ГАПОУ « Клинцовский индустриально-педагогический колледж»
Урок-конференция
на тему:
«Антропогенное
воздействие на
биосферу»
Преподаватель биологии
высшей категории
Медведева Л. В.
2017год
Цель работы: Показать значение экологии как науки.
Задачи урока: Развивать знания об экологии;
сформировать представления о воздействии человека на
биосферу, раскрыть основные экологические проблемы;
прививать навыки логического мышления и работы в паре
и малых группах.
Оборудование: учебник, пособие по экологии, дополнительная литература Д.С.Ермаков, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и «Учимся решать экологические проблемы»; «Международные экологические акции в школе», сообщения и рисунки студентов на экологическую тему, учебники и пособия для занятий по экологии.
Береги природу.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ход урока
I.Знакомство с международными экологическими акциями.
29 января - день мобилизации против угрозы ядерной войны;
2 февраля – день водно-болотных угодий;
1 марта – день борьбы с наркоманией;
22 марта – день воды;
1 апреля – день птиц;
7 апреля – день здоровья;
22 апреля – день Земли;
31 мая – день без курения;
1 июня - день защиты детей;
5 июня – день окружающей среды;
16 июня – день защиты от опустынивания;
26 июня – день борьбы с наркоманией и распространением наркотиков;
15 сентября – день Мира;
16 сентября – день борьбы за защиту озонового слоя;
26 сентября – день моря;
27 сентября – день туризма;
4 октября – день защиты животных;
14 октября – день по уменьшению опасности стихийных бедствий;
20 ноября – день отказа от курения;
1 декабря – день борьбы со СПИДом;
29 декабря – день биологического разнообразия.
II.Выступления учащихся: эссе, сочинение, исследовательский проект, стихи собственного сочинения, защита рефератов, демонстрация рисунков.
III.Мозговой штурм – решение некоторых экологических проблем. (работа в паре и малой группе)
1.В городском парке вырубили старые деревья. Распиленные на части стволы так и остались лежать на земле: вывезти их с территории парка очень дорого. Предложите решение проблемы.
/Контрольное решение/
Можно распространить информацию среди жителей окрестных деревень, в которых имеются дома с печными отоплениями, - дрова жители вывезут сами./
2.Для ускорения таяния льда и снега тротуары и дороги часто посыпают поваренной солью. Весной соль попадает в почву, что отрицательно влияет на состояние растений. Кроме того, это усиливает коррозию автомобилей. Как по-другому можно решить данную проблему?
/Контрольное решение/
Можно использовать природные материалы, например песок или опилки/.
3.В одном из районов характерна проблема (типична не только для данной местности)- загрязнение малых рек поверхностными стоками с частных огородов. При этом многие участки расположены чуть ли не вплотную к урезу воды. Перенос огородов на другое место просто невозможен. Какое решение можно принять в такой ситуации?
/Контрольное решение/
Устройство охранной буферной зоны. Чтобы поставить барьер на пути загрязненных стоков и затруднить доступ к реке местных жителей, школьники провели субботник и засадили берега колючими кустарниками.
4.Проблема питьевой воды актуальна и для нашей страны. Так, в некоторых регионах для питья используется вода с повышенным содержанием фтора, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья (при флюорозе на зубной эмали появляются характерные темные пятна). Что можно порекомендовать жителям таких регионов для сохранения здоровья?
/Контрольное решение/
Нужно отказаться от употребления зубных паст с повышенным содержанием фтора; отстаивать воду для питья в ёмкостях, на дне которых находится слой мела, или фильтровать через сито с меловой крошкой (в результате обменной реакции фтор связывается с катионами кальция).
5.Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
/Контрольное решение/
Сорвать несколько цветков редкого растения - значит подвергнуть опасности существование всей популяции. Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения - индикатор. К тому же, варварское отношение к охраняемым видам влечёт юридическую ответственность.
6.В латвийском национальном парке «Гауя» есть уникальная пещера, названная Чертовой. Посещающие парк туристы (любители автографов) стали своими руками расширять и углублять, превратив ее почти в вертикальный колодец. Администрация парка не может мириться с расковыриванием стен, но и прекратить этот варварский обычай не в состоянии. Как быть?
/Контрольное решение/
Администрация парка решила ввести штраф, а также расставить вблизи охраняемого объекта стенды для автографов, снабдив
их табличкой «Сохранность надписей администрация парка гарантирует.
Выбрать наиболее приемлемый вариант для решения каждой проблемы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:
1.Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха.
2.Загрязнение воды стоками животноводческих ферм.
3.Загрязнение атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий.
4.Загрязнение ландшафта строительным мусором.
5 Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий.
6.Замусоривание дворов и улиц.
7.Шумовые загрязнения самолетами.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ:
1.Принятие соответствующего закона.
2.Введение местного налога.
3.Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.
4.Административное постановление и реальная помощь властей.
5.Ужесточение существующих законов.
6.Экологичекое образование и воспитание.
7.Нет проблемы - нечего обсуждать.
IV.Знакомство с литературой и пособиями по экологическому направлению.
V.Д/З. Подготовить сообщение о любой экологической проблеме или международной экологической акции.