СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок кубановедения " Преобразования на Кубани"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по кубановедению в 9 классе  поможет развитию  умения работать с учебным материалом и документами.Сформирует навыки формирования и отстаивания своей точки зрения, поможет развитию критическог мышления.В ходе урока обучающиеся узнают много новых сведений по проблеме отмены крепостного права и научатся делиться своими выводами.

Просмотр содержимого документа
«Урок кубановедения " Преобразования на Кубани"»

Урок в 9 классе по теме: Преобразования на Кубани.

Учитель Кищак Л.В

 Цели урока:

 Личностные: воспитание уважения к истории своей страны, развитие сотрудничества работы в группах, воспитание интереса к истории своей родины, формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных событий.

Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, внимания, развитие умений искать, анализировать и оценивать информацию. Развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное, ставить и решать проблемы.

Предметные: развитие умений работы с учебником, анализировать документы.

 Тип урока: повторительно-обобщающий.

 Планируемые достижения:

Образовательные:

Усвоение понятий: крепостничество, частная собственность.

Формирование навыков планирования своих ответов

Формирование навыков выделять главное.

Развивающие:

Умение практически мыслить

Умение формулировать и доказывать свою точку зрения

Умения обобщать и анализировать

Умения применять свои знания

Развитие умений работы в группе.

Воспитательные:

Уважение к историческому прошлому своей страны

Уважение к чужому мнению

Создание благоприятной атмосферы на уроке

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

 Формы организации деятельности учащихся: коллективный, индивидуальный.

 Средства обучения: карта, раздаточный материал, портрет Александра II

 Ход урока:

I. Организационный момент .Настрой на урок. Добрый день, ребята!

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Верно, нужна вторая ладошка.  Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она – это вы ребята) учитель одинок. Отсюда можно вывести правило: - только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности. Давайте хлопнем в ладоши для того, чтобы наша работа на уроке была успешной, а вы были активными и внимательными.

Прочитайте четверостишие.

1. « Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!» А.Н.Некрасов

2.Целеполагание Вопрос к учащимся: что называет «цепью» великий русский поэт?(крепостное право).А что по-вашему крепостное право? Каковы же цели нашего урока? Ответы детей.

  • 3.Введение в тему. Постановка проблемного вопроса. Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие страны? Почему?

Кластер. Работа с доской: учитель пишет на доске словосочетание «крепостное право», ученики называют понятия, термины, имена, связанные с ним.

 

Барщина, оброк, личная зависимость, чересполосица. Сообщение о крепостном праве.

1 ученик-стр 49- о дворовой девушке.

2ученик-

Положение крепостного крестьянина.

 

Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог, жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью, он имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, ссылать в Сибирь. Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.

немедленно принятыми губернатором. Зачинщики буйства преданы суду, и из них наиболее виновные заключены под стражу.



3 ученик- стр 49- Из истории адыгов.



Отчет о действиях Третьего отделения за 1855 г.

…волнения в Киевской губернии возбудили неповиновение помещичьих крестьян и в других уездах Воронежской губернии. В Бобровском и Павловском уездах это волнение доходило до того, что в имении Звягимцывых , по прибытии туда губернатора и воинской команды, толпа возмутителей бросилась на солдат, а понятые казенные крестьяне не оказали последним никакого содействия. В Острогожском же уезде крестьяне помещика Вульферта, требуя смены управителя и уменьшения работ, вооружились кольями, оскорбили окружного начальника и прогнали понятых. Беспорядки эти прекращены строгими мерами,

Обобщение учителя . Россия середины 19 века отставала в своём развитии от других европейских стран. В России существовало крепостное право, и оно превратило большинство крестьян в рабов. Их покупали, били, наказывали. Они работали почти бесплатно на помещиков и владельцев заводов.

  • Кому принадлежали результаты труда крепостных?

  • Были ли они заинтересованы в том, чтобы хорошо работать, если результаты труда присваивали их хозяева?

  • Как вы думаете какая ситуация назрела в России?

Что надо было предпринять?

(Нужно было отменить крепостное право)



Царь Александр2.

Учитель: 1860-1870 годы ознаменовались крупнейшими преобразованиямив социально-экономической и политической жизни России. Большая роль принадлежала в этом вопросе Александру 2.В 1861 году крепостное право было отменено. Реформы затронули и Кубанскую область.

3 Актуализация опорных знаний. Работа с документами. Почтите материал текста и расскажите об особенностях крепостного права в казачьей среде. Учитель назначает двоих учеников - аналитиком и предлагает ему внимательно заслушивать ответы учеников и сделать важные выводы).

О крепостничестве в горных районах.-отвечают двое.

4.. Получение новых знаний и умений

Ученики высказываются по заданию, аналитик делает вывод о том, что все вышеперечисленное – причины отмены крепостного права.

Учитель: какая из причин, по-вашему, все-таки больше других повлияла на решение – отменить крепостное право?

 А. убежденностью Александра II в том, что наличие гражданских прав у крестьян является главным условием развития самодержавного государства.

Б. Недовольством европейских держав, которых возмущало наличие в России рабства.

В. Многочисленными массовыми крестьянскими выступлениями против крепостного права.

Г. Настоятельной потребностью преодолеть военно-техническую отсталость России, наглядно проявившуюся в ходе Крымской войны.

Учитель: мы снова возвращаемся к словам Некрасова « порвалась цепь великая». Что можно добавить теперь по этому поводу? Ответы учащихся)

19 Февраля 1861 года Александр II подписал Манифест, отменяющий крепостную зависимость крестьян.

Ролевая игра

Хоть крестьяне и стали лично свободными, но остались недовольны своим положением. А почему, вы поймёте, посмотрев ролевую игру.

Иван: Барин, что ж ты меня так обделил, подарив такой маленький кусок земли? Я же с него даже семью прокормить не могу…

Голодаем!

Помещик: Зато ты, Иван, землю даром получил, хоть и мало её. Надо было выкупать, как Кузьма. Тогда бы и надел земли был значительно больше.

Иван: Да, хорошо Кузьме!

Кузьма: Позавидовал хромой горбатому! Ты, Иван, бесплатно землю получил, а я за неё полвека долги в казну платить должен. Обманули нас.

Иван: Недовольны мы, барин. (Садятся на место)

Помещик: Они недовольны, да и мне радоваться нечему. Земли стало меньше, бесплатных работников больше нет. А что будет, когда крестьяне полностью за землю рассчитаются?

И всё царь виноват!

Объясните, почему крестьяне после освобождения от крепостной зависимости остались недовольны своим положением

Вывод: Крестьянская реформа вызвала недовольство и помещиков, и крестьян. Помещики потеряли возможность использовать труд крестьян. Их доходы сильно сократились, многие вынуждены были продать свои имения, другие разорились. Крестьяне надеялись получить землю даром, но им нужно платить за землю долгие годы. Крестьяне считали это несправедливым. Во многих губерниях начались бунты.


Работа с материалом стр 49-50. Создание класса земельных собственников. Заполнение схемы.

Первая категория

Вторая категория

Третья категория

Влиятельные, наделили землей на полном помещичьем праве и в вечное потомственное владение. 28 известных горских владельцев получили 56 тысяч десятин. Султан Алтын- Гирей, полковник Адиль- Гирей

Менее знатные , выделялось 100-200 десятин земли на каждую фамилию

«Людям простого происхождения» в общинное пользованиев размере от 9 до 14 десятин на душу мужского пола в зависимости от места и почвы

Учитель : Для экономического и политического закрепления на кубанских территориях правительство ставило задачу «создавать местный служилый, обладающий земельной собственностью класс, который соответствовал бы дворянству центральных губерний.» И в 1870 году правительство приняло решение наделять офицеров и чиновников Кубанского казачьего войска земельными участками в потомственную собственность.

Работа с текстом учебника стр50- Появление крупных помещиков. Каким же образом на Кубани появились крупные землевладельцы? Ответы учащихся.

Систематизация материала.

-Почему горские крестьяне получили позже свободу?

-Почему помещичье землевладение было незначительным на Кубани?

Правомерно ли называть эту реформу Великой? Александра II «царем-освободителем»?

Думаю, что – Да. Несмотря на противоречивость, непоследовательность реформы, она значительно продвинула Россию вперед, а Александр II совершил своеобразный подвиг, ведь попытки отменить крепостное право делали и его предшественники. 

Рефлексия.

Я узнал ….

Я могу…

Мне было сложно…

Лучше всего у меня получилось…

Домашнее задание: параграф 10, повторить, найти объяснение незнакомым терминам.





































Положение крепостного крестьянина.

 

Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у него все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог, жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью, он имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно, ссылать в Сибирь. Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.

немедленно принятыми губернатором. Зачинщики буйства преданы суду, и из них наиболее виновные заключены под стражу.







Отчет о действиях Третьего отделения за 1855 г.

…волнения в Киевской губернии возбудили неповиновение помещичьих крестьян и в других уездах Воронежской губернии. В Бобровском и Павловском уездах это волнение доходило до того, что в имении Звягимцывых , по прибытии туда губернатора и воинской команды, толпа возмутителей бросилась на солдат, а понятые казенные крестьяне не оказали последним никакого содействия. В Острогожском же уезде крестьяне помещика Вульферта, требуя смены управителя и уменьшения работ, вооружились кольями, оскорбили окружного начальника и прогнали понятых. Беспорядки эти прекращены строгими мерами

 

 

 

































Ролевая игра

Хоть крестьяне и стали лично свободными, но остались недовольны своим положением. А почему, вы поймёте, посмотрев ролевую игру.

Иван: Барин, что ж ты меня так обделил, подарив такой маленький кусок земли? Я же с него даже семью прокормить не могу…

Голодаем!

Помещик: Зато ты, Иван, землю даром получил, хоть и мало её. Надо было выкупать, как Кузьма. Тогда бы и надел земли был значительно больше.

Иван: Да, хорошо Кузьме!

Кузьма: Позавидовал хромой горбатому! Ты, Иван, бесплатно землю получил, а я за неё полвека долги в казну платить должен. Обманули нас.

Иван: Недовольны мы, барин. (Садятся на место)

Помещик: Они недовольны, да и мне радоваться нечему. Земли стало меньше, бесплатных работников больше нет. А что будет, когда крестьяне полностью за землю рассчитаются?

И всё царь виноват


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!