СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - конференция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -  конференция по теме: "Земля - наш дом родной"

Просмотр содержимого документа
«Урок - конференция»

Урок – конференция по литературному чтению в 3 классе

по теме «Земля – наш дом родной»

Цель:

  • Обобщить знания по теме «Люби живое»

  • Прививать любовь и бережное отношение к природе.

  • Развивать умение выступать перед аудиторией

  • Воспитывать умение слушать выступающего, и делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоя­тельно и в группе; оценивать свои достижения.

Тип урока: закрепление полученных знаний

Оборудование:

  • Название отделов (карточки)

  • Карточки с характеристикой зайца.

  • Книги: В. Бианки «Лесная газета», В. Л. Дуров «Мои звери»

  • Презентация «Земля – наш дом родной»

  • Толковый словарь Ожегова

  • Рисунки детей по теме, иллюстрации животных

  • выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, презентация.

Ход урока

1. Организация класса

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда
Мы урок начнём тогда.

2. Открытие конференции.

 Звучит мелодия.

    Учитель: Бесконечная Вселенная.… В этой завораживающей воображение бесконечности множество звезд, планет.… Но самая прекрасная планета во всей Вселенной – это наша планета Земля. Земля – наш дом. А человек в нем хозяин. Но мы не одни на нашей планете, с нами братья наши меньшие: птицы, рыбы, звери. Мы в ответе и за эту красоту, и за братьев наших меньших.


Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной»

(1слайд – тема урока и планета «Земля»и стих)

Варя Серяк (учит): Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.


Коля Буслов (учит): Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я, -

Здравствуй, улица моя!

Я пою - и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я, -

Здравствуй, Родина моя!

-Сегодняшний наш урок будет обобщением по разделу «Люби живое».

Мы еще раз вспомним. обсудим и познакомиться с жизнью животных, их повадками, отношениями между людьми и «братьями нашими меньшими»

- А помогут нам в этом авторы литературных произведений, которые вы прочитали по теме «Люби живое» и ваша активная работа, ваше внимание, умение слушать своих товарищей.

В конце каждой темы мы проводили уроки – викторины, уроки – КВНы, уроки – путешествия, и сегодня настал черёд провести урок – конференцию. Давайте заглянем в толковый словарь, что означает слово Конференция

(Конференция – большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп)

  • Попробуем сформулировать задачи нашего урока: (слайд)

    1. Повторяем пройденный материал по разделу «Люби живое»;

    2. Развиваем речь, память, мышление, воображение;

    3. Учимся любить всё живое, бережно относиться к природе.

- План работы нашего урока: (на слайде)

  1. Речевая разминка

  2. Выступление

  3. Дополнение

  4. Итог

  5. Домашняя работа.

  6. Рефлексия

Учитель: сегодня перед нами выступят корреспонденты «Лесной газеты», работающие в отделах:

1 отдел - «Вести из леса»

2 отдел -«Рыбацкий узел»

3 отдел -«Почта»

4 отдел -«Городские новости»

5 отдел -«Сельские новости»


- Корреспонденты готовы к началу конференции?


-И, так, начнем!

1. Речевая разминка:

Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живем.
Ты только посмотри вокруг.

Тут речка, там зеленый луч,
В лесу дремучем не пройдешь!
Воды в пустыне не найдешь:
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть,
Леса и горы и моря,
Вcё называется земля.
А если в космос мы взлетим,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой
Любимую планету.

2. Выступления участников конференции.

Учитель:

- Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту Слюсаревской Дане, представителю отдела «Вести из леса».

Мы услышим сейчас рассказ Виталия Валентиновича Бианки «Птицы под снегом».

Дана (читает):

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да – бух! - сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось – целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют – и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»


Учитель:

- Что нового из этого сообщения узнали для себя о жизни белых куропаток?


(Даша Доброхлебова) - Они ночуют под снегом, днём вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые веточки.

Учитель: - А каким увидел зайца корреспондент? (Перепуганным до смерти)

- Кто хочет дополнить о зайце?


3. Дополнение.

Самедов Замир (учит):


Зайцы очень осторожны. Он никогда не пойдёт прямо к своей лёжке. Будет путать следы петляя. И подпрыгивает иногда выше, чем на метр, взлетая над травой, он успевает оглядеться – ведь рядом могут быть враги.

Учитель: - Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента?

- Назовите автора произведения, рассказавшего нам о зайце?


Полина Мельник (учит) - Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Листопадничек»


Учитель: - Почему автор так назвал своё произведение?


Миша Олифиренко (учит): - Охотники называют осенних зайчат листопадничками, потому что они рождаются, когда с деревьев осыпается золотой лист.


Рассказ «Листопадничек» И.С.Соколов-Микитов (2 слайд – зайцы)


Учитель:

Давайте вспомним рассказ про зайчика, который написал Соколов-Микитов «Листопадничек», так звали зайчат, которые родились осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист. Самый маленький зайчонок мечтал полетать, как журавли.

Вероника Скачко (учит): Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи, заснули колючие ежи, спрятались в норы змеи, и зайчатам стало скучно в лесу.

Аушев Макар (учит): Листопадничек убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны. Во время путешествия зайчонок встретил бобров. Они строили хатку для деток. И он попросился к ним жить.

Чеботарев Родион (учит): Но ему не очень там понравилось. В домике было темно и холодную воду не любил Листопадничек. Ему пришлось кормить маленьких бобрят. Бобры ели ивовую и осиновую корку. Горькая еда была для зайчика.

Оля Осипова (учит): Да ещё он испугался выдры, которая разоряла плотину. За долгую зиму большого страху натерпелся и от лисы, от росомахи, от рыси. Старый бобр посадил на свой хвост зайчика и помог выплыть на берег. Очень обрадовался своей маме и тёплому гнезду. Каждый должен жить со своей семьёй.


Учитель: Молодцы!

- А сейчас попробуем дать характеристику зайчику из рассказа Ивана Сергеевича Соколов- Микитова.

Работа в группах.

Каждая группа получает листок с характеристикой зайца. Они должны доказать, что зайчик обладал тем или иным качеством.

      • Смелый - убежал из родного гнезда искать журавлиные тёплые страны.

      • Легкомысленный - побежал, не подумав о последствиях. 1 подгруппа

      • Боязливый - в хатке у бобров было темно, сыро, можно было замёрзнуть, побоялся прыгать в холодную воду.

      • Решительный – решился научится плавать

      • Беспокойный – переживал о старой матери. О своём тёплом гнездышке. Не давал никому покоя.

Группа отвечает:

Мы считаем….


Учитель: есть ещё кто-нибудь, о ком ваш отдел хотел бы нам рассказать?


Никита Михайлов (учит):

«О глухарях»

В снегу прячутся не только куропатки, но и другие птицы. Например, глухари. Это – одна из древнейших птиц на земле. Живут они в сосновых лесах и на болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали его глухарем.


(3 слайд – глухари)


Даша Зазулина (учит):

Рассказ про глухарку»

Мы читали рассказ В.П.Астафьева «Капалуха», так охотники звали глухарку. Автор чуть не наступил на гнездо, в котором было 4 рябоватых светло-коричневых яйца. Мальчик хотел взять яйцо. Капалуха металась в стороне, сердечко сильно билось. Живот у неё был голый, пух она выщипала сама, чтобы тепло голого живота отдавать зарождающимся птенчикам. Как только все ушли от гнезда, глухарка заползла в гнездо, распустила крылья и замерла. Очень переживала за будущих деток. Хорошая мама.


Учитель: - Слово для выступления предоставляется корреспондентам Киселевой Юлие и Серяк Варваре, представителям отдела «Рыбацкий узел». Сегодня мы будем говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.


(4 слайд – бобры)


(Киселева Юля читает) Речной бобр- крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

(5 слайд – ондатра)

(Серяк Варвара читает ) Ондатра – завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина её – Северная Америка.

Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живёт в норах, устраиваемых в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помёта за лето, 4-7 детёнышей в каждом. Питается рогозом, камышом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра даёт красивый ценный мех.


Учитель: Спасибо!Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

(6 слайд – сом)

(Ксения Мортенсен читает )

Сом - самый крупный пресноводный хищник. Всем известен этот гигант - обитатель омутов и захламленных речных ям, кому по рассказам и книгам, а кому и самому повезло поймать пусть не рекордного, но все же сома! А бывает эта рыба весом до 300 кг! Такие гиганты, считают ученые, обычно имеют возраст 80-100 лет! Правда, не слышно что-то, чтобы кому-нибудь из рыболовов так повезло. Чаще попадаются сомы весом в 10-20 кг. Конечно, рыболовы, специализирующиеся на ловле этих удивительных рыб - сомятники, вылавливают все же очень крупные экземпляры - до 100 кг. По своим внешним признакам сом легко отличается от всех других рыб. У него огромная тупая голова, большая пасть, от которой отходят два больших уса и четыре усика на подбородке. Усы являются своеобразными щупальцами, при помощи которых сом отыскивает пищу даже в темноте. И что удивительно - при таких больших габаритах - очень маленькие глаза. Хвост длинный и мало похож на рыбий. Окраска тела изменчива - сверху почти черного цвета, брюхо же обычно грязно-белое. Тело у него голое, без чешуи. Пища сома самая разнообразная, он кормится моллюсками, червями, раками и другой живностью. Основная же - рыба, на которую он нападает из укрытий и засад, маскируясь под фон дна (к длительным преследованиям своих жертв он неспособен). Если зазевается водоплавающая птица или зверек, то и они могут стать его жертвой. Особенно охотно сом лакомится зелеными лягушками. Как и щука, сом - прекрасный санитар водоемов: он поедает ослабевшую, погибшую рыбу, утонувших животных.. Сом ведет одиночный образ жизни, лишь некоторое скопление можно наблюдать в зимовальных ямах.

(Первышов Владислав читает)

Первые 2 - 3 года молодые сомы также предпочитают держаться вместе, обычно наблюдается это в богатых кормом местах. Сомы ведут преимущественно ночной образ жизни, и если передвигаются, то больше на зорях. В жаркие дни могут выходить к поверхности воды. Они очень чувствительны к холоду. А вот сомята более подвижны. Ночью в поисках пищи они выходят на мелкие места к берегам. Сом не любит мутную воду и потому в дождливую погоду, когда в реку поступает мутная вода, он стремится уйти из ямы к поверхности. Такое же поведение наблюдается и перед грозой. Являясь крупными рыбами, сомы легко обнаруживают себя: они оставляют характерный след при движении в воде, издают звуки, плеск. При поиске корма сом в большей степени руководствуется обонянием. А о его вкусовых качествах и не спорят! Мясо сома необыкновенно вкусно, в нем мало костей, зато до 5% и более жира, 15 - 18% белка.


Учитель: спасибо ребята! А теперь поработаем в группах. У вас на столах лежат деформированные тексты.

- Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

На доске:

Первыми заметили Пика большие … .

Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда …. Скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов».


Учитель: Проверяем! (Белые чайки. Щука. Чайки.)

- Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик» В.Бианки)

- Виталий Валентинович Бианки побывал в экспедициях в самых разных уголках страны и везде изучал природу. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки»  в 1927 г впервые напечатана «Лесная газета», которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и его обитателей.

(показать книгу   «Лесная газета»)

- Какая смерть грозила бедному мышонку?


(Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука, змея, жулан)

- Физкультминутка

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?


Учитель: - Слово корреспондентам из отдела «Почта»:


Корреспондент _Осипова Ольга (читает):

Я хочу вам зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1.

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

Квашин Никита (учит):

Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

(7 слайд – жаба)


Жалоба 2.

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать. Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».


Мартиросян Ангелина (учит):

Это летучие мыши. Они охотятся только ночью, но польза от них огромная. Уничтожают вредных насекомых.

(8 слайд – летучие мыши)


Учитель: - Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?


_Карнаух Яна (читает):

«Кукушка – единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка – птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. А главное- она поедает таких гусениц, которых, кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти».

(9 слайд – кукушка)

Учитель: - Слово корреспондентам из следующего отдела:


Дешевых Егор (учит):

Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.


Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьёзным, и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живёт,

Зачем ему крылья и что он жуёт.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

Учитель:

- Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории из нашего раздела?


Александр Жутовский (учит): Рассказ Владимира Леонидовича Дурова «Наша Жучка»)


Учитель:

- В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных?


Буслов Николай (учит): в рассказах Василия Ивановича Белова «Малька провинилась», «Ещё про Мальку» и Виктора Петровича Астафьева «Капалуха»)


Учитель:

- Молодцы, всё верно! А вот корреспондент «Сельских новостей» привёл с собой помощников. (Аушев Макар)

Яскевич Вячеслав (учит):

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.


Вероника Скачко (учит):

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье - ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

(10 слайд – мотылёк)


Аушев Макар (учит):

Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?


Дети:(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)



4. Подведение итогов конференции

Учитель:

Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься?


Дана Слюсаревская(учит):

Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!


Учитель: Наш дорогой и любимый прозаик и публицист, Михаил Михайлович Пришвин говорил:

(читаю со слайда)


Выходит Мартиросян Ангелина(учит):


Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем.

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)


Учитель: И в заключении, я хочу предложить вам принять решение нашей конференции: «Мы будем любить нашу Землю и заботиться о ней!»

- Кто за?

- Принято Единогласно!

5. Домашнее задание предлагаю на выбор (читаю со слайда)

6. Выставление оценок. Сегодня на уроке все выступающие получают пятерки

7. Рефлексия.

Конференцию предлагаю закончить песней, которую поют все.

(«Не дразните, собак»).

Ф.И. ________________________________ Число __________________


Тест 11. «Люби живое»


1 вариант


1. Кому принадлежат слова:
«И охранять природу – значит охранять Родину»?
а) М. М. Пришвину
б) И. С. Соколову – Микитову
в) В. И. Белову
2. Что означает название рассказа И.С.Соколова-Микитова «Листопадничек»?
а) Падающие листья осенью.
б) Заяц, который родился осенью.
в) Бобры, строящие хатки осенью.
3. Автор рассказа «Малька провинилась»
а) В. Л. Дуров б) В. И. Белов в) В. П. Астафьев
4. В каком рассказе встретились с материнским инстинктом животных?
а) В. Л. Дуров «Наша Жучка»
б) В. В.Бианки «Мышонок Пик»
в) В. П. Астафьев «Капалуха»
5. Кто из писателей отмечал праздник особенный – день весеннего
равноденствия (21 марта)
а) Б. С. Житков

б) В. Ю. Драгунский

в) В. П. Астафьев
Критерии теста:
5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа - «3»

2 правильных ответа - «2»


Ф.И. ________________________________ Число __________________


Тест 11. «Люби живое»


2 вариант

1. Кто автор «Лесной газеты на круглый год»?
а) Б. С. Житков
б) В. В. Бианки
в) М. М. Пришвин
2. Автор рассказа «Про обезьянку».
а) Б. С. Житков
б) В. Л. Дуров
в) В. Ю. Драгунский

3. В каком рассказе встретились с материнским инстинктом животных?
а) В. Л. Дуров «Наша Жучка»
б) И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек»
в) В. И. Белов «Ещё про Мальку»
4. Кто из писателей играл на сцене Театра имени Н.В.Гоголя?
а) М. М. Пришвин

б) В. В. Бианки

в) В. Ю. Драгунский

5. Какую птицу охотники называют капалухой?
а) глухарь

б) тетерев

в) куропатка

Критерии теста:
5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа - «3»

2 правильных ответа - «2»


Ответы:


1 вариант: 2 вариант:
1) а 1) б
2) б 2) а
3) б 3) в
4) в 4) в
5) а 5) а



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!