СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Комнатные растения в интерьере"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала на тему «Комнатные растения в интерьере квартиры» рассчитан на 1 час и проводится в 6 классе по программе и учебнику Синицина Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. Урок проводится в кабинете технологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Комнатные растения в интерьере"»

Евсеева Надежда Михайловна,

учитель технологии МБОУ «Челкасинская ООШ»

Урмарского района Чувашской Республики

первой квалификационной категории


Тема урока:



Комнатные растения в интерьере квартиры


Аннотация к уроку. Урок изучения нового материала на тему «Комнатные растения в интерьере квартиры» рассчитан на 1 час и проводится в 6 классе по программе и учебнику Синицина Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. Урок проводится в кабинете технологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.



Тип урока: комбинированный

Цель урока (для учителя): формирования представлений о комнатных растениях, их разнообразии и роли в жизни человека.

Задачи урока:

Обучающая: изучить значение комнатных растений в жизни человека; познакомить с основными правилами размещения растений в интерьере; продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарем.)

Развивающая: развитие познавательных интересов, умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, умение обобщать и делать выводы, научить находить сходство и отличия различных групп комнатных растений.

Воспитывающая: Формировать интерес к предмету, к комнатным растениям.

Помочь ощутить красоту и гармонию в интерьере.

Планируемый результаты (для учащихся):

Личностные:формирование мотивации и самомотивации изучения темы, эстетических чувств, нравственно-эстетическая ориентация.

Метапредметные: умение организовывать свою работу на уроке, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализзировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы, карты, схемы, ПК; умение вести исследовательскую и проектную деятельность;

умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире.

Предметные: усвоение понятий «фитодизайн», «террариум», «жардиньерка», «фитодизайнер»; составлять информационную карту по уходу за растением и его размещению; знание технологии выращивания комнатных растений.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, горшки с комнатными растениями, справочники, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Определение темы урока.

Что это такое?


Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

(Комнатные растения)


3. Постановка учебной задачи .

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? (Комнатные растения в интерьере).

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

  -Правильно, в конце этого урока мы должны уметь различать основные группы комнатных растений , уметь размещать их в интерьере квартиры. 

4. Изучение нового материала.

- К нам на урок пришел историк и хочет рассказать об истории происхождения комнатных растений.

  1. Историк:

   Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра). Так, в Бирме, Индии и в некоторых других странах до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.

   Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.

   История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет (свидетельство – раскопки в Египте). Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические). Одними из первых заморских диковинок были лимонные и  апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.

   В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища.

  

Учитель: требования растений к окружающим условиям неодинакова. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения).

  1. Ребята провели исследовательскую работу на тему «Разновидности комнатных растений»

Цель работы: изучение разновидностей комнатных растений по отношению к свету и по внешним данным.

   По степени освещенности все растения можно условно разделить на  группы: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

(записать в тетради названия групп и представителей).

 

     В тени (достаточно далеко от окна, но света достаточно, чтобы читать газету), хорошо себя чувствуют аукуба, сансевиерия, сциндапсус, филодендрон лазящий.      

    В полутени (возле не освещаемого окна или в стороне от хорошо освещенного окна)  можно разместить арундинарию, монстеру, плющ, дипладению, драцену, маранту, аспарагус, офиопогон, роициссус, фикус карликовый, циперус и фиттонию.   

   Светло, но без солнечных лучей. На подоконнике окна, куда не попадают прямые солнечные лучи, или в месте близ освещенного окна нужно размещать афеландру, ахименес, бегонию повислую, глоксинию, гусманию, зигокактус, колокольчик равнолистный, колумнею, примулу, стефанотис, фуксию и цинерарию.    

    Когда прямое солнце изредка попадаетна подоконник или место в непосредственной близости от восточного или западного окна можно выращивать валотту, нертеру, хлорофитум, гипоцирту, сенполию (узумбарскую фиалку), кодиеум и лавр.  Летом, возможно, необходима защита от жаркого солнца.     

    На солнечном окне (подоконнике южного окна или в непосредственной близости от него) можно разместить астрофитум, клейстокактус Штрауса, маммилярию, нотокактус Ленингхауза, пеларгонию, пародию, пассифлору, трихоцереус, фикус Бенджамина, фикус каучуконосный, цереус перуанский и цитрус.       

    Для прохладных помещений или  прохладного места зимой подходят такие растения, как аир, алоэ, клейния членистая, крестовник Роули, очиток Моргана, хавортия Рейнвардта, эониум ярусный, эхевертия щетинистая, молодило кровельное, плющ и нертера.    

    А вот бильбергия, бокарнея, диффенбахия, драцена, хлорофитум, пандонус, пеперомия, эхмея и юкка должны находиться зимой возле центрального отопления.    

    При выборе растения большое значение имеет его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике. 

По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп: (записать в тетради названия групп и представителей).

Злаковидные растенияотличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями. Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями. К ним относятся осока, тилландсия, аир, арундинария, бильбергия, валотта, офиопогон, хлорофитум.     

Кустистые растения – Это те виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из других групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей, и о них нельзя сказать, что они растут преимущественно в горизонтальном или вертикальном направлениях. Они могут быть небольшими и компактными, как пеперомия, или высокими и раскидистыми, как аукуба. Некоторые регулярно образуют ветви, другие нужно время от времени прищипывать, чтобы они ветвились. К кустистым растениям относятся бегония королевская, колеус, недотрога (бальзамин), пилея, маранта, пеперомия, аукуба, аспарагус.     

Растения с прямостоячими стеблями имеют прямой вертикально растущий стебель. Они могут иметь различную высоту – одни из них едва достигают трех см., другие упираются в потолок. Растения с прямостоячими стеблями средней высоты являются обязательным компонентом смешанной группы, уравновешивая впечатление от вьющихся растений, невысоких кустистых и горизонтально расположенных розеточных растений. Высокие растения с прямым стеблем часто располагают отдельно и используют для привлечения внимания. К таким растениям относятся бокарнея, лавр, цереус перуанский, цитрус, шефлера, юкка, диффенбахия, драцена и фикусы. 

Лианы и ампельные растения.Их стебли нуждаются в опоре, чтобы виться вверх, или свисают по сторонам горшка. Некоторые растения этой группы могут расти обоими способами. Они могут виться по шпалерам, опорам из палочек, петлям из проволоки. При выращивании в настенных кашпо их петли могут виться вокруг окна. А если их направить по хорошо укрепленным опорам, то они могут образовать зеленые разделительные стены в комнате. Разновидностями этой группы являются филодендрон копьевидный, бегония, колокольчик, зигокактус (ампельные) и плющ, сциндапсус, пассифлора (лианы). 

Розеточные растения имеют листья, сближенные в одной точке. Эти растения не высоки и хорошо сочетаются с кустистыми или прямостоячими растениями в группах или зимних садах. Распространены плоские (глоксиния, примула, сенполия), суккуленты (алоэ, хавортия полосатая) и воронкообразные розеточные растения (нидуляриум, гусмания, эхмея). 

Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками. Это ребуция, ферокактус, эхинокактус Груссона, маммилярия, пародия.  


  1. Комнатные растения в интерьере квартиры.

Работа по учебнику (параграф 3, стр17-19). Прочитайте и выделите основные приемы размещения комнатных растений.

Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках. Эффектное растение может стоять особняком, однако невзрачные всегда следует собирать в группу.

Основные приемы размещения комнатных растений

  • Одиночные растения располагают отдельно на полу, на специальной подставке, в горшках или кашпо. Они могут быть вечнозелеными или цветущими. Крупное одиночное растение располагают на полу. Отдельно стоящие растения больше обращают на себя внимание. Они могут быть миниатюрными (бегония, цикломен) или крупными, как фикус или пальма.  Одиночные растения с разнообразными пестрыми листьями наиболее эффектны на фоне однотонной стены. Единичные растения требуют более тщательного подбора аксессуаров: горшка, иногда различных коряг, камней.(рис 6 стр 17)

  • Композиции из горшечных растений, когда горшки располагают близко друг к другу, можно разместить на полу, этажерках, подставках, чтобы образовалось зеленое пятно. Обычно на заднем плане расспологают высокое растение с крупными листьями, а около него более низкие. (рис 7 стр 17)

  • Комнатный садик, когда контейнер с растениями высаживают в грунт, покрытый мхом и галькой, может быть миниатюрным и располагаться на столе, окне или же «зимний сад» может занимать часть комнаты. Один из вариантов комнатного садика – висячие сады. Они выполняются из корзин, подвешенных к потолку или к настенным кронштейнам на веревке или декоративных цепях (рис 8 стр 18)

  • Террариум– цветочная композиция, посаженная внутри пластмассового или стеклянного сосуда (рис 9 стр 18)

  • Жардиньерки – художественно оформленные цветочные столики разного вида, расположенные у окон.

  • Вьющиеся растения лучше разместить в комнате в контейнере и подвесить к потолку или стене.

  • На подоконникл учше помещать одиночные растения – низкие и кустистые посередине окна или высокое и узкое – ассиметрично.   

  • На стенах обычно размещают декоративно цветущие растения (для оживления гладкой светлой стены) и лианы (для оформления окон, картин).

  1. Физкултминутка (Звучит красивая музыка)

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

  1. Учитель

   Определенная расстановка растений не только изменяет зрительно пространство, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны или организовать уголок отдыха в виде небольшого зимнего сада. Особенно красиво выглядят растения на скромном, неярком фоне. Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться крупнолистные растения, и, наоборот: к броскому узору  обоев так и просятся филигранные листочки папоротников или циперуса. Нужно следить за тем, чтобы окраска цветков не «дралась» с колоритом интерьера. Когда тон занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках – это выглядит очень стильно. Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.

Растения в больших помещениях.

  Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Один-единственный декоративный зеленый цветок затеряется в широком пространстве. И, напротив, много мелких, но цветущих растений в корзинке или на подносе придадут ему необходимый красочный акцент. Исключительными декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды как драцена, фикус, бокарнея, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих.

Растения в малых помещениях.

  Крупные растения подавляют пространство маленьких комнат, поэтому для таковых лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры – с листьями пошире или понежнее. Но слишком много их быть не должно, иначе впечатление от каждого отдельного цветка потеряется.


Практическая работа «Композиция из горшечных растений»

Искусство оформления интерьера, создания композиций с использованием растений называется фитодизайн. Специалист, занимающийся составлением цветочных композиций – фитодизайнер. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и уход. Должен разбираться в тенденциях цветочной моды, знать принципы дизайна, существующие стили оформления.

А теперь мы с вами побываем немного в роли фитодизайнера и создадим композицию из горшечных растений. В классе много растений, каждая группа выбирает для себя горшки с цветами, составляет композицию и защищает свою работу:

1 группа- композиция из горшечных растений для пола;

2 группа – композиция из горшечных растений на подставке;

3 группа - композиция из горшечных растений на подоконнике;


  1. Рефлексия

  1. Что нового мы сегодня узнали?

  2. Что для этого сделали?

  3. Где могут пригодится полученные знания?

Выставление оценки за работу на уроке.     


  1. Домашнее задание: Параграфы 3, 4. Составить презентацию по темам «Роль комнатных

растений в интерьере жилого дома» или «Роль комнатных растений в

жизни человека».



Литература.

1.Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений.- М.: АСТ, 2008.

2. Синицина Н.В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс.- М.: Вентана-Граф, 2014.

3. http://www.florets.ru/fotogalereya/foto-komn-rastenii.html

4. https://yandex.ru/images/search?text

5. http://roomplan.ru/dekorirovanie/komnatnye-rasteniya-v-interere/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!