СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конференция "Химия и ВОВ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - конференция. Бинарный урок химии и истории.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция "Химия и ВОВ"»

Интегрированный урок истории и химии в 11 классе

«Химия и Великая Отечественная война»


Цель урока: Создать условия для закрепления знаний учащихся о значении химии в Великой Отечественной войне

1. Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

2. Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победу и их самоотверженный труд в годы войны.

3. Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет, патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.

4. Расширить кругозор учащихся и развивать умение работы с дополнительной литературой.

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить знания, значение химии в победе в Великой Отечественной войне, систематизировать и обобщить знания учащихся (металлы) развивая познавательный интерес и аналитическое мышление учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии и истории;

  • Развивающая: развивать навыки работы ИКТ, анализировать, собирать информацию, тренировать память, развивать познавательный интерес к предмету, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, литературы, развивать навыки работы с дополнительной литературой; учить анализировать, логически мыслить, собирать информацию, формировать умения проводить параллели между различными областями наук.

  • Воспитательная: воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла, способствовать воспитанию чувства гордости за самоотверженный труд учёных в годы войны, показать и подтвердить значение химических знаний для жизни.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок - конференция.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Виды работы учащихся:

Индивидуальная, самостоятельный поиск информации в подготовки докладов, сообщений, плакатов, стихотворений, работа с дополнительной литературой, участие в обсуждении докладов, групповое сотрудничество в диалоговом обсуждении проблемы, актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы и обобщения.

Основные понятия: Отечество, война, фашизм, металлы, патриотизм

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, опережающее обучение.


Подготовительные мероприятия: учителя истории и химии заранее на уроках и дополнительных занятиях изучают предложенную тему и готовят материал из дополнительных источников литературы, просматривают военно-исторические фильмы.

Этапы урока:

Мотивация к учебной деятельности

Организационный момент, концентрация внимания учащихся.


Вступительное слово учителя химии:

Скажите, какое событие в этом году будет отмечать наша страна?

Ответ: День Победы Советского народа в войне.


Учитель химии: 75 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война.  Наш народ отстоял свою землю. Тогда, в мае 1945 года, перестала литься кровь защитников Родины, и народ стал возвращаться к забытой и дорогой  мирной жизни.   Эта победа золотыми буквами вписана в историю нашей страны.


Учитель истории:

Вопросов о войне, о том далеком историческом событии возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны Владимир Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне.


Ученик:

Задохнулись канонады, в мире – тишина.

На большой Земле однажды кончилась война. Будем жить, встречать рассветы, верить и любить.

Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть…….  


Учитель химии:

Наше правительство все делает для того, чтобы сохранить в памяти людской подвиг советского народа.

Ко Дню Победы строится Главный храм Вооруженных Сил России.

Этот храм в честь Воскресения Христова, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах, выпавших на долю нашей страны.

 На территории комплекса будет создана галерея «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах, на протяжении которых длились боевые действия. Галерея с помощью технологии микрофотографии будет оформлена десятками миллионов фотографий участников Великой Отечественной войны. Так же будет построен Ржевский мемориал Советскому солдату. Видео.


Мы сегодня решили объединить ваши знания по химии и истории в одно единое целое. Видео.

Учитель истории: сегодня мы проводим урок – конференцию «Химия и Великая Отечественная война» слайд..

На нашей конференции присутствуют химики и историки. Главный вопрос, который будем обсуждать сегодня - Какое влияние оказало развитие химии на ход Великой Отечественной войны?

Учитель истории: Итак, начинаем. У вас на столах лежат оценочные листы. В конце конференции вы должны оценить свою работу.

Ученик историк:

На рассвете 22 июня 1941 г. германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. Открыли огонь тысячи артиллерийских орудий. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа, продолжавшаяся 1418 дней и ночей. Германия ко времени нападения на СССР выпускала самолёты новых типов: Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129  и т.д.. Поэтому в  первые дни войны фашистская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе.

В тяжелых оборонительных боях Красной Армии в период ее отступления советская авиация несла большие потери – это должно быть понятно: подавляющее количество самолётов было устаревшего типа (Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1), которые не могли оказывать противодействие истребительной авиации люфтваффе. 

Но уже в августе 1941 г. наша дальняя авиация начала бомбардировки Берлина. Они проводились как ответные меры на налеты фашистской авиации на Москву и другие города Советского Союза. В качестве базового был выбран аэродром, расположенный на острове Сарема (Эзель). С этой, самой западной среди незанятых противником территории, расстояние до Берлина по прямой составляло в обе стороны около 1800 км, что позволяло задействовать для налетов дальние бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3).

Первый налет на Берлин был проведен в ночь на 8 августа 1941 г. В нем приняли участие 15 самолетов, разбитых на три группы, под общим командованием командира полка полковника Евгения Николаевича Преображенского. Налет стал полной неожиданностью для немцев. Берлин был освещен, а зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозданием. Бомбы были сброшены на центр Берлина и его предместья – в городе возникли многочисленные пожары, были нанесены повреждения военно-промышленным объектам. Одновременно с самолетов сбрасывались листовки, разоблачавшие фашистских главарей.

Уже к концу ноября 1941 года впервые в Великой Отечественной войне удалось завоевать оперативное господство в воздухе. Важным  событием для борьбы нашей страны  за стратегическое господство в воздухе  в период войны были поступившие  в ноябре 1942 года на вооружение новые скоростные истребители Ла-5, Як -7б, Як-9, которые позволили вести эффективные воздушные бои с новыми немецкими самолётами.


Ученик химик:

Германия, да и другие страны (Румыния, Польша, Великобритания, Япония, США) накануне Второй мировой войны строили только цельнометаллические истребители. А началось все с того, что немецкий инженер А. Вильм, занимаясь изучением сплавов алюминия, установил, что сплав алюминия с добавкой 4 % меди после резкого охлаждения (температура закалки 500 °C), находясь при комнатной температуре в течение 4—5 суток, постепенно становится более твердым и прочным, не теряя при этом пластичности. Открытие А. Вильма позволило создавать сплавы с нужными физическими свойствами. В 1909 году Вильм патентует свое изобретение и продает его фирме «Дюрен меттал-верке» в Дюрене. Фирма налаживает производство сплава, который получает название дюралюминий и имеет хорошую прочность, сохраняя легкость и пластичность.

В базовый состав сплава кроме алюминия входят следующие вещества:

- медь

- марганец

- магний

- кремний и другие.

Изменяя пропорции используемых веществ можно изменять и свойства дюралюминия.

В нашей стране первые авиационные заводы были основаны еще в начале XX века, но их оборудование было рассчитано в основном на деревянную конструкцию машин с полотняной обшивкой.

К началу войны СССР был единственной в мире авиационной державой, которая строила свою истребительную авиацию на базе древесины как основного конструкционного материала. И всё из-за недостатка алюминия – главного «крылатого» материала.

Непросто решалась судьба «крылатого металла». Почти на целое десятилетие растянулись бесконечные совещания, споры, дискуссии. Споры шли о том, быть ли вообще авиации металлической. Молодой конструктор А.Н.Туполев и металловед И.И.Сидорин предлагали освоить выпуск металлических самолетов, но к их идее относились с сомнением. Из легких сплавов в то время строила самолеты только немецкая фирма «Юнкерс». С трудом преодолевая сопротивление, дело все-таки продвигалось.

Организовать строительство самолётов с применением металла удалось лишь в 1922 году, когда было освоено производство кольчугалюминия. Кольчугалюминий — дюралюминий с добавкой никеля и иным содержанием меди и марганца. Первые образцы кольчугалюминия были получены в 1922 году в г. Кольчугино Владимирской области, по имени которого и был назван сплав. Кольчугалюминий отличается от немецкого дюралюминия присутствием никеля и несколько иным соотношением элементов (медь — 4,5 %, марганец — 0,7 %, никель — 0,3 %, магний — 0,5 %, алюминий — 94 %)


Ученик химик:

Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В состав такой ракеты входили порошок магния, спрессованный с особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым – это загорался магний. Наконец, когда цель была освещена и видна так же хорошо, как и днем, летчики начинали прицельное бомбометание.

Демонстрация «Горение магния»

Оборудование: магний, спиртовка, щипцы, спички.

Взяв щипцами магний, зажечь его в пламени спиртовки. Магний горит ярким цветом.


Ученик историк:

1941 год. Немецкие танки рвутся к Москве, Красная Армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия и боеприпасов, но самое главное – катастрофически не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят ученые-энтузиасты: в два дня на одном из военных заводов налаживается выпуск бутылок КС (Качугина - Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и в 1942-1943 гг.-под Сталинградом, в 1944 г. – у Ясс и даже весной 1945г. – В Берлине.

Ученик химик:

Начало Великой Отечественной войны для СССР было, как минимум, неудачным. По ряду причин были проблемы практически по всем направлениям фронта, производства и перевозок. Кроме того, необходимо было в кратчайшие сроки мобилизовать все возможности для оказания достойного отпора врагу. Поэтому в первые недели и месяцы войны в ход шли самые разные идеи, в том числе слишком простые на первый взгляд.

Ярким примером этого является коктейль Молотова. Это бутылка со смесью  бензина, керосина, лигроина или масла.


В 1941 г Качугин и Солодовников создали самовоспламеняющуюся жидкость КС – это раствор, содержащий фосфор, сероуглерод и серу. Воспламенялась с помощью запала, состоявшего из серной кислоты, бертолетовой соли и сахарной пудры, в самом примитивном варианте на горлышке закреплялась смоченная горючим тряпка.

К обыкновенной бутылке прикреплялись резинкой ампулы, содержащие концентрированную H2SO4, бертолетову соль и сахарную пудру.

Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

3 КСlО3 + Н2SO4 = 2ClО2 +КСlО4+ К2SO 42О

ClО2= Cl2 + 2O2

С12Н22О11 + 12 О2 = 12 СО2 + 11 Н2О


Учитель химии:

Почему все 3 компонента запала берутся по отдельности? Можно ли их заранее смешать?


а) бертолетову соль и сахарную пудру?

б) H2SO4(конц.) и сахарную пудру?

Ответ:

А) Бертолетову соль и сахарную пудру заранее смешивать нельзя, т.к. получающаяся смесь чрезвычайно взрывоопасна.

Б) H2SO4 (конц) нельзя смешивать с сахарной пудрой. В этом случае произойдет обугливание сахарной пудры, т.к. H2SO4 (конц) является сильным водоотнимающим средством.

Эту реакцию мы сейчас увидим.

Опыт: Взаимодействие концентрированной серной кислоты и сахарной пудры.(проводит ученик)

Я насыпаю в стакан сахарную пудру, добавляю к ней несколько капель дистиллированной воды, тщательно перемешиваю эту смесь. А теперь я наливаю туда H2SO4(конц.) – тяжелую маслянистую жидкость. Первые признаки реакции видны сразу. Сахарная пудра меняет свой цвет из белого в желтый, в коричневый, постепенно она становится черной.

Серная кислота обугливает сахарозу, а затем окисляет и полученный углерод, и мы хорошо видим продукты этой реакции: газообразные вещества, которые вспенивают эту массу, продукт окисления углерода – углекислый газ, продукт восстановления серы – сернистый газ, пары воды от этой экзотермической реакции. Мы получили пористую массу, состоящую из чистого углерода с большим количеством пор внутри.


Ученик историк:

В годы Великой Отечественной войны гидрид лития использовали для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения при авариях самолетов и судов в открытом море.

Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивала срок их службы в 2 - 3 раза, что было ценно для партизанских отрядов.

Трассирующие пули с добавкой лития при полете оставляли сине - зеленый след.

Соединения лития использовались и на подводных лодках для очистки воздуха.

Аэростаты (от аэро... и греч. statos- стоящий, неподвижный) - это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха).

Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу.

Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.

Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.


Ученик химик:

Для заполнения аэростатов (в целях заграждения и наблюдения) водородом в военном деле использовался способ, основанный на взаимодействии кремния с раствором гидроксида натрия. Реакция идет по уравнению:

Si + NaOH + H2O = Na2SiO3+ H2

Или же водород получали взаимодействием гидрида лития или лития с водой. Таблетки LiH служили летчикам портативным источником водорода. При авариях над морем под действием воды таблетки моментально разлагались, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны:


LiH +H2O = LiOH+ H2

Я продемонстрирую сейчас взаимодействие лития с водой.

Опыт: взаимодействие лития с водой.


Ученик историк:

В войнах с глубокой древности противники старались использовать внезапность нападения как один из факторов достижения победы. Способы при этом применялись самые разнообразные, в зависимости от того, какие задачи следовало решать — стратегического или тактического характера. Во втором случае для обеспечения скрытности своих намерений, а также своих войск от глаз противника нередко применялись различные виды маскировки.

Пожалуй, наиболее старыми и простыми из них являются дымовые средства, широко применявшиеся в Великой Отечественной войне. С лета 1942 года дымы стали применяться на всех фронтах. Впервые в большом объеме и с применением разнообразных форм оперативная маскировка войск была осуществлена Красной армией в ходе контрнаступления под Сталинградом (19 ноября 1942 — 2 февраля 1943 г.). От немецкого командования надо было скрыть замысел операции, направления главных ударов войск Сталинградского, Юго-Западного и Донского фронтов, места сосредоточения сил и средств, начало боевых действий, а также отвлечь внимание противника на другие стратегические направления.

Прежде всего, надо отметить дымовую маскировку переправ, выполнявшуюся подразделениями катеров-дымзавесчиков Волжской военной флотилии (контр-адмирал Д.Д. Рогачев), что во многом помогло в ноябре 1942 года переброске войск через Волгу для Сталинградского фронта.

Дымовая маскировка на Юго-Западном фронте применялась в ходе возведения мостов через Дон, а также для прикрытия переправ, командных пунктов, фронтовых и армейских тыловых объектов, передислокации войск. Например, на участке 47-й гвардейской стрелковой дивизии 19 ноября была поставлена демонстративная дымовая завеса на фронте 9 км. В этот же день химики прикрыли дымом маневр частей 26-го танкового корпуса, а подразделения 37 и 38 обхз, приданных 50-й танковой армии, задымили переправы через Дон. Дымами ослеплялись наблюдательные пункты и огневые точки противника, прикрывалось движение частей 120-й стрелковой дивизии, находившейся на правом фланге армии, вдоль Дона. Дымопуск осуществлялся с пяти рубежей, в том числе и с плывущих по Дону плотов с дымовыми шашками. Прикрытые дымом пехота и танки выполнили поставленные задачи с малыми потерями.

Успешно применялись дымовые средства и при ликвидации сталинградской группировки противника. При этом широко использовались маскирующие и ложные дымовые завесы, а для ослепления наблюдательных пунктов и огневых позиций противника велась стрельба дымовыми снарядами и минами.




Ученик химик:

Искусственно созданные дымовые завесы помогли сохранить жизнь тысячам советских бойцов.

Эти завесы создаются при помощи дымообразующих веществ; одним из первых был использован белый фосфор. При дроблении его на воздухе одновременно происходит горение твердого продукта и испарение не успевшего сгореть фосфора с последующим воспламенением, но уже в воздушной среде. При горении образуются оксиды фосфора в виде пересыщенного пара, который частично конденсируется и одновременно вступает в реакцию с парами воды, содержащимися в воздухе. Дымовая завеса при использовании белого фосфора состоит из частичек оксидов и капель фосфорных кислот.

Р + 5О2→ 2Р2О5

Р2О5 + 3Н2О → 2Н3РО4


Демонстрация: «Дым без огня»

Оборудование: аммиак (25%), концентрированная соляная кислота.


Ученик историк:

12 июля - памятная дата военной истории Отечества. В этот день в 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение между советской и германской армиями.

Непосредственное командование танковыми соединениями во время сражения осуществляли генерал-лейтенант Павел Ротмистров с советской стороны и группенфюрер СС Пауль Хауссер - с немецкой. Ни одной из сторон не удалось достичь целей, поставленных на 12 июля: немцам не удалось захватить Прохоровку, прорвать оборону советских войск и выйти на оперативный простор, а советским войскам не удалось окружить группировку противника.

В районе Прохоровки произошло самое крупное танковое сражение 2- мировой войны, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий. Советские танковые части стремились вести ближний бой («броня к броне»), поскольку дистанция поражения 76 мм орудия Т-34 была не более 800 м, а у остальных танков еще меньше, тогда как 88 мм пушки «Тигров» и «Фердинандов» поражали наши бронемашины с расстояния 2000 м. При сближении наши танкисты несли большие потери.

Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. В этом сражении советские войска потеряли 500 танков из 800 (60%). Немцы потеряли 300 танков из 400 (75%). Для них это была катастрофа. Теперь самая мощная ударная группировка немцев была обескровлена. Генерал Г. Гудериан, в то время генерал-инспектор танковых войск вермахта, писал: «Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время вышли из строя...и уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней». В этот день произошел перелом в развитии оборонительного сражения на южном фасе Курского выступа. Основные силы противника перешли к обороне. 13-15 июля немецкие войска продолжали атаки лишь против частей 5-й гвардейской танковой и 69-й армий южнее Прохоровки. Максимальное продвижение немецких войск на южном фасе достигло 35 км. 16 июля они начали отход на исходные позиции.

Хочется подчеркнуть, что на всех участках развернувшегося 12 июля грандиозного сражения воины 5-й гвардейской танковой армии проявили изумительное мужество, непоколебимую стойкость, высокое боевое мастерство и массовый героизм, вплоть до самопожертвования.

На 2-й батальон 181-й бригады 18-го танкового корпуса обрушилась большая группа фашистских «тигров». Командир батальона капитан П. А. Скрипкин смело принял удар врага. Он лично одну за другой подбил две вражеские машины. Поймав в перекрестие прицела третий танк, офицер нажал на спуск... Но в то же мгновение его боевую машину сильно тряхнуло, башня наполнилась дымом, танк загорелся. Механик-водитель старшина А. Николаев и радист А. Зырянов, спасая тяжелораненого комбата, вытащили его из танка и тут увидели, что прямо на них движется «тигр». Зырянов укрыл капитана в воронке от снаряда, а Николаев и заряжающий Чернов вскочили в свой пылающий танк и пошли на таран, с ходу врезавшись в стальную фашистскую громадину. Они погибли, до конца выполнив свой долг.

Отважно сражались танкисты 29-го танкового корпуса. Батальон 25-й бригады, возглавляемый коммунистом майором Г.А. Мясниковым, уничтожил 3 «тигра», 8 средних танков, 6 самоходных орудий, 15 противотанковых пушек и более 300 фашистских автоматчиков.

Примером для воинов служили решительные действия комбата, командиров рот старших лейтенантов А. Е. Пальчикова и Н. А. Мищенко. В тяжелом бою за село Сторожевое машина, в которой находился А. Е. Пальчиков, была подбита — разрывом снаряда сорвало гусеницу. Члены экипажа выскочили из машины, пытаясь устранить повреждение, но сразу же из кустов их обстреляли вражеские автоматчики. Воины заняли оборону и отбили несколько атак гитлеровцев. В этом неравном бою пал смертью героя Алексей Егорович Пальчиков, получили тяжелые ранения его товарищи. Лишь механик-водитель кандидат в члены ВКП(б) старшина И. Е. Сафронов, хотя тоже был ранен, мог еще вести огонь. Укрываясь под танком, превозмогая боль, он отбивался от наседавших фашистов, пока не подоспела помощь.


Ученик химик:

Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. За Вторую Мировую - примерно 800 млн. тонн.

Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной Войне, приходится на железо. Железо- главная составляющая часть чугунов и сталей.

Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами). Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля и делала её сверхпрочной. Из ванадиевой стали изготавливали солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках,

бронебойные снаряды. Хромовые стали нужны для изготовления огнестрельных орудий, корпусов подводных лодок. Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин. Сплав Cu (90%) и Sn (10%) – пушечный металл. Сплав Cu (68%) и Zn (32%) – латунь – использовали для изготовления артиллерийских снарядов и патронов.

Презентация.



Ученик химик:

Было бы несправедливо не вспомнить сегодня о порохе. Во время войны в основном использовался порох нитроцеллюлозный (бездымный) и реже черный (дымный). Основой первого является высокомолекулярное взрывчатое вещество нитроцеллюлоза, а второй представляет собой смесь нитрата калия (75%), угля (15%) и серы (10%). Грозные боевые «катюши» и знаменитый штурмовик ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами, топливом для которых служили бездымные пороха.

  Демонстрация: «Горение черного пороха»


 Реактивы: нитрат калия, сера, древесный уголь.

         Мы будем получать дымный порох путем смешивания реактивов в определенных пропорциях. Возьмем 7,5 г нитрата калия, 1 г серы и 1,5 г древесного угля. Предварительно каждое вещество разотрем в ступке. Щепотку получившейся смеси поместим на железную подставку и подожжем при помощи лучинки.

2КNO3 + 3C + S = K 2S + 3 CO2 + N2


Учитель химии: В годы Великой Отечественной войны ярко проявился патриотизм ученых нашей страны, и они сплотили все силы для защиты человечества от фашизма.

Ученик химик: Я расскажу о деятельности некоторых ученых-химиков в годы войны.


Ученые-химики создавали новые способы производства самых разных материалов, взрывчатых веществ, топливо для реактивных снарядов «катюш»,

высокооктановые бензины, каучук, материалы для изготовления броневой стали, легкие сплавы для авиации, лекарственные препараты. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940 г.
Презентация проекта в виде постера..


Учитель: Наша конференция подходит к концу, а мы еще не ответили на вопрос: Какое влияние оказало развитие химии на ход Великой Отечественной войны?


Ответы детей.


Продолжите фразу: «Для меня этот урок прошел не зря, потому что…»

Учитель: А теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Показать критерии.


Учитель истории:

Великая Победа, была достигнута всеобщими усилиями героического советского народа и не последнюю роль в ней сыграли ученые, химики, металлурги, конструкторы.


Так не забудь их подвигов, товарищ!

Склонись к подножью в скорбной тишине

Они за землю, за тебя сражались,

Живи за них, дыши за них вдвойне!


Учитель химии:

Завершаем урок символическим фейерверком в честь тех, кто ковал победу на полях сражений и в тылу.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!