Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» 4 четверть
Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна»
Форма проведения урока: квест
Цели: обобщить знания учащихся по разделу; продолжить развитие навыков выразительного чтения, помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо знать содержание и авторов прочитанных произведений; читать стихотворения выразительно находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев, картины природы; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в жанрах произведений (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Ход урока:
Организационный момент. Формируются группы по желанию.
Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.
Марк Туллий Цицерон
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер
- Мы будем совершенствовать свою речь сейчас на уроке литературного чтения.
- Работа в группах. Правила работы в группе. Приложение № 1
- Ответственный тот, у кого на спинке стула зелёный галстук.
Определение темы урока. Кроссворд (проверка на экране) Приложение № 2
БАЛЛ
Актуализация знаний. Задачи урока:
Приложение № 3
Обобщить знания по теме «Весна».
Учиться различать жанры литературы.
Пополнить копилку весенних слов.
Учиться строить высказывания.
- Решить данные задачи помогут нам произведения авторов различных жанров.
- Какие жанры вы знаете? (загадки, стихи, рассказы, пословицы, приметы) Приложение № 4
- Послушайте произведение и определите жанр. Приложение № 5
(Ученик декламирует Н. Сладков «Веснушки») - РАССКАЗ
- Подберите синоним к слову ВЕСНУШКИ – ПРОТАЛИНЫ
4. Формирование групп по жанрам.
3 команды: «Рассказы», «Стихи. Загадки», «Пословицы. Приметы»
- Подойдите к столу и возьмите листочки с произведениями. Определите жанр и займите место в команде. Прочтите друг другу произведения, убедитесь в правильности выбора жанра.
Итог: Оцените, верно вы определили жанр? Покажите смайлик. БАЛЛ
- Ответственный тот, у кого на спинке стула зелёный галстук.
5. Выбор произведений по теме «Весна»
- Если выбор правильный, вы сможете составить из частей буквы.
- Наклейте части букв на цветной картон. Покажите буквы. Какое слово можно составить из букв?
Итог: Оцените, верно, выбрали произведения по теме? БАЛЛ
6. Квест. Приложение № 6
- У команды на одной из букв – загадка. Отгадайте её и замените букву на проталину.
БАЛЛ
- Таким образом, вы получите инструкцию к дальнейшему действию. Обсудите ваши действия и найдите конверт с заданиями. Приложение № 7
- Маршрутный лист указывает вам порядок выполнения заданий, следуйте ему. Выполнив задание, несите на проверку и приступайте к следующему.
Итог: Легко вам было работать в команде? Чувствовали помощь товарищей?
7. Синквейн.
Итог: Прочитанные произведения пополнили ваш словарный багаж на тему «Весна»?
- Откройте учебники на стр. 126 № 4. Выберите слова на тему «Весна» для синквейна. Можно взять и другие слова. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
(музыка П. Чайковский «Времена года» весна)
В это время учитель подсчитывает баллы.
Чтение сиквейнов (выбор в группе).
Итог: Насколько хорошо вы научились строить высказывания?
8. Результаты квеста.
Итог: Произведения авторов помогли вам почувствовать весеннее настроение?
Д/з – Покажите своё настроение в рисунке. А поможет вам в этом стих в № 5.
- Как вы считаете, мы справились с задачами урока? (смайлики)
Обобщить знания по теме «Весна».
Учиться различать жанры литературы.
Пополнить копилку весенних слов.
Учиться строить высказывания
-Урок окончен. Своё настроение покажите подснежником на нашей проталине.
Жёлтый – отличное
Синий – хорошее
Белый – плохое
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Веснушки
На всех снежных полях рыжие пятна — проталины. Это апрельские веснушки.
День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.
Всю долгую зиму в лесу и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.
Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн, пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.
Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли, сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком.
По их невидимым пахучим тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и мчатся первые бабочки. Зайчишки так и шмыгают носами — чуют зелёную травку!
И сам не удержишься, сунешь нос в ивовые барашки. И станет твой нос жёлтым от липкой пыльцы.
Быстрые лесные ручьи впитали в себя запахи мхов, старой травы, лежалых листьев, тяжёлых берёзовых капель — и понесли по земле.
Запахов всё больше и больше; они всё гуще и слаще.
И станет скоро весь воздух в лесу — сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом.
Веснушки-проталинки слились в весну.
Источник: http://sladkov.lit-info.ru/sladkov/siluety-na-oblakah/vesnushki.htm
Загадки на проталинах:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
Приложение № 6
Рассказы
1. Укажи автора данных строк.
Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
А- А. Плещеев В- А. Блок
Б- С. Маршак Г- Ф. Тютчев
2. Определи темы стихотворений. Соедини их с названиями.
Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»
Возвращение птиц на родину «Зима недаром злится …»
Мамина колыбельная «Я маму мою обидел …»
Отдых мамы «В бурю»
Без мамы плохо «Посидим в тишине»
3. Укажи автора стихотворения «Весенние воды».
А - Ф. Тютчев В - А. Блок
Б - А. Плещеев Г - С. Маршак
4. ребус – зелень
5.Закончи четверостишье А. Блока.
… Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет это звонко, тонко
В ручье ______________
А-Блестит луна
Б-Журчит вода
В-Журчит волна
Г-Блестит звезда
Команда «Приметы. Пословицы.»
1. Укажи автора стихотворения «Сельская песенка».
А- Ф.Тютчев В- А. Плещеев
Б- А.Блок Г- С. Маршак
2. Укажи автора данных строк
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
А- Ф. Тютчев В- А. Блок
Б- А. Плещеев Г- С. Маршак
3. Определи темы стихотворений. Соедини их с названиями.
Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»
Возвращение птиц на родину «Зима недаром злится …»
Мамина колыбельная «Я маму мою обидел …»
Отдых мамы «В бурю»
Без мамы плохо «Посидим в тишине»
4.Закончи четверостишье А. Блока.
… Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет это звонко, тонко
В ручье ______________
А-Блестит луна
Б-Журчит вода
В-Журчит волна
Г-Блестит звезда
5. ребус – ручей
Команда «Стихи»
1. Укажи автора данных строк.
Снег теперь уже не тот, —
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
А- А. Плещеев В- А. Блок
Б- С. Маршак Г- Ф. Тютчев
2. Определи темы стихотворений. Соедини их с названиями.
Борьба Зимы с Весной «Сельская песенка»
Возвращение птиц на родину «Зима недаром злится …»
Мамина колыбельная «Я маму мою обидел …»
Отдых мамы «В бурю»
Без мамы плохо «Посидим в тишине»
3. Укажи автора стихотворения «Весенние воды».
А - Ф. Тютчев В - А. Блок
Б - А. Плещеев Г - С. Маршак
4. ребус- капель
Вставь пропущенные слова в четверостишье.
"Всё чернеет с каждым днём
Стёжки и дорожки.
И на вербах …
Светятся серёжки".
А- серебром
Б-огоньками
В-золотом
Г-ярко
Приложение № 7
Уважаемые игроки, Ваш конверт с заданиями и маршрутом находится под цветочным горшком, в котором растёт дерево.
Уважаемые игроки, Ваш конверт с заданиями и маршрутом находится на среднем стенде в нижнем левом кармане.
Уважаемые игроки, Ваш конверт с заданиями и маршрутом находится на втором подоконнике в папке, которая имеет цвет шестого цвета радуги.
2. Укажи автора
стихотворения
1. Соотнеси темы с названием
3. Ребусы
5. Вставь
пропущенные слова
в четверостишье.
4. Укажи автора
данных строк.