СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок краткие и полные прилагательные + День космонавтики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок краткие и полные прилагательные + День космонавтики»

Тема: Краткие и полные прилагательные.

Класс: 5

Учитель: Харитонова Ирина Александровна


Цель: дать представление о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.

Задачи урока:

- обучающие:

научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении;

- развивающие:

формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать навыки устной диалогической и монологической речи, умения работать с таблицей, текстом.

- воспитывающие:

воспитывать культуру речи, интерес к предмету через правильное употребление полных и кратких прилагательных, интерес к истории своей страны.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Планируемые результаты:

  1. Предметные: знать о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных, их синтаксической роли;

  2. уметь различать краткую форму имен прилагательных, находить в тексте краткие формы имен прилагательных и определять их синтаксическую роль.

  3. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать ее достижение, способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

  4. Личностные: уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию и познанию истории своей страны.

Методы и формы обучения: эвристический метод, наблюдения над языком, индивидуальная, фронтальная; здоровьесберегающие технологии, исследовательский метод, игровые технологии.


Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие; Русский язык. 5 класс. (М.: Просвещение, 2023 год).

Оборудование: рабочие листы, учебник, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеч.

1.Оргмомент.

Приветствие, организация внимания



2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Добрый день, ребята!

Кто из вас знает, какой праздник будет отмечать наша страна на этой неделе? (День космонавтики)

С чем связан этот праздник? (с первым полётом человека в космос)

Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Отлично, сегодня мы совершим с вами небольшое «космическое путешествие», заодно познакомимся с новой темой – полные и краткие прилагательные.


Ответы на вопросы учителя


3. Актуализация знаний (разминка)


Для начала давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Предлагаю вам выбрать ракету (прикреплены магнитами к доске) и ответить на вопрос, записанный на ней.

1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2. Что обозначает имя прилагательное как часть речи?

3. Что такое имя прилагательное? Дайте определение.

4. Как изменяются имена прилагательные?

5. Со словами какой части речи согласуются имена прилагательные?

6. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

Что ж, вы отлично справились с заданием и, кажется, готовы узнать что-то новое о космосе.

Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы

«Прилагательные полные и краткие» (Узнать, как образуются, как изменяются, какую роль играют в предложении)






Учащиеся по одному по очереди выходят к доске, выбирают ракеты и отвечают на вопросы, записанные на обороте.


4. Формирование новых знаний


Возьмите рабочие листы, лежащие на ваших партах. Перед вами текст о первом полёте человека в космос. Прочитайте его и подчеркните карандашом все имена прилагательные. Еще раз вспомним, на какие вопросы отвечают прилагательные?

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Полёт на корабле «Восток-1» продолжался 108 минут. Космическая ракета «Восток» стартовала с космодрома Байконур.

Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал знаменитое слово: «Поехали!». Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о своих наблюдениях. Он в иллюминатор смотрел на Землю с её белыми облаками, высокими горами, широкими океанами и извилистыми реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды.

Когда Юрий Алексеевич вернулся на Землю, он написал: «Я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.

Полёт Ю. А. Гагарина открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение и чего мы сможем достичь на этом пути, покажет время.



Выпишите в столбик все имена прилагательные, определите их число, род (если это возможно) и падеж:

Космическая – ед. ч., ж.р. И.п.

Знаменитое – ед. ч., ср. р., В.п.

Белыми – мн.ч., Т.п.

Высокими – мн.ч., Т.п.

Широкими – мн.ч., Т.п.

Извилистыми – мн.ч., Т.п.

Далёкие – мн.ч., В.п.

Прекрасна – ед.ч., ж.р.

Простым – ед.ч., м.р., Т.п.

Новую – ед.ч., ж.р., В.п.

Космических – мн.ч., Р.п.



Какое из выписанных вами прилагательных не похоже на другие? (прекрасна) На какой вопрос оно отвечает? (какова) Какой морфологический признак вы не смогли определить у этого прилагательного? (падеж)

Обратимся к рабочим листам, заполним таблицу.

Давайте обратимся к учебнику (стр. ) и сравним наши выводы с теоретическим материалом.

Как образуются краткие прилагательные?



Немного отдохнем и разомнемся: https://youtu.be/JC2OxoQLsHs?si=Me1Oh0AYtuxQMTDs

Физминутка на ускорение «Я ракета».



Давайте снова вернемся к тем прилагательным, которые мы нашли в тексте о Ю. А. Гагарине и попробуем устно образовать от них краткие формы, поставив прежде в начальную форму:

Космический – не образуется

Знаменитый – знаменит

Белый – бел

Высокий – высок

Широкий – широк

Извилистый – извилист

Далёкий – далёк

Простой – прост

Новый – нов

Какой вывод можно сделать? (Не у всех прилагательных есть краткая форма)



Снова обратимся к рабочим листам и выполним задание «Превращалки». Спишите прилагательные, которые могут характеризовать слово «небо», образуйте от полных прилагательных краткие.

Глубокое, чистое, высокое, светлое, низкое, бескрайнее.

Обратите внимание на ударение в данных словах. Сверьтесь со словарём на сайте Грамота.ру!



Составьте одно предложение с полным прилагательным и одно – с кратким.

Например: Я поднял глаза и увидел над собой высокое небо.

Небо сегодня чисто.

Выполните синтаксический разбор предложений. Дополните таблицу на рабочем листе.




Ответ на вопрос учителя


Чтение текста, нахождение в тексте имен прилагательных














Работа в тетради













Ответы на вопросы учителя



Работа с учебником







Устная работа с места











Ответ на вопрос учителя



Работа в тетради




Работа с сайтом Грамота.ру




Работа в тетради





4.Подведение итогов урока, рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому давайте с вами подведём его итоги.

Какие прилагательные называются краткими?

Какие прилагательные называются полными?

Какие морфологические признаки есть у кратких прилагательных?

Какую синтаксическую функцию выполняют краткие прилагательные?

У всех ли прилагательных есть краткая форма?


Чтобы мне было понятно, насколько вы поняли тему урока, нарисуйте на полях тетради символ, который подходит вам:

! – всё понятно

- – ничего не понятно

? – остались вопросы.

Ответы на вопросы учителя







Запись рефлексии в тетради.


5.Домашнее задание

Параграф

Задание «Редактор». Прочитайте предложения. Удачно ли они сформулированы? Какие изменения нужно внести? Запишите отредактированные предложения. Подчеркните грамматические основы.

1. Мой брат похожий на Юрий Гагарина.

2. Я согласный с решением назвать наш отряд «Космонавты».

3. Космический корабль без космонавтов был неуютным и пуст.


Записывают домашнее задание



При резерве времени: https://learningapps.org/watch?v=p7weso8pa24




КРАТКИЕ И ПОЛНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ


12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам. Полёт на корабле «Восток-1» продолжался 108 минут. Космическая ракета «Восток» стартовала с космодрома Байконур. Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал знаменитое слово: «Поехали!».

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о своих наблюдениях. Он в иллюминатор смотрел на Землю с её белыми облаками, высокими горами, широкими океанами и извилистыми реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды.

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом.

Когда Юрий Алексеевич вернулся на Землю, он написал: «Я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Полёт Ю. А. Гагарина открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение и чего мы сможем достичь на этом пути, покажет время.


Заполните пропуски в таблице

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

? ?

? ? ?

? ?

? ?

Изменяются по:



Изменяются по:

Синтаксическая функция в предложении:



Синтаксическая функция в предложении:



«Превращалки». Спишите прилагательные, которые могут характеризовать слово «небо», образуйте от полных прилагательных краткие.

Глубокое, чистое, высокое, светлое, низкое, бескрайнее.

Обратите внимание на ударение в данных словах. Сверьтесь со словарём на сайте Грамота.ру!


«Редактор». Прочитайте предложения. Удачно ли они сформулированы? Какие изменения нужно внести? Запишите отредактированные предложения. Подчеркните грамматические основы.

1. Мой брат похожий на Юрий Гагарина.

2. Я согласный с решением назвать наш отряд «Космонавты».

3. Космический корабль без космонавтов был неуютным и пуст.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!