СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА   ПОЗВОЛЯЕТ познакомиться с поэзией периода Великой Отечественной войны, показать значение поэзии в служении Отечеству, подчеркнуть значимость героического прошлого народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Брусовская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области










Тема урока:

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.











Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гладких Надежда Николаевна









с. Брусовое

2020

Тема урока: Р. р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


Тип урока: комбинированный

Технологическое сопровождение урока:

  • информационные технологии, ИКТ;

  • технология проблемного диалога;

  • технология продуктивного чтения;

  • технология оценивания учебных успехов;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология воспитания духовной культуры;

  • технология педагогического сотрудничества.

Методы обучения:

  • метод творческого чтения;

  • иллюстративный метод;

  • эвристический метод;

  • поисковый метод;

  • метод анализа и синтеза.

Цели урока:

  • Ввести учащихся в мир песен о Великой Отечественной войне, формировать навык вчитывания в подтекст произведения, помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность этого периода, настроить на серьёзную подготовку к встрече с творчеством писателей-фронтовиков.

  • Развивать навык аналитического творческого чтения литературы о Великой Отечественной войне, понимать идею произведения, характеры героев, отличие их мировоззрения от героев современной литературы, умение анализировать прочитанное.

  • Воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам; осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование урока:

  • Аудиозапись песен о Великой Отечественной войне.

  • Компьютерная презентация к уроку (прилагается).

  • Столик, на котором зажжённая свеча, книги о войне.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

I. Организационный момент

Слайд1

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок-концерт. Сегодня мы поговорим о войне, вспомним о страшных годах и событиях, почтим память о тех, кто не вернулся с поля боя…



II.Психологическая подготовка к восприятию произведений о Великой Отечественной войне

Слайды 2-7








Звучит запись песнииз кинофильма «Офицеры» «От героев былых времён»

(На этом фоне – слова учителя)

- 75 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, ВОВ не была последней войной. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт на войне, прежде всего, музыка и поэзия. Несмотря на то, что на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить.


Познавательные УУД

1.Характеризовать тематику и жанровые особенности произведений древнерусской литературы.

2.Определять идею изученных произведений о Великой Отечественной войне


III.Введение в тему и формулирование целей урока.









(Слайд 8)





















Слайд 9

1.Вступительное слово учителя.

Оказывается, поэзия была самым оперативным (т.е. быстродействующим), самым популярным (т.е. доступным и понятным) жанром военных лет.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались

на митинг. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Ужена третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.Александров, автор музыки к песне «Священная война» вспоминал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…»

Звучит запись песни 1.“Священная война”.

Ребята, какое ощущение вызывает у вас эта музыка, слова этой песни?

(Да, песня выражает всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.)


2. Работа с эпиграфом.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В.Лебедев-Кумач

-Чему посвящён эпиграф?

- Над какой проблемой мы будем работать сегодня на уроке? (Каково значение литературы Военных лет на молодое поколение? Нужно ли нам помнить и хранить в памяти трагические события 1940-45 годов?)

- Когда вы слышите сочетание слов «Великая Отечественная война», какие мысли у вас возникают?

Запись темы урока и эпиграфа.

3.Определять структурные и образно-выразительные признаки произведений литературы о Великой Отечественной войне

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выступать перед коллективом сверстников Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

IV. Систематизация и углубление изученного. Работа с текстами песен.

Слайды

10-13











Слайды

14-16


Слайды

17-21












Слайды

22-27







Слайды

28-31




Слайды 32-35
















Слайды

36-37






Слайды

38-42

Слайды

43-44








Слайды

45

I. Работа с текстами песен.

- Соприкоснёмся с художественным миром песен.

Поэзия всегда отражала необыкновенную душу нашего человека. Военная поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Позже другие песни, с другой мелодией, иной интонацией становятся популярными в стране. Самое удивительное, что это стали песни о любви, песни в форме письма, послания, обращения солдата.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.

Давайте послушаем его стихотворение-обращение «Жди меня».

Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении ученика 8 класса Ушакова Даниила.

-К кому обращается солдат?

-С какой просьбой он обращается?

-Почему он просит ждать?

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Слово учителя о поэте.

Звучит песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении ученика 8 класса Вахнина Дениса.

О ком эта песня? (Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село).

-О какой трагедии идёт речь в песне? (прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…).

-Какие чувства испытывает солдат? (Огромное потрясение, боль от потери самых дорогих людей).

«История создания песни «Катюша». – сообщение ученицы 8 класса Зеваковой Анжелики

Звучит запись песни «Катюша».

-Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)

В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи.

Слово учителя: История создания песни «Соловьи»

Звучит запись песни «Соловьи».

Анализ содержания песни.

Слово учителя: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне.

Звучит запись песни «Песенка о пехоте»

-Как вы понимаете строки:

Не верьте пехоте,

Когда она бравые песни поёт?

- Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны (1970) Булат Окуджава написал песню, которая звучит в кинофильме «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах.

Звучит запись песни «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы.

- Объясните слова: «нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», «нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он».

Осенью 1945 года Л.Ошанин (слайд, портрет писателя, даты) напишет песню, которая станет символом ВОВ. Звучит запись песни «Дороги».

-Как вы думаете, к какому жанру относится песня: песня –призыв, песня-раздумье, песня –марш, песня –воспоминание, песня-плач, песня – трагедия.
– Почему песню называют исповедальной? (Ответы детей).

А теперь послушайте историю создания песни Л.Ошанина «Дороги».(Сообщение ученицы 8 класса КостинойСветланы)
- О чём она? ( О дорогах.) Дорога стала символом… чего? Запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом дорога, (можно подобрать к слову дорога). Дорога – жизненный путь, дорога жизни, уход из дома, возвращение в родные края. Очень хорошо. Значит, мы с вами поняли идейный замысел автора этой песни, и произошло это потому, что старались подробно, всесторенне работать с текстом.

Личностные результаты

1.Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии стихотворений о войне


Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

VI.Решение кроссворда.

Кроссворд «Песни, победившие войну» прилагается

(Слайды 46-47)


VII.

Домашнее задание по выбору.

Слайд 48







Творческое задание на дом: Предлагается прослушать отрывок из стихотворения ипродолжить стихотворение, написав сочинение-эссе на основе всего, что слышали, что чувствовали, что пережили в ходе урока. 

О чём бы думал я?

Сражённый вражеской гранатой,

О чём бы думал я в тот миг,

Когда, лежа, в ромашках смятых.

Последний раз смотрел на них?

Или: Написать письмо ветерану со словами благодарности, красочно оформить














VШ. Итог урока. Рефлексия

Слайды

49-50








Слайд 51






Слайд 52



Возвращение к эпиграфу урока.

- Отвечал ли эпиграф идее нашего урока?

Да, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тыл

-Какое впечатление осталось у вас от урока?

Слово учителя: Каждая песня, каждое стихотворение-это частица чьей-то жизни, события чьей-то судьбы. В них мы слышим гордость за свой народ, боль от потери близких, видим отражение чувств к любимым и родным людям, желание защитить Родину.


- Сейчас я затушу нашу свечу Памяти, но хочу, чтобы она продолжала гореть в ваших сердцах.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем! (Твардовский)


Спасибо за урок!





Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!