СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-квинтет по теме: Тепловые явления.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГРУППА №1

1. Половина ледяной поверхности пруда покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине толщина льда больше?

2. Объясните, почему птицы с большими крыльями (орлы, коршуны) могут держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями.

3. Если в мае или сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка?

4. Почему притертую стеклянную пробку легче вынуть из флакона, если потереть его горлышко сухой тряпкой или бумагой?

5. Почему малая удельная теплоемкость ртути по сравнению с удельными теплоемкостями других жидкостей является одним из преимуществ ртути для применения её в термометрах?

6. Почему удельная теплота сгорания сырых дров меньше удельной теплоты сгорания сухих той же породы?

Просмотр содержимого документа
«Урок-квинтет по теме: Тепловые явления.»

Урок – квинтет по теме «Тепловые явления»

Предмет: Физика

Класс: 8
Учитель: Никифорова Наталья Владиленовна

Тип урока: Урок обобщения, закрепления знаний и умений.

Продолжительность: 40 мин

Учебник: А. В. Перышкин. Физика, 8 класс. М.: Дрофа, 2010г.

Цели урока:

  • расширить кругозор учащихся,

  • научить применять знания в новой ситуации,

  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Ход урока

Условия игры: класс делится на 5 групп по 5-6 человек. Каждая группа получает по 5-6 вопросов (Приложение №1). Группы выбирают капитанов, обсуждают вопросы в течение 5-7 мин, распределяют вопросы. Каждый ученик должен дать ответ хотя бы на один вопрос, но ответы обсуждают все вместе.

Если ребята быстро ответили на все свои вопросы, они могут обсудить задания для другой группы, чтобы потом иметь возможность дополнить ответы и тем самым заработать дополнительные баллы для своей группы. За правильные ответы и дополнения учащиеся получают жетоны, так появляется дух соревнования (квадрат – полный ответ – 1 балл, треугольник – неполный ответ – 0,5 балла). Количество заработанных баллов заносится капитаном в таблицу – ведомость (Приложение № 2). Капитан оценивает деятельность каждого члена группы.

Приложение № 1

ГРУППА №1

1. Половина ледяной поверхности пруда покрыта с начала зимы толстым слоем снега, а другая половина расчищена для катания на коньках. На какой половине толщина льда больше?

2. Объясните, почему птицы с большими крыльями (орлы, коршуны) могут держаться на одной высоте, не взмахивая крыльями.

3. Если в мае или сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка?

4. Почему притертую стеклянную пробку легче вынуть из флакона, если потереть его горлышко сухой тряпкой или бумагой?

5. Почему малая удельная теплоемкость ртути по сравнению с удельными теплоемкостями других жидкостей является одним из преимуществ ртути для применения её в термометрах?

6. Почему удельная теплота сгорания сырых дров меньше удельной теплоты сгорания сухих той же породы?

ГРУППА №2

1. Славящиеся своим высоким качеством русские (оренбургские) платки вяжутся из пряжи, изготовленной из тончайших волокон козьего пуха. Почему такой платок особенно хорошо защищает от холода?

2. Почему рыбаки, работающие на парусных лодках, предпочитают уходить в море ночью, а возвращаться с лова днем?

3. Земная атмосфера вследствие своей прозрачности очень мало поглощает солнечные лучи и поэтому не нагревается. Почему же летом бывает жарко даже в тени?

4. Почему покрышки автомобильных колес изготовляются из резины, которая не размягчается и не теряет прочность даже при 100°С и выше?

5. Почему железные печи скорее нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются теплыми?

6. Почему порох невыгодно использовать как топливо, а бензином нельзя заменить порох в артиллерийских орудиях?

ГРУППА №3

1. Зачем кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле?

2. Почему легкие предметы – пушинки, клочки бумаги, ваты и т.п. – втягиваются в отверстие печи, когда она топится?

3. В какое время года и с какой целью зажигают в фруктовых садах костры?

4. Докажите, что ветряные двигатели работают за счет энергии солнечных лучей.

5. Если опустить одну руку в холодную воду, а другую в теплую, а потом, вынув их, опустить обе в воду, имеющую умеренную температуру, то рука, бывшая в холодной воде, будет чувствовать тепло, а бывшая в теплой – холод. Как объяснить это?

6. Раскаленный уголь, положенный на металлическую пластину, гаснет быстро, а на деревянной доске продолжает тлеть. Почему?

ГРУППА №4

1. Для какой цели зимой в большой мороз лицо иногда смазывают жирным кремом?

2. Известен случай, когда парашютист с раскрытым парашютом, вместо того чтобы опускаться вниз, поднимался вверх. Как это могло случиться?

3. Почему города, в которых воздух загрязнен пылью и дымом, получают меньше солнечной энергии?

4. Почему в летний день температура воды в водоемах ниже температуры песка на берегу? А как бывает ночью?

5. Почему после сильного шторма вода в море становится теплее?

6. Почему при помощи одной спички древесную лучину зажечь можно, а крупное полено нельзя?

ГРУППА №5

1. В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем это можно объяснить?

2. Почему в утренние часы и ночные часы полет на самолете происходит спокойнее – меньше болтает и укачивает?

3. Почему самая высокая температура воздуха не в полдень, а после полудня?

4. Почему иногда крышка чайника, в котором кипит вода, подпрыгивает, а иногда – нет?

5. Имеются три медицинских термометра. Два из них не встряхивали, и они показывают 37 и 39 °С. Третий встряхнули так, что вся ртуть из трубки удалена в расширенную её часть. Что покажут термометры, если их опустить на 5-10 минут в сосуд с водой, имеющей температуру 38°С?

6. Почему мы сильно дуем на пламя спички, свечи и т.п., когда хотим его погасить?

Приложение № 2

ФИ учащегося

Количество

баллов

Оценка

1




2




3




4




5




6




Работа группы в целом






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!