I. Работа с текстами песен. - Соприкоснёмся с художественным миром песен. Поэзия всегда отражала необыкновенную душу нашего человека. Военная поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Позже другие песни, с другой мелодией, иной интонацией становятся популярными в стране. Самое удивительное, что это стали песни о любви, песни в форме письма, послания, обращения солдата. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. Давайте послушаем его стихотворение-обращение «Жди меня». Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении ученика 8 класса Ушакова Даниила. -К кому обращается солдат? -С какой просьбой он обращается? -Почему он просит ждать? Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Слово учителя о поэте. Звучит песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении ученика 8 класса Вахнина Дениса. О ком эта песня? (Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село). -О какой трагедии идёт речь в песне? (прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…). -Какие чувства испытывает солдат? (Огромное потрясение, боль от потери самых дорогих людей). «История создания песни «Катюша». – сообщение ученицы 8 класса Зеваковой Анжелики Звучит запись песни «Катюша». -Каким настроением проникнута песня? (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство) В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьи» одной из лучших песен военной эпохи. Слово учителя: История создания песни «Соловьи» Звучит запись песни «Соловьи». Анализ содержания песни. Слово учителя: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне. Звучит запись песни «Песенка о пехоте» -Как вы понимаете строки: Не верьте пехоте, Когда она бравые песни поёт? - Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны (1970) Булат Окуджава написал песню, которая звучит в кинофильме «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах. Звучит запись песни «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы. - Объясните слова: «нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», «нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он». Осенью 1945 года Л.Ошанин (слайд, портрет писателя, даты) напишет песню, которая станет символом ВОВ. Звучит запись песни «Дороги». -Как вы думаете, к какому жанру относится песня: песня –призыв, песня-раздумье, песня –марш, песня –воспоминание, песня-плач, песня – трагедия. – Почему песню называют исповедальной? (Ответы детей). А теперь послушайте историю создания песни Л.Ошанина «Дороги».(Сообщение ученицы 8 класса КостинойСветланы) - О чём она? ( О дорогах.) Дорога стала символом… чего? Запишите слова, которые ассоциируются у вас со словом дорога, (можно подобрать к слову дорога). Дорога – жизненный путь, дорога жизни, уход из дома, возвращение в родные края. Очень хорошо. Значит, мы с вами поняли идейный замысел автора этой песни, и произошло это потому, что старались подробно, всесторенне работать с текстом. |