СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Кузнецовой Ж.В. "буквы о-ё после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание букв о-ё после шипящих в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Урок Кузнецовой Ж.В. "буквы о-ё после шипящих"»

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв О-Ё в корне после шипящих.

Задачи урока:

  1. Познавательная: анализировать случаи написания О-Ё в корне слова после шипящих; научить распознавать слова с гласными О-Ё после шипящих в корне слова, обосновывать выбор гласных;

  2. Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;

  3. Воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.

  4. Здоровьесберегающая: формировать культуру труда, умение рационально использовать рабочее время, эмоционально-ценностное отношение к результатам творческого интеллектуального труда.

Оборудование: слайдовая презентация, учебник (Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Е.А.Быстрова

Планируемый результат.

Предметные умения УУД:

- иметь представление о правописании букв О-Ё в корне после шипящих

- уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор

- уметь находить изучаемую орфограмму в тексте

- уметь распознавать слова-исключения;

- знать лексическое значение изученных слов;

- уметь использовать в речи и на письме изученные слова;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Оргмомент.

(1 мин).

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, дорогие ребята!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!


-Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Включение в деятельность

мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); саморегуляция (Р)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Запишите число, классная работа.



-Какой раздел науки о языке мы изучаем?


-Давайте вспомним, что такое орфография?







-Ребята, я приглашаю вас в путешествие по стране Орфографии. Попасть в неё можно, если купить туда билет. А ценой за эти билеты будут ваши правильные ответы.



-Над какой орфограммой мы работали на прошлых уроках?




-Как проверить безударный гласный в корне?











Запись учащимися числа, «Классная работа»


-Орфографию.



Орфография - это раздел науки о языке, который определяет правила написания слов.










-Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

-Чтобы проверить безуд.глас.в корне, нужно изменить это слово или подобрать однокоренное так, чтобы этот гласный находился под ударением, т.е. в сильной позиции: река-реки, вода – воды.

Повторение изученного материала, выявление затруднений в деятельности уч-ся.

Учатся добывать информацию, доносить свою позицию до других, слушать других.


Формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

Личностные: самоопределение.


-Проведём блиц-опрос и проверим, как вы научились проверять безударный гласный в корне:

Смотреть – смотр

Смешной – смех

Ледяной - лёд

Земля – земли

Доброта – добрый

Словарь – слово

Поля -поле

Зима – зимы

Звонок – звонкий

Тяжёлый – тяга

Толщина – толстый.


-Молодцы! Вы справились с заданием и все получаете билеты в путешествие по стране Орфография.


-Обратите внимание: на обратной стороне билета находится таблица результатов. На каждом этапе урока отметьте в таблице, как вы оцениваете свою работу.




Оцените свою работу на этапе повторения пройденного материала.



Целеполагание

Цель этапа: формулирование темы и целей урока.

-Итак, путешествие начинается.

-Послушайте шуточный рассказ. ( Слайд )

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.


-Скажите, есть ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?

-В какой морфеме можно допустить ошибку?







-Как вы думаете, как же будет называться тема нашего сегодняшнего урока?



-Запишите эту тему в тетрадь.


-Каковы цели и задачи нашего урока?

(слайд с целями)










Учащиеся слушают рассказ и смотрят на слайд.































-В этом шуточном рассказе встретилось большинство слов на  орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корнях слов»



Тема нашего урока «Буквы

О-Ё после шипящих в корне слова».


Уч-ся формулируют цели и задачи урока.

1)Выяснить, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется О, в каких – Ё.

2) Находить слова на данное правило в тексте.

3)Научиться применять это правило при выполнении упражнений.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование).



Личностные: самоопределение.


Оцените свою работу на этапе повторения пройденного материала.



3.Объяснение нового материала.

Цель: знакомство учащихся с правилом написания букв о-ё после шипящих в корне слова.

-Ребята, какие вы знаете шипящие звуки?


1). Работа с таблицей упр.295 на с.208.

-Ознакомьтесь с таблицей упр.295. Сравните две группы слов. Попробуйте объяснить, когда

в них пишутся буквы о – ё после шипящих.


Жёлтый - желтеть

Чёрный - чернеть

Тяжёлый - потяжелели

Жёрнов – жернова


-Когда нужно писать букву Ё?

- Попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов.





-Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова: шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. (Слайд 6) 

- Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 209. (Слайд ) (Читают вслух правило)

- Обратите внимание на оформление орфограммы.

Например:

пчёлка – пчела

шёпот - шепчет

А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. 

(Слайд )

Наш «О» сегодня разозлён:

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад.

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.


- Сегодня в шуточном рассказе вам встретились иноязычные слова жокей, жонглёр и шорник.

-А знаете ли вы, что они обозначают?

- Лексическое значение этих слов мы сможем узнать, заглянув в словарь иностранных слов. Найдите в словаре значение слов жокей, шорник, чопорный.

-Ответы учащихся:

-Ж, Ш, Щ, Ч.


















-Под ударением в корне после шипящего пишем Ё, если к слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.



Не все слова подчиняются данному правилу.





Читают правило в учебнике.















Если проверочное слово с буквой Е подобрать нельзя, то пишется после шипящего буква О.














Ребята находят

в словаре значение слов жокей, шорник, чопорный.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).



  1. Оцените свою работу на данном этапе.



4. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


  1. 1.Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму).

1.К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок.  (капюшон)

2.Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна.  (шёпот)

3.Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же… (чёлка)

4.Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

- Видишь, ульи там и тут?Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

- Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил…   (пчёлы).

5.Это платье не из ситца –Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят  (шёлк)

6.На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он   … (жёлудь).


Отгадывают загадки и ответы записывают в тетрадь, обозначая орфограмму.


(один человек работает у доски)









































Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Физкультминутка.Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Встаньте со своих стульев и представьте себе, что вы пчёлки. Как, кстати, мы напишем это слово? А вокруг вас цветут жёлтые цветы, с которых вы должны собрать нектар. Прежде чем собрать нектар, давайте выясним, как пишется слово жёлтые? Ну а сейчас летаем по цветочкам, рассаживаемся на них и собираем нектар.


2.Упр.296. выполним в группе.

-Ребята, объединитесь в группы и подберите антонимы к выделенным словам так, чтобы эти слова были на правило «О – Ё после шипящих в корне слова». Запишите их. Объясните орфограмму.

Свежий хлеб- чёрствый;

мягкие волосы- жёсткие;

дорогая ткань- дешёвая;

лёгкий груз-тяжёлый.




4.Поработаем с текстом упр.297. Сначала ознакомьтесь с ним (1 мин.).

-Прочитаем басню С.Михалкова по ролям.

-Басня называется «Ответ». Почему писатель назвал её так?

-А как бы вы назвали?

-Как вы думаете, почему этот текст автор отнёс к жанру басни?

-Какая мораль этой басни?

-Найдите слова с изученной на уроке орфограммой и объясните написание слов.




Читают басню по ролям.

Придумывают свои названия.



В любой басне есть мораль.

Мораль этой басни – не нужно завидовать.

Шёрстка-шерсть,

Жёлтый-желтеть



Оцените свою работу на данном этапе.



Рефлексия деятельности (итоги урока).

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.


- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями.

-Наше путешествие подходит к концу.


-Какие цели мы ставили в начале урока?
















-Достиг ли наш урок целей? Почему? Докажите.




-Ребята, а кому сегодня на уроке было трудно? Как я рада, что у вас всё получилось. А почему вам не было трудно?


-Какие оценки за работу на уроке вы себе поставите и почему?


-Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На парте перед каждым лежат два жетона: один – улыбающийся, другой – невесёлый.  Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в данный момент.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.





1)Выяснить, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется О, в каких – Ё.

2) Находить слова на данное правило в тексте.

3)Научиться применять это правило при выполнении упражнений.

Достиг.

Мы узнали, какие буквы надо писать в корне после шипящих.

Было интересно…





Уч-ся оценивают свою работу на уроке.



Показывают смайлики.

Рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

Домашнее задание.

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Чтоб упрочить наши знания, даю домашнее задание:

1) п.53. Составить словарный диктант (20 слов) на изученную орфограмму

2) п.53. Упр. 298. 

Запись учащимися задания в дневники.





Скачать

© 2017, 500 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!