Словарная работа.

Работа с группами. Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек)

В нашей жизни и в обществе существует многообразие. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Среди различных групп людей не может быть единого мировоззрения, но это не исключает общечеловеческих ценностей, таких как Родина, семья, дружба, мир, любовь. Сейчас каждая группа посоветуется и расскажет, что значат эти слова для каждого из вас. Слова разные, а обозначают одно и то же. Самого дорогого человека на свете, любимого для каждого из нас. Вот сейчас, перед тем, как вы начнете рассказывать о значении слов, которые получила каждая группа, произнесите их на своем родном языке. Все эти ценности относятся ко всем народам. Это проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.


  1. Усвоение новых знаний.

Народы Башкортостана всегда активно принимали участие в защите общей Родины. Праздник Дня народного единства имеет прямое отношение к истории нашего народа и Башкирии, поскольку в это время башкиры приняли активное участие в борьбе с польскими интервентами и отрядами самозванца Лжедмитрия II .

В 1608—1609 гг. в России сложилась ситуация двоевластия. В Московском Кремле находился законный царь Василий Шуйский, а в Тушино, в Подмосковье стоял лагерем самозванец, известный в истории как Лжедмитрий II, именовавший себя царевичем Дмитрием Ивановичем. Правительство Василия Шуйского, поскольку он был избран не Земским собором, а Боярской думой, не пользовалось авторитетом. Ситуация осложнилась вмешательством поляков, а с 1609 г. началась открытая польско-литовская интервенция. Страна раскололась на два лагеря, причем большая часть городов и земель присягнула самозванцу. Не признали его только в Новгороде Великом, Смоленске, Рязани, Коломне, Казани, Сибири. Самозванец рассылал по всей стране свои отряды, которых сопровождали «литовские люди», они силой приводили население к присяге, уничтожали представителей власти Василия Шуйского. К «тушинцам» примкнула часть татар, чувашей, марийцев. Так, например, летом 1610 г. арзамасские татары дрались на стороне Лжедмитрия II, в это же время некоторые из них воевали против его отрядов. С осени 1608 г. в Среднем Поволжье шли боевые действия между сторонниками законной власти и самозванца. Казань и Нижний Новгород были отрезаны и блокированы от территории страны восставшими марийцами, татарами, чувашами, мордвой и «тушинцами».

Башкиры в этот труднейший период истории страны не поддались обещаниям самозванца, оказались верны своим обязательствам перед государством, присяге, данной московскому царю. Они приняли активное участие на стороне правительственных войск в борьбе с отрядами самозванца и пришедшими вместе с ними интервентами. Весной 1606 г. под предлогом замены воеводы и военных отрядов было сформировано и отправлено на службу в Астрахань и Нижнее Поволжье большое войско во главе с боярином Ф.И. Шереметевым, получившее название «Понизовая рать». Основу войска составляли, наряду с московскими стрельцами, нижегородские и арзамасские дворяне.

В 1608 г. правительство Василия Шуйского призвало на помощь «понизовую рать», которая, выступив из Царицына, двинулась на Казань и Чебоксары. Здесь в Среднем Поволжье к ней присоединились отряды И.Н. Салтыкова, И.В. Голицына, Д.В. Уренина и других командиров. 1 декабря 1608 г. к блокированному Нижнему Новгороду с боями пробился отряд во главе с А.А. Микулиным и Б.А. Износковым, в составе которого вместе с дворянами, стрельцами, астраханскими казаками и чувашами были башкиры. Во главе объединенного войска стал воевода А.С. Алябьев. 2 декабря его отряд отбил у тушинцев Балахну, а 5-го разгромил все отряды противника, осаждавшие город.

10 декабря под с. Ворсмой произошел крупный бой, в котором отряд Алябьева нанес поражение «тушинцам». В этом бою отличились башкиры. Ворсма была разграблена и сожжена, а мятежники, отступившие к с. Павлово, были вновь разгромлены. В начале января 1609 г. башкиры в составе войска Алябьева начали движение к Мурому и осадили его. 27 марта часть его войска (всего около тысячи чел.) подошла к Владимиру. В городе вспыхнуло народное восстание, владимирцы присягнули на верность В. Шуйскому. В апреле-мае отряды Алябьева совершили рейд на Касимов, подчинявшийся «тушинцам».

В течение зимы 1609—1610 гг. правительственные войска в упорных боях разбили силы самозванца в Подмосковье и в марте 1610 г. вступили в столицу. Сразу по прибытии в Москву нижегородские служилые люди были отпущены домой, вероятно, вместе с ними были отправлены и башкиры, выполнившие свой долг.

Однако боевые действия не прекращались, войско Речи Посполитой снова захватило Москву, и зимой 1610—1611 гг. формируется ополчение, известное впоследствии как Первое. Его руководителями в условиях отсутствия законной верховной власти стали П.П. Ляпунов, боярин князь Д.Т.Трубецкой и казачий атаман И.М. Заруцкий. Около 17 февраля 1611 г. из Нижнего Новгорода в поход выступили главные силы «понизовых городов» во главе с первым нижегородским воеводой князем А.А. Репниным. Действия этого ополчения оказались неудачными. Москву освободить не удалось, Ляпунов был убит, ополчение потерпело поражение.

Неудача Первого привела к созданию Второго ополчения К.З. Мининым и князем Д.М. Пожарским. 20 августа 1612 г. оно прибыло под Москву, заняв позиции у Арбатских ворот. 21 августа на помощь гарнизону Москвы подошло польско-литовское войско гетмана Яна Ходкевича. 22 августа произошло сражение войск гетмана с ополчением Пожарского. В этом бою на помощь сражавшимся пришли конные сотни Первого ополчения. Они нанесли полякам внезапный удар и вынудили их отступить. 24 августа произошло второе сражение польско-литовских войск с ополченцами. В ожесточенном бою полякам удалось прорвать оборону ополченцев, вынудив их к вечеру отступить. Положение спас Минин, лично возглавивший ночную контратаку, которая отбросила поляков. В результате 28 августа войска Ходкевича отступили от Москвы, а 27 октября польский гарнизон капитулировал. Ополченцы, в том числе и башкиры, вступили в освобожденный Кремль.

Как видим, башкирская конница входила вначале в состав Первого ополчения под руководством боярина князя Д.Т.Трубецкого, а затем в состав Второго ополчения К.З. Минина и Д.М. Пожарского, участвуя в освобождении Москвы от польских интервентов. Этот факт подтверждает грамота уфимскому воеводе Ф.А. Алябьеву царя Алексея Михайловича, в которой говорится: «Башкиры при прежних государях и при великом государе царе Михаиле Федоровиче всея России и против поляков, а в Московское разорение были под Москвою и до Московского разорения были в нашей службе под Новым Городом на Бронницах с боярином с князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким, а после де того были они на нашей службе в полку у боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

Таким образом, войдя в Первое ополчение в феврале 1611 г., башкиры выступили из Нижнего Новгорода в составе сил «понизовых городов» и участвовали в бою под Бронницами. Затем они оставались под Москвой, а с прибытием Второго ополчения, поступив под начало князя Пожарского, участвовали в боях с польско-литовской конницей гетмана Ходкевича 22—24 августа 1612 г. Башкиры вместе с казаками и поместной конницей смогли противостоять польско-литовской кавалерии, считавшейся на то время одной из лучших в Европе. В тяжелый период Смуты башкиры, верные данным ранее обязательствам, дважды в 1608—1610 гг. и 1611—1612 гг. силой оружия, жертвуя своими жизнями, способствовали сохранению независимости Российского государства.



  1. Рефлексия (подведение итогов)

Мы, россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Мы все граждане одной страны – России. Давайте соединим ее части на нашем макете, и пусть наша дружба будет такой же крепкой и неделимой. Собирание пазла «Россия».

Мы с вами – одна дружная семья, вне зависимости от национальности. Мы дружим вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Давайте напишем на символах дружбы наши пожелания другим детям, чтобы они, так же, как и мы, дружили, любили, были терпимы и уважительны по отношению друг к другу. И символически пошлем их детям всей планеты.

Написание пожеланий детям Земли и размещение их на Карте дружбы.

Посмотрите, как расцвела наша планета, от ваших теплых дружеских пожеланий. Какая она стала красивая! Берегите ее! С Днем единства и примирения! Будущее нашей страны в наших руках!!



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!