СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - конференция "Оптические линзовые приборы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конференция. К уроку каждая группа готовится индивидуално - информационный материал и практическая работа

Просмотр содержимого документа
«Урок - конференция "Оптические линзовые приборы"»

Урок-конференция по теме «Оптические линзовые приборы».

Цели урока:

- обобщить знания учащихся о линзах и их физических свойствах;

- формировать практические умения применения знаний о свойствах линз для сборки простейших оптических систем;

-расширить кругозор знаний об оптических линзовых приборах от истории их возникновения до современных приборов.

Задачи урока:

-повторить материал о линзах

-изготовить лупу, подзорную трубу

-расширить кругозор в области практического применения комбинаций линз.


Оснащение: презентация;

1группа — экран, картон с прорезью Т закреплен на штативе, линза с фокусным расстоянием 20 см на подставке, источник света на подставке

задания от 1 группы для учащихся: 3 комплекта для групп 2,3,4 (В комплекте — собирающая лупа, экрана , фонарик телефона, сантиметровые ленты (3 шт) калькулятор

2 группа — 2 больших лупы, самодельная лупа, литровая банка с водой

задания от 2 группы для учащихся : 3 комплекта для групп 1, 3,4 (В комплекте - пробирка с водой закрытая пробкой , пластик 5х5см (можно старые пластиковые карты), листик растения, мелкий текст

3 группа — самодельная подзорная труба, труба Галилея

задания от 3 группы для учащихся: 3 комплекта для групп 1,2,4 (В комплекте - собирающая линза(2 шт), пластина со щелью, маленький экран, фонарик телефона.

4 группа -выступление + презентация


(1 слайд )

Учитель :(вступление) Ребята, сегодня мы с вами проведем урок -конференцию по теме «Оптические линзовые приборы», изучив темы Источники света, Законы отражения и преломления света, линзы, оптические приборы, мы сегодня на уроке- обобщим наши знания и умения из опыта, который имеем по данной теме. Каждый из вас к этому уроку готовился независимо друг от друга, кто - то индивидуально, кто - то группой и сегодня нашу работу мы соединим воедино и посмотрим, что в целом у нас получилось и думаю каждому будет интересно, познакомиться с результатами работы своих одноклассников. Первая группа подготовила для нас материал «Как получаются изображения в линзах». Я передаю эстафету (флажок) первым нашим выступающим


1 группа ( 1 ученик) :(демонстрация опыта соответственно рассказу ученика - «Получение изображения в линзе» и объяснение как получается изображение )

- Оптические приборы предназначены для получения изображений различных объектов. Линзы являются главной частью оптических приборов. Мы предлагаем вашему вниманию увидеть «волшебную силу» нашей линзы, для этого мы используем(Показывает) источник света, непрозрачный картон с прорезью в виде буквы Т, собирающую линзу фокусное расстояние которой 20 см и экран, включим фонарик, за линзой на экране видим нечеткое изображение буквы Т, приблизив линзу к пластине так, чтобы контуры изображения стали резкими, заметим, что изображение стало перевернутым и увеличенным, при этом расстояние от пластины до линзы несколько больше фокусного расстояния, теперь станем удалять линзу от пластинки, изображение прорези вновь становится размытым, а потом опять четким, но на этот раз оно получилось уменьшенным, уменьшенное и перевернутое изображение получили тогда , когда расстояние от пластинки до линзы составило примерно 55 см, что больше двойного фокусного расстояния линзы. )

( 2 -ученик(демонстрация опыта соответственно рассказу ученика)

- Фокусное расстояние линзы , это расстояние от оптического центра линзы до фокуса. (2 слайд)

Опытным путем определим фокусное расстояние нашей линзы. Перед нами собирающая линза, за ней расположен экран, линза освещается светом от удаленного источника, пучок света пройдя сквозь линзу попадает на экран и образует светлый круг, видно, что при приближении линзы к экрану, круг сначала уменьшается, а затем снова увеличивается. Найдем положение, при котором размер светлого круга минимален. Расстояние между линзой и экраном, при котором параллельный световой пучок преломившись в линзе отображается на экране в виде светящейся точки и есть фокусное расстояние линзы (F), его можно измерить с помощью линейки.(измеряем) и определим оптическую силу нашей линзы (показываем формулу на слайде): Оптическая сила (D) это величина, обратная фокусному расстоянию.(D= 1/F)

Мы продемонстрировали вам и объяснили как получается изображение в нашей линзе. Теперь, мы предлагаем вам также определить фокусное расстояние линзы, которая находится у вас на столе и рассчитать ее оптическую силу. Это задание №1.

(Ребята выполняют задание, ребята 1 группы помогают и контролируют правильность выполнения задания)

1 ученик — работа выполнена верно. Эстафету передаем следующей группе

2 группа

(2 ученика выходят разглядывая класс через лупу)

(1 ученик) . А я хочу познакомить вас с историей , когда именно появилось упоминание о первом увеличительном стекле в истории человечества, во первых скажу - “Линза” -это слово латинское и означает чечевица.(3 слайд) Чечевица –это растение, плоды которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть — линзами.

Первым линзам около 3600 лет! Они были найдены при раскопках легендарной Трои, то есть около второго тысячелетия до нашей эры, и были сделаны из горного хрусталя. Считается , что Лупа была изобретена в Древней Греции около 2500 лет назад и в Древнем Риме около 200 г. до н.э., но она не получила широкого распространения до Средневековья.

(4 слайд) Вероятно, первые линзы , использовались просто для разведения костра, но известно, что Римский император Нерон наблюдал за гладиаторскими боями через специально ограненный огромный изумруд. В последующие века все больше и больше людей пытались «исправить» свое зрение — они стали использовать выпуклые линзы. Так был создан полезный объект, названный -камень для чтения.

Разработка данного приспособления является заслугой Роджера Бэкона.

(5 слайд) 1267 год. Он был преподавателем Оксфордского университета. Роджер потратил уйму времени на огромное количество различных опытов с зеркалами, которые могли дать подробное объяснение принципам преломления и отражения лучей. И он писал «Такое устройство было полезно пожилым людям и людям с плохим зрением»

Однако только в 14 веке в Европе такие линзы стали использовать люди со слабым зрением. И сегодня мы знаем есть две основных формы линз —

(6 слайд) выпуклая и вогнутая, и по типу выпуклости линзы бывают: двояковыпуклые, плоско-выпуклые, вогнуто-выпуклые, вогнуто-плоские, выпукло-вогнутые.

По способу преломления света линзы можно разделить на: фокусирующие они толще в центре, чем по краям и рассеивающие толще по краям, чем в середине.

(2 ученик ). (7 слайд)Лупа (смотрит через лупу на окружающих) ...Давайте постараемся понять, что собой представляет это полезное приспособление.

Лупа – это такая оптическая система, которая состоит из важных компонентов: линз. Может быть только одна линза,(демонстрирует лупу) а может быть и несколько.( демонстрируют как может быть использована система линз)

Предназначается это изделие для качественного визуального увеличения и рассматривания предметов мелких габаритов.

Казалось бы, конструкция лупы является элементарной, но это не отменяет того факта, что эта вещь оказывается незаменимой во многих сферах человеческой деятельности. Сюда можно отнести и биологию, и медицину, и банковское, и ювелирное дело. Нередко лупу используют опытные криминалисты в своей нелегкой работе, где любая мелочь играет важную роль. Можно долго перечислять все области, в которых применение качественного увеличительного стекла оказывается актуальным.

А как часто бывает этот прибор необходим дома: особенно нашим бабушкам и дедушкам, чтобы прочитать очень мелкий текст на инструкциях к препаратам, или проверить кассовые чеки, конечно есть Очки, очки это замечательное приспособление, но они часто имеют одну особенность -теряться, мы сегодня вам подскажем несколько вариантов, как можно быстро применить подручные материалы в качестве лупы:

- Самый простой вариант :наливаем в банку воду и подносим ее к тексту, все округлые прозрачные тела имеют особенность увеличивать (демонстрация опыта)

(Задания группам)- У вас на парте пробирка с водой закрытая пробкой, возьмите мелкий текст и положите пробирку на текст прокатывая ее вы также можете свободно прочитать мелкие надписи (демонстрируют, ученики повторяют)

- и еще один способ «маленькая лупа»- в пластиковой пластине иглой можно проделайте отверстие, в отверстие капните пипеткой капельку воды и попробуйте через это отверстие рассмотреть листик растения (предварительно листик положить на фонарик телефона, соблюдать осторожность- листик должен полностью закрывать свет от фонарика, учащиеся выполняют, группа помогает).Капелька воды играет роль микроскопа.

- Ну и конечно, для творческих людей мы продемонстрируем как сделать лупу в домашних условиях из имеющихся подручных материалов (просмотр видеоролика)

- Эстафету передаем следующей группе.



3 группа.

(1 УЧЕНИК): чтобы вооружить глаз, человечество уже давно изобрело и активно использует оптические приборы; по своему назначению их можно разбить на 2 большие группы (8 Слайд):

1. Приборы для рассматривания очень мелких предметов(микроскоп)-эти приборы увеличивают рассматриваемые предметы.

2. Приборы для рассматривания удалённых объектов(зрительная труба, бинокль, телескоп). Эти приборы как бы приближают рассматриваемые объекты.

Я хочу рассказать вам одну историю:

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку.

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети. (Слайд 9)

В микроскопе Янсена имелись два собирательных стекла, вставленных в трубку на некотором расстоянии друг от друга. Первое стекло служило микроскопу как бы хрусталиком: при приближении к какому-либо предмету оно давало его увеличенное изображение; второе стекло еще больше увеличивало это изображение: оно служило лупой. Стеклянный хрусталик и лупа — в этом суть всякого микроскопа.

(2 ученик). Я предлагаю вашему вниманию Подзорную трубу сделанную нами (демонстрирует).

Немного истории: в 1609 году итальянский ученый Галилей, вставив в старую, никому не нужную органную трубу две линзы, превратил ее тем самым в подзорную трубу. Она приближала предметы всего только в три раза. Но и такой слабенький прибор был для того времени поразительным. Многие знатные жители Падуи взбирались вместе с Галилеем на высокую башню, чтобы посмотреть оттуда на плывущие в море корабли: в трубу корабли были видны за два часа до их прихода в гавань.(Слайд10). Галилей стал не только первооткрывателем подзорной трубы, но и смог продвинуться дальше, запустив её в производство в 1624 году. Подзорные трубы сразу же завоевали популярность, поскольку за достаточно короткое время Галилей начал поставлять свои приборы во многие европейские дворы. Галилео Галилей- первый, кто изобрел телескоп- подзорную трубу с 8 кратным увелечением и направил ее в небо.

(Слайд11).Телескоп Галилея — это труба, в которую с двух сторон вставлены линзы. Обращённая к глазу линза — это окуляр, а линза, обращённая к объекту наблюдения, — объектив. Объектив — собирающая линза, увеличивающая угол зрения. Окуляр телескопа — рассеивающая линза, превращающая сходящиеся лучи, идущие от объектива, снова в параллельные, но на меньшей площади. Рассеивающая линза не даёт перевернуть изображение, и в телескопе Галилея мир виден правильно.

Как работает телескоп :Телескоп собирает широкий параллельный световой пучок в узкий параллельный пучок, усиливая «плотность» светового потока и делая видимым, например, свет далёких звёзд.

В 1611 году Иоганн Кеплер усовершенствовал телескоп, заменив рассеивающую линзу в окуляре собирающей.

Это позволило увеличить поле зрения, однако система Кеплера даёт перевёрнутое изображение.












( 3 ученик )

(12 слайд) Кто же самым первым изобрел так называемые ранее Зрительные трубы ?

В 1509 году великий изобретатель, художник, ученый Леонардо да Винчи разработал первую детальную схему подзорной трубы с двумя линзами, наглядно изобразив траекторию лучей в ней, а также изобрел станок для их шлифования. Однако в те годы его труды не нашли практического применения — гений значительно опережал среднеевропейское время.

Сегодня , мы уже слышали это имя : Еще одним ученым, сыгравшим роль в истории подзорной трубы, был Галилео Галилей. Ученый первым в мире наладил массовый выпуск этого оптического прибора в 1624 году.

Предполагается, что голландский очковый мастер Иоанн Липперсгей изобрёл телескоп.

И в 1607 году в Гааге он впервые показал прибор, который больше был похож на современную подзорную трубу. Однако в выдаче патента изобретателю отказали, так как точно такие же приборы уже были у Захария Янсена из Мидделбурга и Якоба Метиуса из Алкмара.

Полноценный прибор для наблюдения космических объектов был специально изобретён известным учёным Галилео Галилеем в 1609 году.

Иоганн Кеплер: В 1604 году Кеплер издаёт свою первую работу по оптике, она называется «Дополнение к Виттелию», а в 1611 году «Диоптрика». Именно с этих двух трудов оптика становится наукой.
Кеплер описал полностью механизм зрения, и он в основном соответствует современным исследованиям. Кеплер определил роль хрусталика, и описал причины близорукости и дальнозоркости.
Его широкие познания оптики привели великого астронома к созданию телескопической подзорной трубы. Которую впервые изготовил в 1613 году Кристоф Шайнер, и назвал её телескоп Кеплера. И уже к 1640 году эти телескопы получили широкое применение в астрономии. А прибор, созданный Галилеем, ушел в прошлое.
Мы тоже решили сделать подзорную трубу своими руками

Предлагаем вам посмотреть видео сюжет, как мы изготовили подзорную трубу.

(ребята 3 группы комментируют - Просмотр видеоролика)

Задание :

(1 ученик). Давайте убедимся, что действительно две собирающие линзы увеличивают значительно больше изображение предмета чем одна линза. (Задание от 3 группы) Наведите сначала одну линзу на текст, получите четкое изображение, затем к полученному изображению поднесите еще одну собирающую линзу.(демонстрирует) Стал ли текст более увеличенным? (Да стал)

А теперь давайте определим линейное увеличение , т.е. во сколько раз увеличивает наша линза.

( 13 слайд) Раньше мы уже упоминали, что изображение, полученное в линзе, может быть увеличенным или уменьшенным. Различие размеров предмета и изображения характеризуется увеличением. Линейное увеличение— отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета. Линейное увеличение обозначают буквой Γ.

Для того, чтобы определить увеличение линзы надо высоту изображения предмета H разделить на высоту самого предмета h или же расстояние от изображения до линзы f разделить на расстояние от предмета до линзы d. Для определения увеличения линзы воспользуемся установкой №2 и заданием №2 лист отчета. Приступаем к выполнению задания.


















(Группа помогает выполнять задание учащимся)

- Эстафету передаем следующим

4 группа:

(1 ученик )

Наша группа подготовила для вас обзор о современных оптических приборах.

Оптические приборы — это устройства, которые обрабатывают световую волну для улучшения изображения для более четкого обзора.

Современные оптические линзовые приборы:

Контактные линзы (14 слайд):Контактными линзами называют небольшие прозрачные линзы, которые надевают непосредственно на радужку глаза. Основное предназначение таких линз - коррекция зрения (повышения его остроты). Исключение составляют декоративные и косметические контактные линз, которые в основном используют в качестве украшения, хотя нередко и они выполняют двойную функцию – коррекции зрения и украшения глаз.

Сегодня для контактных линз применяю массу классификаций: по материалу изготовления, по частоте замены (срок, по истечению которого линзы заменяют на новые), по режиму их ношения (дневной, непрерывный и пр.), по конструкции, по степени прозрачности/окрасу (прозрачные, цветные, декоративные). Но все они подразделяются на две основные группы: мягкие линзы и жесткие.

Мягким контактным линзам отдают предпочтение до 90% всех пользователей контактных линз.

Жесткие контактные линзы, применяют для коррекции сложных случаев патологий зрения

Цветные контактные линзы призваны радикально изменять цвет радужной оболочки, а оттеночные, для усиления либо изменения оттенка имеющегося цвета. Такие линзы чаще изготавливаютс только для косметического эффекта.

На цвет восприятия видимых предметов, цветные и оттеночные линзы не влияют, так как в центре они прозрачны. Правда такие линзы не рекомендуется использовать при недостаточном освещении (в сумерках и темноте), ведь человеческий зрачок при недостатке освещения расширяется и тогда окрашенная часть линзы попадет в зону видимости, что вызовет затруднения зрения. Такие линзы нельзя надевать садясь за руль или заниматься видами деятельности требующими высокого внимания.

(2 ученик ): Сегодня существуют разные виды телескопов, каждый из которых обладает своими особенностями и возможностями. Вот некоторые из них: (15 слайд)

  1. Рефракторы — подходят для стационарных наблюдений или поездок за город на собственном авто. Такие оптические приборы позволяют изучать Луну, ближайшие небесные тела, двойные звезды.

  1. Рефлекторы — самые лёгкие телескопы. Они обеспечивают яркую картинку с минимальными аберрациями. Подходят для изучения объектов дальнего космоса, тусклых небесных тел, туманностей.

  1. Катадиоптрики — наиболее универсальные телескопы. Они подходят для наблюдения как ближайших к Земле небесных тел, так и объектов дальнего космоса. Отлично корректируют зрительные искажения, выдавая достоверную картинку.

Если уж и наблюдать за звездами, то непременно с помощью самого большого телескопа. В России такое оборудование находится на территории специальной астрофизической обсерватории академии наук в Карачаево-Черкесии.

В Нижнем Архызе, на высоте 2070 м над уровнем моря, установлен Большой азимутальный телескоп (БТА) с шестиметровым рефлекторным зеркалом . Сегодня это крупнейший российский центр наземных наблюдений за космическим пространством.

Космические телескопы значительно лучше тех, что находятся на Земле.

(16 слайд) 25 декабря 2021 года в космос был запущен новый космический телескоп Джеймс Уэбб. Этого момента астрономы всего мира ждали много лет. И это не просто телескоп, а целая орбитальная обсерватория, от которой на самом деле ожидают больших чудес. Ученые всего мира с помощью таких приборов пытаются объяснить как образовалась вселенная.

(3 ученик)

(17 слайд) Самый мощный микроскоп Титан, с рекордным разрешением 0,05 нанометра. Это увеличение равно 1/4 атома углерода. Чтобы понять, можно сравнить , например, диаметр спирали ДНК составляет целых 2 нанометра. Это означает, что ДНК можно свободно рассмотреть в такой микроскоп. Такие мощные приборы ученые всего мира используют для изучения строения атомов.

(18 слайд)В 2023 году, Россия запустила в космос первый в мире сканирующий зондовый микроскоп Научно-исследовательский комплекс «Нанозонд-1».

Космический мусор в околоземном пространстве присутствует не только в виде обломков вышедших из строя аппаратов, но и нанопыли. Эти частицы сталкиваются со спутниками, и приводят к поломкам техники. Кроме того, для освоения космического пространства необходимо разрабатывать новые материалы. А лучше всего испытать эти материалы можно только в космосе, ведь на Земле невозможно полноценно сымитировать солнечное излучение, радиацию и др.

Над «Нанозондом-1» несколько лет трудилась команда ученых и исследователей. А в 2021 году к работе присоединились участники Образовательного центра «Сириус» — школьники из разных регионов России. В процессе школьники усовершенствовали зондовые микроскопы в лаборатории завода „Протон“ и создали летную версию космического микроскопа СММ-2000С. На орбите аппарат будет сканировать поверхность материала, которая подвергается всему спектру воздействия из космоса. Снимки передадут на Землю, где ученые займутся исследованием полученных данных.

Эстафету передаем учителю.

Учитель: Сегодня в рамках вашего выступления мы услышали о создании линз и оптических приборов от их начала до современного времени. И все таки удивительно каких масштабов достигла маленькая линза: она заглянула и рассмотрела микромир и обратила свой взор в космическое пространство, чтобы увеличить маленькое и приблизить далекое. А для того, чтобы получить желаемые изображения, надо знать как проходят лучи сквозь различные линзы. Давайте с вами вспомним этот момент и выполним на индивидуальных листочках задания «Построение изображений даваемые линзой» (Слайд 19)

(выполнение заданий№3 а листочек )

дополнительное задание №3 (б) физический диктант -Знание основных понятий связанных с линзой, заполняем индивидуально

Учитель (заключение)

Подведем итог нашему уроку. Я предлагаю вашему вниманию Кубик Блума, сначала вручаю его 1 группе, ваша задача бросить кубик и какое слово вам выпадет на грани кубика придумать к этому слову несколько вопросов , какие вы могли бы задать по нашей сегодняшней теме ребятам (группы по очереди кидают кубик)

Домашняя работа : задания №3(в) дайте характеристики изображениям в различных случаях расположения предмета от линзы(раздать листы с заданием)

Благодарю за урок (слайд 20)



Тема : Оптические линзовые приборы.

Лист отчета:

Задание от 1группы:

1. Включить фонарик, расположив его так от бортика парты (экран), чтобы поместить линзу между удаленным источником, и экраном приближая линзу к экрану получить маленькое четкое световое пятно. Измерить расстояние от линзы до экрана с помощью линейки или сантиметровой ленты, это и есть примерное фокусное расстояние. Найти фокусное расстояние линзы и определить ее оптическую силу . Заполнить таблицу.

Фокусное расстояние

F, см

Фокусное расстояние

F, м

Оптическая сила

D, дптр

( D=1/F )







Задание от 3 группы:

2. Определить увеличение линзы.

Сначала определить фокусное расстояние собирающей линзы.

На оптической скамье напротив источника света расположить экран со щелью , затем линзу от экрана на расстоянии 1Fdудалять экран, пока не получится четкое увеличенное изображение щели. Измерить линейкой d и f. Выполнить расчет Г=f / d. Заполнить таблицу.













Расстояние от предмета до линзы — d, см

Расстояние от линзы до изображения — f, см

Увеличение линзы Г, см

( Г=f/d )







Задание №3 (а) Построить изображения в линзах:











































Дополнительное задание №3(б)

1. Линза - это прозрачное тело, ограниченное __________________________________________________________________

2. Линзы, толщина которых мала по сравнению с радиусами поверхностей,

называются ______________.

3. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется ___________________________________________________________________.

4. Луч, проходящий через центр линзы, не ______________________.

5. Линза с выпуклыми поверхностями является ________________________.

6. Линза с вогнутыми поверхностями является __________________________.

7. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе сами лучи или их

продолжения, называется ____________________________________________________________________.

8. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию, называется__________________________________________________________.

9. Фокусное расстояние - это расстояние от фокуса до ____________________________________________________________________.

10. Ход лучей в выпуклой и вогнутой линзах __________________________

11. Фокусное расстояние линзы зависит от степени кривизны ее____________________________.

12. У рассеивающей линзы фокусы ________________, а у собирающей – ________________________.

Дополнительное задание

1. Линза - это прозрачное тело, ограниченное __________________________________________________________________

2. Линзы, толщина которых мала по сравнению с радиусами поверхностей,

называются ______________.

3. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется ___________________________________________________________________.

4. Луч, проходящий через центр линзы, не ______________________.

5. Линза с выпуклыми поверхностями является ________________________.

6. Линза с вогнутыми поверхностями является __________________________.

7. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе сами лучи или их

продолжения, называется ____________________________________________________________________.

8. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию, называется__________________________________________________________.

9. Фокусное расстояние - это расстояние от фокуса до ____________________________________________________________________.

10. Ход лучей в выпуклой и вогнутой линзах __________________________

11. Фокусное расстояние линзы зависит от степени кривизны ее____________________________.

12. У рассеивающей линзы фокусы ________________, а у собирающей – ________________________.

Дополнительное задание (ответы)

Линза - это прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

2. Линзы, толщина которых мала по сравнению с радиусами поверхностей,

называются тонкими.

3. Прямая, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих

линзу, называется главной оптической осью линзы.

4. Луч, проходящий через центр линзы, не преломляется.

5. Линза с выпуклыми поверхностями является рассеивающей.

6. Линза с вогнутыми поверхностями является собирающей.

7. Точка, в которой пересекаются после преломления в линзе сами лучи или их

продолжения, называется главным фокусом линзы.

8. Физическая величина, обратная фокусному расстоянию, называется оптической

силой линзы.

9. Фокусное расстояние - это расстояние от фокуса до оптического центра линзы.

10. Ход лучей в выпуклой и вогнутой линзах одинаков.

11. У всякой линзы фокусы действительные.

12. Фокусное расстояние линзы зависит от степени кривизны ее поверхностей.

13. У рассеивающей линзы фокусы мнимые, а у собирающей – действительные.

14. Выпуклую линзу называют собирающей.

15. Линзы применяются в микроскопах, фотоаппаратах, очках и других приборах



Слова на гранях кубика Блума :

линзы

ученые

оптические приборы

свет

модель

опыты















Домашнее задание

Задание №3 (в)



Собирающая линза

Расстояние от предмета до линзы d

Характеристика изображения

действительное или мнимое

прямое или перевернутое

увеличенное или уменьшенное

d



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное

F



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное

d 2F



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное

Рассеивающая линза

Расстояние от предмета до линзы d

Характеристика изображения

действительное или мнимое

прямое или перевернутое

увеличенное или уменьшенное

d



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное

F



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное

d 2F



действительное



мнимое



прямое



перевернутое



увеличенное



уменьшенное










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!