СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок курса Человек и мир - Охрана природы Беларуси. Беловежская пуща.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспек урока по курсу "Человек и мир" в 3 классе по теме "Охрана природы Беларуси. Беловежская пуща". Урок разработан и проведен для участия в конкурсе "Учитель года".

Просмотр содержимого документа
«Урок курса Человек и мир - Охрана природы Беларуси. Беловежская пуща.»

План - конспект урока

учителя начальных классов

государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Витебска» Дрозд Валентины Феликсовны

Класс: 3, традиционная школа

Предмет: человек и мир

Тип урока: урок обобщения и систематизации, получения новых знаний

Тема урока: Охрана природы Беларуси. Национальный парк «Беловежская пуща»

Цель: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края.

Педагогические задачи урока:

1)обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по актуализации и систематизации знаний о заповедниках, заказниках и национальных парках Республики Беларусь;

  • создать условия для развития исследовательской деятельности по проблеме бережного отношения к животному и растительному миру Беларуси;

2)развивающие:

  • содействовать формированию и развитию познавательного интереса;

  • организовать деятельность по развитию коммуникативных навыков работы в парах;

3)воспитывающие:

  • содействовать формированию экологической культуры;

4) здоровьесберегающие:

  • создать условия, способствующие сохранению и укреплению физического, психологического и эмоционального здоровья учащихся;

Оборудование:

  • учебник В.М.Вдовиченко, Т.А.Ковальчук. «Человек и мир» 3 класс.- Минск, «Адукацыя и выхаванне», 2012 - 140с.

  • мультимедийная презентация;

  • карточки-задания для работы в парах;

  • карточки-задания для индивидуальной работы;

  • карточки для выполнения итогового теста;

  • раздаточный материал для составления страниц журнала;

  • карточки-рисунки;

  • видеоролик «Беловежская пуща»;

  • мультимедийный проектор.







Ход урока


слайд 1

1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие учителя, улыбки детей друг другу, приветствие гостей.


Упражнение по психогимнастике.


-Опустите руки вниз ладонями горизонтально полу и скажите «Я приветствую тебя, Земля» (ребята повторяют).

-Вытяните руки перед собой ладонями вниз: «Я приветствую тебя, Вода».

Сегодня мы наблюдаем в природе воду в виде снега, льда.

-Согните руки в локтях и поднимите ладони к плечам, посмотрите вверх: «Я приветствую тебя, Воздух».

Температура воздуха сегодня…

-Вытяните руки перед собой ладонями вверх: «Я приветствую тебя, Солнце».

Сегодня погода солнечная (пасмурная, переменная облачность).

Сегодня 22 января, среда.

Прогноз погоды я узнала из интернета по адресу www.pogoda.ru

- Пусть за окошком морозная погода, но в нашем классе независимо от погодных условий будет царить атмосфера доброжелательности и творчества.


2.Этап целеполагания

Слайд 2

1.Вступительное слово учителя.

-Наш общий дом – планета Земля (показываю на доске изображение планеты).

Мне она представляется «Зелёной каретой», которая мчится сквозь время и пространство.

Мы, земляне, населяющие эту чудесную планету – карету её пассажиры .

-А какой вы видите Землю? Для вас земля – это…



-Сегодня мы с вами находимся на заседании редакционного совета газеты «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕК». Вести заседание буду я – главный редактор Валентина Феликсовна. Я желаю вам успехов в работе.

Слайд 3.

2. -В адрес редакции нашей газеты пришло необычное письмо. Оно зашифровано. Давайте вместе расшифруем его.

Возьмите красные карточки, приступаем к работе.


Игровая ситуация «Письмо - верно ли, что..»

Работа по красным карточкам.

«Верно ли, что..»

1. Самые многочисленные животные – обитатели поля – насекомые.

Да – напишите букву с, нет – у

2. В поле обитают крупные звери.

Да – д, нет – п.

3. Помощники человека в поле – кроты, насекомые.

Да –р, нет –а.

4. Защитники растений поля – жаворонки, куропатки, жужелицы.

Да –с, нет – и.

5. Вредители растений поля – колорадские жуки.

Да – к, нет –и.

6. Сова – помощник человека.

Да – т, нет – л.

7. Если уменьшится количество сов, увеличится количество мышей.

Да – е, нет – о.

- Какое слово у вас получилось?

СПАСИТЕ.

- Как вы думаете, почему мы получили письмо с таким словом?

Почему это слово написано на красной карточке?

- Определите тему сегодняшнего выпуска газеты.

Слайд 4.

- Сегодня мы с вами будем говорить на тему: «Охрана природы в Беларуси. Национальный парк Беловежская пуща».

- Наклейте красную карточку на 1 полосу газеты.


3. - Как вы думаете, что мы должны будем знать, когда выпустим нашу газету?

-Правильно, в процессе выпуска газеты, мы, как члены редакционного совета, найдём ответы на вопросы:

1) Что такое заповедник, заказник, национальный парк? В чем их особенности?

2) Где в Республике Беларусь находятся охраняемые зоны?

3) Что нужно сделать человеку, чтобы сохранить природу для потомков?

Как главный редактор предлагаю поместить эти вопросы на первую полосу нашей газеты. Все согласны.

-Что мы должны знать для того, чтобы ответить на эти вопросы?


3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся


Установка учителя на работу.

- Для этого я прошу Вас взять конверт, достать из него карточки с изображением растений и животных. Выберите только те карточки, которые относятся к одному природному сообществу. Вклейте их в страничку нашей газеты. Работать будете в парах.


- Индивидуальные задания по проверке домашнего задания:

1.

Укажите стрелкой животных и растения, проживающих в этих природных сообществах.

сосна

рожь

жаворонок

ЛЕС глухарь

ель

свёкла

малина

гречиха ПОЛЕ

черника

лось

куропатка

короед

овёс

колорадский жук




- Что называется природным сообществом?



2.

Укажите стрелкой животных и растения, проживающих в этих природных сообществах.


росянка

кукуруза

заяц-русак

мышь

лягушка

БОЛОТО сфагнум

рогоз

куропатка ПОЛЕ

журавль

комар

колорадский жук

картофель

лён




- К каким видам природного сообщества мы отнесем поле, болото?


3.

Узнай и запиши, к какому природному сообществу относятся данные высказывания:

- фабрика кислорода, очищает воздух от вредных бактерий, прохладно даже в жару, здоровье, отдых - ________________.

- увлажняет воздух, берут начало реки, кладовая торфа, «лёгкие Европы», можно провалиться и утонуть - __________________.

- сравнивают с бескрайним морем, это искусственное сообщество, кормит людей, прославляет людей, работающих на нём - _________________.



- Перечисли представителей природного сообщества болото.


Слайд 5.


Проверка заданий.

- Проверяем! Внимание на экран!

Свой ответ начинайте со слов: «Я считаю, что….,…., относятся к природному сообществу…, так как…».

- Что такое природное сообщество?


Слайд 6

- Что мы можем сказать о растениях и животных одного природного сообщества?

Создание моделей цепей питания.

-Продолжаем работу в отделах. Составьте цепь питания, используя картинки, лежащие на ваших столах. Приклейте полученную цепь питания на страничку газеты

Задача детей, расположить в правильном порядке картинки.

Проверка задания.


Слайд 7


-А где же место человека? Обоснуйте свой ответ.



-Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе этого невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт нам природа.

4. Этап систематизации знаний.

- Щедро одаривает нам природа, а взамен просит…

-Как вы думаете, о чем просит нас природа?

-Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о том, чтобы сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. К сожаленью ни растения, ни животные не умеют говорить, а если бы могли….

Слайд 8

Тревожные факты:

  • За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2-3 миллиона лет.

  • Лесе – «легкие природы» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2% (это 20 га за сутки).

  • Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 %.

  • Мусор заполнил нашу планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю планету слоем толщиной 5 метров.

  • От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.

  • Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 вид растений.



- Над чем стоит задуматься человеку, чтобы сохранить природные богатства для потомков?

В паре составьте, пожалуйста, кластер «Охрана природы». Подумайте, какими мероприятиями можно помочь природе.

Слайд 9

Кластер «Охрана природы»

Охрана природы




Вклад каждого человека

Государственные законы





Заповедники, заказники, национальные парки

Красная книга







5. Этап релаксации и отдыха.

Слайд 10

Физминутка.


6. Этап введения в новую тему

- Сейчас мы с вами будем работать над основной рубрикой нашей газеты.

Эта рубрика является научной.

Прочитайте, пожалуйста, статью учебника на стр.79-80 и на полях сделайте пометки: + (знаю), ? (новая информация).

-Какие виды охраняемых территорий существуют в Республике Беларусь?


Заповедники

Заказники

Национальные парки

- 11 января во всем мире отмечался День заповедников и национальных парков под девизом «Сохраним природу для потомков». Что же охраняется и какая деятельность запрещена на охраняемых территориях мы узнаем, когда заполним таблицу «Природные охраняемые территории Беларуси».

Каждому отделу необходимо дополнить таблицу недостающими фактами.

Работаем в парах.


Слайд 11

Проверка выполнения задания.

Таблица «Природные охраняемые территории Беларуси»



Что охраняется

Что запрещено

заказники

Охрана отдельных редких растений и животных или других объектов

Отдельные виды хозяйственной деятельности


Свыше 500

заповедники

Охрана природы

Любая хозяйственная деятельность

2

национальные парки

Охрана природы, туризм и отдых

Вся хозяйственная деятельность, кроме туризма

4


-Осталось узнать, что же такое заказник.

Работа с толковым словарем.

- Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где растения находятся под особой охраной.

- Где соблюдаются самые строгие меры?

На каких природных территориях можно организовать отдых для людей?

Где охраняются отдельные растения или животные?

Где охраняется вся природа?


- На территории Республики Беларусь действует 4 национальных парка, 2 заповедника, свыше 500 заказников.


Работа с физической картой Республики Беларусь.

- Отметьте на карте красной точкой местонахождение Березинского заповедника.

Слайд 12


Березинский биосферный заповедник

-Он был организован в 1925 году в целях охраны речных бобров и пернатой дичи. С 1978 года он носит название биосферного, т.е. включен в международную систему особо важных эталонов биосферы Земли. Площадь заповедника составляет 76,2 тыс. га. Около 60% площади занимают болота. Более 85 лет существует заповедник. Какие обитатели проживают в заповеднике, вы узнаете, прочитав информацию на карточках.



Чтение информации на карточках:



В лесах заповедника обитают 53 вида млекопитающих, 8 видов земноводных и 5 видов пресмыкающихся. Здесь можно увидеть лосей, кабанов, бурых медведей, косуль, зайцев, волков, рысей, лис, барсуков, норок и т.д. Водятся редкие птицы: орёл-беркут, малый подорлик, чёрный аист, серый журавль. В больших и малых озёрах заповедника насчитывается 34 вида рыбы. Но основное богатство заповедника - бобры, которые обитают в более чем 200 поселениях.



- Благодаря чему увеличилась численность животных?

- Какие редкие животные сейчас населяют Березинский заповедник?

- Вклеим карточку на страничку газеты.

Работа с физической картой Республики Беларусь.

- Отметьте на карте красной точкой местонахождение Беловежской пущи..


Слайд 13


Национальный парк – Беловежская пуща

- Ребята, кроме заповедников, для охраны природы создаются национальные парки. Самый большой национальный парк Беларуси – это…(Беловежская пуща). В 2009г. наша страна отметила её 600-летний юбилей. Название «Беловежа» появилось в польских и литовских грамотах в 1409 году. В национальный парк Беловежская пуща была преобразована в 1991 году, а до этого она считалась заповедником.

-Вспомните рассказ У. Караткевича «Беловежская пуща», который мы прочитали на уроке белорусской литературы. Возьмите статью о Беловежской пуще и наклейте на страничку газеты.

Слайд 14



Издавна белорусский народ считается гостеприимным. Не зря 2014 год в Беларуси объявлен Годом гостеприимства. Большое количество гостей ежегодно посещают Беловежскую пущу. Не останемся в стороне и мы, совершим заочное путешествие.

Видеоролик «Беловежская пуща». www.youtube.com



Слайд 15

-Я думаю, что красота и таинства нашей родной белорусской природы никого не оставили равнодушными.

7. Этап обобщения и систематизации.


Слайд18

Составление синквейна «Беловежская пуща»

Например:

Беловежская пуща

Величественная, неповторимая

Украшает, привлекает, радует

Национальная гордость нашей страны

Сокровище



- Что же можем сделать мы, школьники, ребята, чтобы сохранить эту первозданную красоту для потомков?

Игра «Я буду – я не буду»

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырвешь.

3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Слайд16

- В 1 полугодии этого учебного года наш класс принял участие в акции «Бумажный клад». Вы знаете, что в школе мы стали победителями и собрали 660 кг макулатуры. Мы знаем, что 60кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Сосчитайте, сколько деревьев мы сохранили? 660:60=11 (деревьев)

Сколько деревьев сохранили учащиеся начальной школы, если они собрали примерно столько же макулатуры? 11х10=110(деревьев)

А вся школа? 11х21=231 (дерево)

Вот сколько деревьев смогли мы сохранить.

Слайд17


- Возьмите ладошки и напишите, что ещё можете сделать вы для сохранения природы.

Поддержим планету Земля нашими добрыми ладошками. (приклеиваем ладошки на доске под изображением планеты).


- Мы переходим к составлению нашей последней занимательной странички газеты. Выполнив тест, вы сможете расшифровать главное, ключевое слово нашего урока. И сможете оценить себя.


8. Контрольно-диагностический этап.

Тест «Расшифруй слово»

Ответив правильно на вопросы, дети выделяют в таблице соответствующую букву в каждой строке. Если тест выполнен верно, то из всех букв складывается слово зубр.



а

б

в

г

1

з

о

д

ж

2

т

в

а

у

3

ф

а

б

с

4

к

р

у

е

1. Найди природное сообщество, которое создал человек:

а) поле

б) луг

в) болото

г) лес

2.Наука о связях, которые существует между живыми организмами и окружающей средой называется:

а) история

б) математика

в) философия

г) экология

3.Территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии.

а) цирк

б) зоопарк

в) заповедник

г) Родина

4.Самый большой национальный парк Республики Беларусь.

а) Березинский

б) Беловежская пуща

в) Припятский

г) Полесский

-Какое слово было зашифровано? Почему?

- А ещё зубр стал символом чемпионата мира по хоккею, который будет проходить у нас в Беларуси в этом году.


-Сегодня я, главный редактор газеты, очень довольна вашей работой на уроке, вашими правильными ответами, вашей активной, небезразличной позицией к проблемам экологии. (Выставление отметок).

9.Этап информирования о домашнем задании.

Слайд 19


-Новый номер газеты «Охрана природы» подготовлен к выпуску.

- Что нужно сделать для того, чтобы все узнали о газете?

- Одним из видов домашнего задания будет проведение рекламной акции во 2 классах.

Провести рекламную акцию поможет план, который вы сможете взять у меня.

1. Чему была посвящена газета?

2. В чем мы убедились, прочитав газету?

3. Кто главный герой этого номера? Почему?


- А также на выбор можно будет

-прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы;

- написать статью в газету «Мы спасем тебя, Земля»;

-создать мини-проект «Беловежская пуща», «Березинский заповедник».


10.Этап подведения итогов урока.

Ответим на вопросы, которые были заданы в начале урока:

1) Что такое заповедник, заказник, национальный парк? В чем их особенности?

2) Где в Республике Беларусь находятся охраняемые зоны?

3) Что нужно сделать человеку, чтобы сохранить природу для потомков?

11. Этап рефлексии.

Слайд 20

- Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а рекам – течь.

Ты на свете самый главный.

Значит, должен всех беречь.

-Молодцы! Урок окончен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!