МИНИСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ТРАНСПОРТА»
(КГБ ПОУ «КМТ»)
УРОК-КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
«По дороге в профессию»
Методическая разработка
Федько В.В.
мастер производственного обучения
Владивосток 2022
Федько В.В. мастер производственного обучения, КГБ ПОУ «Колледж машиностроения и транспорта» г. Владивостока, методическая разработка конкурса профессионального мастерства «По дороге в профессию».
Данная методическая разработка представляет собой сценарий проведения конкурса. Один из этапов конкурса выполнен в виде презентации Power Point. Цель данного мероприятия – активизация познавательной деятельности и умения работать в коллективе.
В разработке приведены примерные варианты заданий на конкурс.
Конкурс разработан и проводится в рамках недели профессионального мастерства. В измененной форме возможно применение на повторительно-обобщающих уроках любого предмета.
Урок-конкурс профессионального мастерства
« По дороге в профессию»
Участники: группы 2 курсов.
Место проведения: учебные мастерские, кабинет теоретического обучения, цех №18, кабинет №14
Дисциплины: ОП.01 Основы технического черчения, ОП.02 Слесарное дело, УП 01 Учебная практика.
Время проведения: внеурочное
Порядок проведения конкурса
Программа состоит из двух туров и викторины.
Первый тур- Теоретический: определение уровня теоретических знаний учащихся по профессионально- практической подготовке.
Второй тур - Практический: определение уровня умений и навыков учащихся при выполнении слесарных операций.
Викторина «Сегодня слесарь стал Эйнштейном»
Ход конкурса:
Внеурочное мероприятие: Конкурс профессионального мастерства
«Лучший слесарь».
Цели:
Сформировать устойчивый интерес к будущей профессии.
Развить понимание сущности и социальной значимости выбранной профессии.
Научить организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Научить анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Развить навыки поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Научить использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Развить навыки работы в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Задачи:
Составить технологическую карту уголка с применением знаний полученных на уроках теоретического обучения:
- Способы графического представления детали;
- Правила выполнения чертежей;
- Технику и принципы нанесения размеров.
Изготовить уголок по составленной технологической карте с применением необходимого инструмента и оборудования.
-Применить приемы слесарных операций: разметка плоскостная, рубка металла в тисках.
- Использование инструмента по слесарным операциям.
Оборудование: Разметочная плита, верстак слесарный с тисками, проектор, экран.
Инструмент: планшет со слесарным инструментом, чертежный инструмент, чертежная бумага формат А4.
Материал: готовая деталь уголка, листовой металл квадратом 100*100, раствор медного купороса.
План.
Предварительная подготовка.
Разбивка на команды по 10 человек
Назначение капитана команды
Командам дается задание:
Мастера п/о готовят задание для конкурсов и презентацию для конкурса профессионального мастерства «Лучший слесарь» в программе PowerPoint, подготавливают цеха для проведения конкурса.
Заранее назначаются члены жюри.
Ход конкурса.
Конкурс проходит в два тура.
Первый тур состоит из 3 этапов:
1 этап - Викторины «Сегодня слесарь стал Эйнштейном»
2 этап-«Крокодил»
3 этап – «Ребусы»
Задание: «Представление команды» – название команды, девиз.
На представление каждой команде отводится 5 минут. Оценивание каждого элемента происходит по 10- ти бальной шкале. После чего результат суммируется и выводится общий балл. (см. табл.1, Приложение 1)
1 тур Теоретический:
Изображение чертежа А4.
Составление технологической карты.
Время выполнения -60 мин.
Участникам команд необходимо разделиться по 5 человек.
По 5 человек из команд участвуют в 1-м туре, остальные участники проходят этап викторины «Сегодня слесарь стал Эйнштейном»
Каждой команде выдается готовая деталь уголка. Команда совместно должна по готовой детали составить 5 чертежей и технологическую карту по изготовлению детали. (см. табл.2 Приложение2)
Оценивание чертежа происходит:
расположение на поле чертеж 80% - 1 балл
правильные размеры – 1 балл
разметка по чертежу – 1 балл
подпись чертежа- 1 балл
аккуратность – 1балл
Оценивание технологической карты:
правильное выполнение последовательности операций- 2 балла
правильно подобранный инструмент -2 балла
уложиться в отведенное время - 1 балл
Количество набранных балов за конкурс – 10 баллов
После чего результат суммируется и выводится общий балл. (см.табл.3 Приложение 3)
Викторины «Сегодня слесарь стал Эйнштейном»
Время проведения –120 мин.
1 этап – Викторина.
Порядок участия игроков в выборе вопросов определяется жеребьевкой.
Участник выбирает вопрос из представленных тем и стоимость вопроса в баллах. Команды поочередно выбирают предмет и стоимость вопроса. Если команда отгадывает слово, то получает соответствующий балл, в противном случае ход переходит к другой команде, с возможностью ответить слово соперников, получив за это балл. После чего результат суммируется и выводится общий балл. (см.табл.4 Приложение 4)
2этап «Крокодил»
Первой начинает команда, у которой наибольшее число баллов за предыдущий конкурс.
Участник команды начинает игру. Участнику предлагается вытянуть слово (материаловедение, черчение, слесарное дело). Далее не называя слова, участник должен жестами натолкнуть свою команду на правильное слово в карточке. Если команда отгадывает слово, то получает 1 балл, в противном случае ход переходит к другой команде, с возможностью ответить слово соперников, получив за это балл. И так до полного отгадывания всех заданных слов.
Оценивание происходит по количеству отгаданных слов. (см.табл.5 Приложение 5)
3 часть «Ребусы».
Первой начинает команда, у которой наибольшее число баллов за предыдущие конкурсы. Команды поочередно разгадывают ребусы. Если команда отгадывает слово, то получает 1 балл, в противном случае другой команде предоставляется возможность ответить слово соперников, получив за это балл. Оценивание происходит по количеству отгаданных слов. (см.табл.6 Приложение 6)
2 тур: Практический
Выполнение студентами комплекса слесарных операций по изготовлению детали уголка.
Время выполнения -60 мин.
Во 2-м туре принимают участие студенты прошедшие этап викторины «Сегодня слесарь стал Эйнштейном».
Задание: Каждый участник получает от своих капитанов команд составленную технологическую карту и чертеж детали. На верстаке предложены слесарные инструменты, которые необходимо выбрать для проведения операций по изготовлению уголка.
Участники 1-ого тура уходят на викторину «Сегодня слесарь стал Эйнштейном».
Оценивание происходит:
внешний вид -1 балл
подбор инструмента и расположения его на верстаке- 1балл
плоскостная разметка детали по чертежу – 1балл
правильное использование инструмента– 1балл
выполнение рубки в тисках– 1балл
последовательность операций– 1балл
учет припуска на обработку детали– 1балл
окончательная обработка детали– 1балл
уложиться в отведенное время – 1балл
соблюдение техники безопасности– 1балл
Количество набранных балов за конкурс – 10 баллов. После чего результат суммируется и выводится общий балл. (см. табл.7 Приложение 7).
Приложение 1
Оценочная таблица
Команда 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Команда 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Приложение 2
Технологическая карта.
Изготовление уголка
Слесарная операции | Инструмент | Оборудование | Порядок изготовления |
1. | Четыре инструмента | | Три пункта |
2. | Три инструмента | | Три пункта |
Сдача готового изделия |
Слесарные операции: Рубка металла, Разметка плоскостная.
Инструмент и оборудование:
Чертилка, слесарное зубило, слесарная линейка, слесарный молоток, кернер, раствор медного купороса, напильник, тиски слесарные, чертеж.
Порядок изготовления:
Закрепить заготовку в тисках, визуальный осмотр заготовки, обработать ребра уголка(убрать заусенцы), разметка детали(базовая линия, построение уголка, проверить согласно чертежу), произвести рубку в тисках, правка металла.
Приложение 3
Оценочная таблица
1 тур -Теоретический
расположение на поле чертеж 80% | | |
правильные размеры разметка по чертежу | | |
подпись чертежа | | |
аккуратность | | |
правильное выполнение | : | |
последовательности операций | | |
правильно подобранный инструмент | | |
уложиться в отведенное время | | |
Приложение 4
Оценочная таблица
Команда 1 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Команда 2 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
Приложение 5
Оценочная таблица
Приложение 6
Оценочная таблица
Приложение 7
2 тур –Практический |
| Команда 1 | Команда 2 |
внешний вид | | |
подбор инструмента и расположения его на верстаке | | |
плоскостная разметка детали по чертежу | | |
правильное использование инструмента | | |
выполнение рубки в тисках | | |
последовательность операций | | |
учет припуска на обработку детали | | |
окончательная обработка детали | | |
уложиться в отведенное время | | |
соблюдение техники безопасности | | |