План - конспект урока
учителя начальных классов
государственного учреждения образования «Средняя школа № 15 г. Витебска» Дрозд Валентины Феликсовны
Класс: 3, традиционная школа
Предмет: человек и мир
Тип урока: урок обобщения и систематизации, получения новых знаний
Тема урока: Охрана природы Беларуси. Национальный парк «Беловежская пуща»
Цель: систематизировать и расширить знания учащихся об охране природы родного края.
Педагогические задачи урока:
1)обучающие:
организовать деятельность учащихся по актуализации и систематизации знаний о заповедниках, заказниках и национальных парках Республики Беларусь;
создать условия для развития исследовательской деятельности по проблеме бережного отношения к животному и растительному миру Беларуси;
2)развивающие:
3)воспитывающие:
4) здоровьесберегающие:
Оборудование:
учебник В.М.Вдовиченко, Т.А.Ковальчук. «Человек и мир» 3 класс.- Минск, «Адукацыя и выхаванне», 2012 - 140с.
мультимедийная презентация;
карточки-задания для работы в парах;
карточки-задания для индивидуальной работы;
карточки для выполнения итогового теста;
раздаточный материал для составления страниц журнала;
карточки-рисунки;
видеоролик «Беловежская пуща»;
мультимедийный проектор.
Ход урока
слайд 1
1.Организационно-мотивационный этап
Приветствие учителя, улыбки детей друг другу, приветствие гостей.
Упражнение по психогимнастике.
-Опустите руки вниз ладонями горизонтально полу и скажите «Я приветствую тебя, Земля» (ребята повторяют).
-Вытяните руки перед собой ладонями вниз: «Я приветствую тебя, Вода».
Сегодня мы наблюдаем в природе воду в виде снега, льда.
-Согните руки в локтях и поднимите ладони к плечам, посмотрите вверх: «Я приветствую тебя, Воздух».
Температура воздуха сегодня…
-Вытяните руки перед собой ладонями вверх: «Я приветствую тебя, Солнце».
Сегодня погода солнечная (пасмурная, переменная облачность).
Сегодня 22 января, среда.
Прогноз погоды я узнала из интернета по адресу www.pogoda.ru
- Пусть за окошком морозная погода, но в нашем классе независимо от погодных условий будет царить атмосфера доброжелательности и творчества.
2.Этап целеполагания
Слайд 2
1.Вступительное слово учителя.
-Наш общий дом – планета Земля (показываю на доске изображение планеты).
Мне она представляется «Зелёной каретой», которая мчится сквозь время и пространство.
Мы, земляне, населяющие эту чудесную планету – карету её пассажиры .
-А какой вы видите Землю? Для вас земля – это…
-Сегодня мы с вами находимся на заседании редакционного совета газеты «ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕК». Вести заседание буду я – главный редактор Валентина Феликсовна. Я желаю вам успехов в работе.
Слайд 3.
2. -В адрес редакции нашей газеты пришло необычное письмо. Оно зашифровано. Давайте вместе расшифруем его.
Возьмите красные карточки, приступаем к работе.
Игровая ситуация «Письмо - верно ли, что..»
Работа по красным карточкам.
«Верно ли, что..»
1. Самые многочисленные животные – обитатели поля – насекомые.
Да – напишите букву с, нет – у
2. В поле обитают крупные звери.
Да – д, нет – п.
3. Помощники человека в поле – кроты, насекомые.
Да –р, нет –а.
4. Защитники растений поля – жаворонки, куропатки, жужелицы.
Да –с, нет – и.
5. Вредители растений поля – колорадские жуки.
Да – к, нет –и.
6. Сова – помощник человека.
Да – т, нет – л.
7. Если уменьшится количество сов, увеличится количество мышей.
Да – е, нет – о.
- Какое слово у вас получилось?
СПАСИТЕ.
- Как вы думаете, почему мы получили письмо с таким словом?
Почему это слово написано на красной карточке?
- Определите тему сегодняшнего выпуска газеты.
Слайд 4.
- Сегодня мы с вами будем говорить на тему: «Охрана природы в Беларуси. Национальный парк Беловежская пуща».
- Наклейте красную карточку на 1 полосу газеты.
3. - Как вы думаете, что мы должны будем знать, когда выпустим нашу газету?
-Правильно, в процессе выпуска газеты, мы, как члены редакционного совета, найдём ответы на вопросы:
1) Что такое заповедник, заказник, национальный парк? В чем их особенности?
2) Где в Республике Беларусь находятся охраняемые зоны?
3) Что нужно сделать человеку, чтобы сохранить природу для потомков?
Как главный редактор предлагаю поместить эти вопросы на первую полосу нашей газеты. Все согласны.
-Что мы должны знать для того, чтобы ответить на эти вопросы?
3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Установка учителя на работу.
- Для этого я прошу Вас взять конверт, достать из него карточки с изображением растений и животных. Выберите только те карточки, которые относятся к одному природному сообществу. Вклейте их в страничку нашей газеты. Работать будете в парах.
- Индивидуальные задания по проверке домашнего задания:
1.
Укажите стрелкой животных и растения, проживающих в этих природных сообществах. сосна рожь жаворонок ЛЕС глухарь ель свёкла малина гречиха ПОЛЕ черника лось куропатка короед овёс колорадский жук |
- Что называется природным сообществом?
2.
Укажите стрелкой животных и растения, проживающих в этих природных сообществах. росянка кукуруза заяц-русак мышь лягушка БОЛОТО сфагнум рогоз куропатка ПОЛЕ журавль комар колорадский жук картофель лён |
- К каким видам природного сообщества мы отнесем поле, болото?
3.
Узнай и запиши, к какому природному сообществу относятся данные высказывания: - фабрика кислорода, очищает воздух от вредных бактерий, прохладно даже в жару, здоровье, отдых - ________________. - увлажняет воздух, берут начало реки, кладовая торфа, «лёгкие Европы», можно провалиться и утонуть - __________________. - сравнивают с бескрайним морем, это искусственное сообщество, кормит людей, прославляет людей, работающих на нём - _________________. |
- Перечисли представителей природного сообщества болото.
Слайд 5.
Проверка заданий.
- Проверяем! Внимание на экран!
Свой ответ начинайте со слов: «Я считаю, что….,…., относятся к природному сообществу…, так как…».
- Что такое природное сообщество?
Слайд 6
- Что мы можем сказать о растениях и животных одного природного сообщества?
Создание моделей цепей питания.
-Продолжаем работу в отделах. Составьте цепь питания, используя картинки, лежащие на ваших столах. Приклейте полученную цепь питания на страничку газеты
Задача детей, расположить в правильном порядке картинки.
Проверка задания.
Слайд 7
-А где же место человека? Обоснуйте свой ответ.
-Иногда слышишь: «Человек – царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе этого невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт нам природа.
4. Этап систематизации знаний.
- Щедро одаривает нам природа, а взамен просит…
-Как вы думаете, о чем просит нас природа?
-Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о том, чтобы сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. К сожаленью ни растения, ни животные не умеют говорить, а если бы могли….
Слайд 8
Тревожные факты:
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем все человечество за предыдущие 2-3 миллиона лет.
Лесе – «легкие природы» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на 2% (это 20 га за сутки).
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 %.
Мусор заполнил нашу планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю планету слоем толщиной 5 метров.
От загрязнения воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 вид растений.
- Над чем стоит задуматься человеку, чтобы сохранить природные богатства для потомков?
В паре составьте, пожалуйста, кластер «Охрана природы». Подумайте, какими мероприятиями можно помочь природе.
Слайд 9
Кластер «Охрана природы»
Охрана природы
Вклад каждого человека
Государственные законы
Заповедники, заказники, национальные парки
Красная книга
5. Этап релаксации и отдыха.
Слайд 10
Физминутка.
6. Этап введения в новую тему
- Сейчас мы с вами будем работать над основной рубрикой нашей газеты.
Эта рубрика является научной.
Прочитайте, пожалуйста, статью учебника на стр.79-80 и на полях сделайте пометки: + (знаю), ? (новая информация).
-Какие виды охраняемых территорий существуют в Республике Беларусь?
Заповедники
Заказники
Национальные парки
- 11 января во всем мире отмечался День заповедников и национальных парков под девизом «Сохраним природу для потомков». Что же охраняется и какая деятельность запрещена на охраняемых территориях мы узнаем, когда заполним таблицу «Природные охраняемые территории Беларуси».
Каждому отделу необходимо дополнить таблицу недостающими фактами.
Работаем в парах.
Слайд 11
Проверка выполнения задания.
Таблица «Природные охраняемые территории Беларуси»
| Что охраняется | Что запрещено |
заказники | Охрана отдельных редких растений и животных или других объектов | Отдельные виды хозяйственной деятельности Свыше 500 |
заповедники | Охрана природы | Любая хозяйственная деятельность 2 |
национальные парки | Охрана природы, туризм и отдых | Вся хозяйственная деятельность, кроме туризма 4 |
-Осталось узнать, что же такое заказник.
Работа с толковым словарем.
- Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота, или где растения находятся под особой охраной.
- Где соблюдаются самые строгие меры?
На каких природных территориях можно организовать отдых для людей?
Где охраняются отдельные растения или животные?
Где охраняется вся природа?
- На территории Республики Беларусь действует 4 национальных парка, 2 заповедника, свыше 500 заказников.
Работа с физической картой Республики Беларусь.
- Отметьте на карте красной точкой местонахождение Березинского заповедника.
Слайд 12
Березинский биосферный заповедник
-Он был организован в 1925 году в целях охраны речных бобров и пернатой дичи. С 1978 года он носит название биосферного, т.е. включен в международную систему особо важных эталонов биосферы Земли. Площадь заповедника составляет 76,2 тыс. га. Около 60% площади занимают болота. Более 85 лет существует заповедник. Какие обитатели проживают в заповеднике, вы узнаете, прочитав информацию на карточках.
Чтение информации на карточках:
В лесах заповедника обитают 53 вида млекопитающих, 8 видов земноводных и 5 видов пресмыкающихся. Здесь можно увидеть лосей, кабанов, бурых медведей, косуль, зайцев, волков, рысей, лис, барсуков, норок и т.д. Водятся редкие птицы: орёл-беркут, малый подорлик, чёрный аист, серый журавль. В больших и малых озёрах заповедника насчитывается 34 вида рыбы. Но основное богатство заповедника - бобры, которые обитают в более чем 200 поселениях. |
- Благодаря чему увеличилась численность животных?
- Какие редкие животные сейчас населяют Березинский заповедник?
- Вклеим карточку на страничку газеты.
Работа с физической картой Республики Беларусь.
- Отметьте на карте красной точкой местонахождение Беловежской пущи..
Слайд 13
Национальный парк – Беловежская пуща
- Ребята, кроме заповедников, для охраны природы создаются национальные парки. Самый большой национальный парк Беларуси – это…(Беловежская пуща). В 2009г. наша страна отметила её 600-летний юбилей. Название «Беловежа» появилось в польских и литовских грамотах в 1409 году. В национальный парк Беловежская пуща была преобразована в 1991 году, а до этого она считалась заповедником.
-Вспомните рассказ У. Караткевича «Беловежская пуща», который мы прочитали на уроке белорусской литературы. Возьмите статью о Беловежской пуще и наклейте на страничку газеты.
Слайд 14
Издавна белорусский народ считается гостеприимным. Не зря 2014 год в Беларуси объявлен Годом гостеприимства. Большое количество гостей ежегодно посещают Беловежскую пущу. Не останемся в стороне и мы, совершим заочное путешествие.
Видеоролик «Беловежская пуща». www.youtube.com
Слайд 15
-Я думаю, что красота и таинства нашей родной белорусской природы никого не оставили равнодушными.
7. Этап обобщения и систематизации.
Слайд18
Составление синквейна «Беловежская пуща»
Например:
Беловежская пуща
Величественная, неповторимая
Украшает, привлекает, радует
Национальная гордость нашей страны
Сокровище
- Что же можем сделать мы, школьники, ребята, чтобы сохранить эту первозданную красоту для потомков?
Игра «Я буду – я не буду»
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырвешь.
3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Слайд16
- В 1 полугодии этого учебного года наш класс принял участие в акции «Бумажный клад». Вы знаете, что в школе мы стали победителями и собрали 660 кг макулатуры. Мы знаем, что 60кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Сосчитайте, сколько деревьев мы сохранили? 660:60=11 (деревьев)
Сколько деревьев сохранили учащиеся начальной школы, если они собрали примерно столько же макулатуры? 11х10=110(деревьев)
А вся школа? 11х21=231 (дерево)
Вот сколько деревьев смогли мы сохранить.
Слайд17
- Возьмите ладошки и напишите, что ещё можете сделать вы для сохранения природы.
Поддержим планету Земля нашими добрыми ладошками. (приклеиваем ладошки на доске под изображением планеты).
- Мы переходим к составлению нашей последней занимательной странички газеты. Выполнив тест, вы сможете расшифровать главное, ключевое слово нашего урока. И сможете оценить себя.
8. Контрольно-диагностический этап.
Тест «Расшифруй слово»
Ответив правильно на вопросы, дети выделяют в таблице соответствующую букву в каждой строке. Если тест выполнен верно, то из всех букв складывается слово зубр.
| а | б | в | г |
1 | з | о | д | ж |
2 | т | в | а | у |
3 | ф | а | б | с |
4 | к | р | у | е |
1. Найди природное сообщество, которое создал человек:
а) поле
б) луг
в) болото
г) лес
2.Наука о связях, которые существует между живыми организмами и окружающей средой называется:
а) история
б) математика
в) философия
г) экология
3.Территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии.
а) цирк
б) зоопарк
в) заповедник
г) Родина
4.Самый большой национальный парк Республики Беларусь.
а) Березинский
б) Беловежская пуща
в) Припятский
г) Полесский
-Какое слово было зашифровано? Почему?
- А ещё зубр стал символом чемпионата мира по хоккею, который будет проходить у нас в Беларуси в этом году.
-Сегодня я, главный редактор газеты, очень довольна вашей работой на уроке, вашими правильными ответами, вашей активной, небезразличной позицией к проблемам экологии. (Выставление отметок).
9.Этап информирования о домашнем задании.
Слайд 19
-Новый номер газеты «Охрана природы» подготовлен к выпуску.
- Что нужно сделать для того, чтобы все узнали о газете?
- Одним из видов домашнего задания будет проведение рекламной акции во 2 классах.
Провести рекламную акцию поможет план, который вы сможете взять у меня.
1. Чему была посвящена газета?
2. В чем мы убедились, прочитав газету?
3. Кто главный герой этого номера? Почему?
- А также на выбор можно будет
-прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы;
- написать статью в газету «Мы спасем тебя, Земля»;
-создать мини-проект «Беловежская пуща», «Березинский заповедник».
10.Этап подведения итогов урока.
Ответим на вопросы, которые были заданы в начале урока:
1) Что такое заповедник, заказник, национальный парк? В чем их особенности?
2) Где в Республике Беларусь находятся охраняемые зоны?
3) Что нужно сделать человеку, чтобы сохранить природу для потомков?
11. Этап рефлексии.
Слайд 20
- Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам – течь.
Ты на свете самый главный.
Значит, должен всех беречь.
-Молодцы! Урок окончен!