5 в класс____________
Тема: Неопределенная форма глагола
ЦЕЛЬ:
1.Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать безударные суффиксы глагола в неопределенной форме.
2.Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.
3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.
Тип урока:УНМ.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Языковая разминка.
Столбиком записать под диктовку глаголы и поставить к ним вопросы.
Исполнить, ненавидеть, обеднить, обеднеть, обуть, дать, испечь, принять, вынимать, держать, красить, брить.
Сделать вывод о том, какие глаголы записали. Различаются ли они вопросами?
3. Работа по теме урока.
Чтение теоретического материала о глаголах в неопределенной форме, знакомство с орфограммой № 22 — стр. 235.
Чтение стихотворения Д. Самойлова (текст распечатан).
О чем это стихотворение? Почему оно так называется? О каком времени года идет в нем речь? Объяснить смысл первого предложения.
Перед снегом
И начинает уставать вода.
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню поднима(-тся, -ться?), падать с неба.
Вода устала петь, устала теч..,
Сиять, струи (-тся, -ться?) и перелива (-тся, -ться?).
Ей хоче (-тся, -ться) утратить реч.., залеч..,
И там, где залегла, там остава(-тся; -ться?).
Выписать из текста глаголы в неопределенной форме, объяснить их написание.
Упр. 626. Запомнить слова на полях — стр. 235.
4. Тренировочные упражнения.
Выписать глаголы в неопределенной форме и объяснить их написание:
1 в а р и а н т: ничего не боят..ся; нечего боят..ся; необходимо подстрич..ся; успешно занимат..ся; нужно умыт..ся.
2 в а р и а н т: умеет веселит..ся, любит трудит..ся, рано поднимат..ся, просыпает..ся, вода льет..ся, хорошо смотрит..ся, расположит..ся на ночлег.
Что общего в значении данных глаголов, чем они различаются? (глаголы через кодоскоп проецируются на экран или распечатываются). В какой форме стоят эти глаголы? Свое мнение обосновать.
Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, сменить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лелеть, плыть, нестись.
Устно составить с некоторыми глаголами предложения.
Распределить данные глаголы и словосочетания на три группы:
а) глаголы со значением речи;
б) глаголы со значением чувств, ощущений говорящего;
в) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движение говорящего:
Говорить, вспомнить, улыбаться, рассказать, убедиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, упрекнуть, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться, дать (совет), задать (вопрос), застонать, приуныть.
Объяснить нависание выделенных слов. Графически обозначить морфему, в которой имеется орфограмма.
Упр. 627.
5. Домашнее задание. § 109, упр. 628. -