СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок КВН «Русской речи государь, по прозванию Словарь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: в занимательной форме проверить степень усвоения детьми знаний из раздела «Лексика»; прививать любовь к родному языку; развивать умение точного употребления слов в речи.

Оборудование: толковые словари, ребусы, шарады, кроссворд, костюмы для участников и ведущих.

Просмотр содержимого документа
«Урок КВН «Русской речи государь, по прозванию Словарь»»

Урок КВН «Русской речи государь, по прозванию Словарь»


Цели урока: в занимательной форме проверить степень усвоения детьми знаний из раздела «Лексика»; прививать любовь к родному языку; развивать умение точного употребления слов в речи.

Оборудование: толковые словари, ребусы, шарады, кроссворд, костюмы для участников и ведущих.

Ход урока

Дети заранее делятся на 2 команды, придумывают название и девиз команды, изготавливают эмблемы.

I. Вступление.

Учитель: Дорогие друзья! Начинаем наш КВН, посвященный русскому языку. Все мы прекрасно знаем, как богат русский язык, все мы понимаем, что необходимо хорошо знать тот язык, на котором мы говорим, пишем, общаемся

Ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Ученица: Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Учитель: Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами. Весь познанный мир отражается в словарном составе языка.

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших, красивых, звучных слов», - писал К. Паустовский.

- Какой раздел русского языка изучает великое множество значений русских слов? (Лексика). Этой науке – лексике – и посвящен наш КВН. Представляем команды-участницы.

II. Представление команд.


1 команда – «Меткое словечко».

Девиз: «Будь осторожен с метким русским словом –

Им можно и возвысить, и убить».


2 команда – «Доброе слово и кошке приятно».

Девиз: «Добрые слова не лень

Повторять нам каждый день,

Словом в мир неси добро,

Будет людям всем светло! ».


Представление учителем жюри (старшеклассники – 3 человека).


III. Конкурс «Разминка».


Ученик: Есть волшебная страна

Что распахнута пред нами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.
Правит ею государь,

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Ученица: Утверждать ему не ново

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь,

По прозванию Словарь!

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь,

По прозванию Словарь.

Учитель: Мы с вами постоянно обращаемся к различным словарям. За 3 минуты вы должны вспомнить и назвать те словари, которые вы знаете. Ребята работают.

Учитель: Ученые – лингвисты бережно собирали и собирают слова и фразеологизмы в словари. В самом известном словаре С.И.Ожегова около 57 тысяч слов, в 4-х томном словаре Д.Н.Ушакова – более 85 тысяч, а в 17-томном «Словаре современного русского языка» 120480 слов. Владимир Иванович Даль, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка» и работавший над ним целых 47 лет, собрал в нем более двухсот тысяч слов. Великое богатство! Поистине неисчерпаемо оно, настоящее богатство, сокровище нашего народа – великий, могучий, загадочный русский язык!

IV. – Наш следующий конкурс – «Эстафета слов». Каждый член команды, выходя к доске, должен записать словарное слово на определенную тему. Чья команда сделает это быстрее и запишет все слова правильно, та побеждает.

Темы: «Огород овощи», «Транспорт», «Одежда», «Техника», «Лес» и т.д.

V. Конкурс теоретиков «Вопрос – ответ».

Команды задают друг другу по 3 вопроса из теоретического материала по разделу «Лексика», отвечают на них и приводят примеры.

Вопросы:

I команда.

1) Какие типы значений есть у слова? 3 типа значений – лексическое, грамматическое, фонетическое).

2) Что такое омонимы? (слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению: лук (овощ) и лук (оружие).

3) От какого слова произошел термин «лексика»? (От греческого слова «лексис», что означает слово, выражение).

II команда.

1) Может ли изменяться лексическое значение слова? (Может со временем. Например, слово «огород» - до ХХ века так называли и сад, и огород, а в ХХ веке это слово обрело свое современное значение).

2) Что такое архаизмы? (Старые слова, вышедшие из употребления, потому что исчезают те понятия, которые они обозначали, Например, армяк, дьяк, уезд).

3) Приведите 5 примеров слов в переносном значении (Крыло самолета, шляпка гвоздя, завывание ветра, золотые руки, трус – заяц, а храбрец – лев и т.д

VI. Конкурс «Растолкуй-ка»

Учитель читает стихотворение, а дети находят слова, употребленные в разных значениях, выписывают их. Каждая команда дает толкование слов по очереди. Обращается внимание на грамотное и полное толкование слова.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь –

С головой в нее уйдешь.

Ставит счетчики монтер,

Ставит фильмы режиссер.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть смог.

Мама ставит пироги,

Подойти и помоги!

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк, Спи, не плачь!»

Если кончится рассказ,

Ставить точку в самый раз.

Г. Деленкина.










VII. Конкурс «Блиц-вопрос – блиц-ответ».

Учащиеся должны в течение 30 секунд ответить на вопрос. Если не отвечают, ответ не засчитывается. На вопросы команды отвечают по очереди.

Вопросы 1 команде:

  1. Синоним к слову интересный. (Занимательный).

  2. Антоним к слову зной. (Холод).

  3. Птичий рынок – какое значение у слова? (Прямое).

  4. Назовите 1 омоним. (Ключ, лук и т.д.).

  5. Однозначное или многозначное слово – гардероб? (Многозначное).

Вопросы 2 команде:

  1. Антоним к слову сердечный. (Бессердечный).

  2. Синоним к слову клевета. (Ложь).

  3. Каково значение слова: опустим с корабля кошку. (Кошка – якорь с несколькими лапами, чтобы поднимать затонувшие предметы).

  4. Однозначное или многозначное слово – кнопка? (Многозначное).

  5. Что это? Закрыть бак – капитан стоит на баке. (Омонимы).

VIII. Конкурс «Кроссворд».

К


оманды разгадывают предложенный им кроссворд.


1 П

Е

2Н

К

3А

Е

▓▓

А

▓▓

Д

4Н

А

Б

О

Р

А

▓▓

А

▓▓

Е

5Л

О

Т

О

С

По горизонтали:

  1. Плотная пленка на поверхности остывшего молока.

4. Совокупность предметов одной области применения.

5. Водное растение с крупными цветками, растущее в Индии на водоемах.

По вертикали:

  1. Длинная коробка, футляр для хранения ручек, карандашей.

  2. Сигнал тревоги в случае бедствия, подаваемый колоколом.

  3. Надпись на конверте, указывающая, куда отправили письмо.

IX. Пока команды разгадывают кроссворд, проводится конкурс «Это интересно» (домашнее задание).

Команды дома готовят интересные факты по разделу «Лексика» и рассказывают о них.

I команда.

Про антонимы

Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях А.С. Пушкина встречаются антонимы.

День – 1163 раза,

друг – 788 раз,

любить – 614 раз,

веселый – 196 раз,

свет – 131 раз,

правда – 191 раз,

добрый – 277 раз,

ночь – 546 раз,

враг – 153 раза,

ненавидеть – 32 раза,

грустный – 46 раз,

тьма – 87 раз,

ложь – 13 раз,

злой – 113 раз.

На основании этих данных можно судить о том, что в творчестве А.С. Пушкина преобладает вера в светлое, радостное, позитивное начало в человеке.

II команда.

  1. «Ветвистое» слово

В языке часто от одного значения слова ответвляется другое, третье, и так до нескольких десятков. Получается целое дерево – многозначное слово. К примеру, на стволе слова «идти» - 26 ветвей-значений, слова «стоять» - 17, слова «переводить» - 14.

Как же мы догадываемся о значении слова? Помогают слова – «соседи» в предложении или обстановка, где происходит действие. «Я не видел и хвоста очереди». Что за хвост? Помогает слово «очередь»: хвост – это ее конец. Слово «колокольчик» (маленький колокол) сочетается со словом «звонить», а «колокольчик» (цветок) – со словом «рвать», но не со словом «звонить». Вот вам и 2 значения одного слова, всем понятного.

X. Конкурс «Угадай-ка».

Учитель: Как известно, на многозначности слов основаны загадки. Отгадайте загадки:

  1. Каким гребнем не расчешешь головы? (Петушиным).

  2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. (Хребет).

  3. По какой дороге не ездят автомобили? (По железной дороге).

  4. Какая нить дает свет? (Нить накаливания в лампочке).

  5. Какие зубы нужно обязательно править? (Зубы вилы).

  6. Какое кулинарное изделие «сделано» из песка? (Песочное печенье, песочный торт).

  7. Из какой крупы не сваришь кашу? (Из снежной).

  8. Какой рыбой моют стеклянную посуду? (Ершом).

  9. Какую посуду носят на голове? (Котелок).

  10. В каком органе для летания можно жить? (В крыле здания).

- А теперь задание: за одну минуту придумайте подобную загадку и загадайте ее своим соперникам.

XI. – И, наконец, последнее задание: «Театральный конкурс». Команды инсценируют лингвистическую сказку, посвященную разделу русского языка «Лексика».

I команда.

Колода

Нет, не может понять Скрипку Колода.

- Если б у меня был такой мягкий, такой красивый футляр, я бы его ни на какие смычки не променяла бы. И что в этом Смычке Скрипка находит? Только и знает, что пилит её, а она ещё радуется, веселится! Если б меня так пилили…

Пожалуй, колода права: если б пилили её, все выглядело бы совсем иначе

(Ф. Кривин).

- Какое слово обыграно в миниатюре?

2) Какое лексическое явление можно найти в этих строчках?

а) Он купил ириску,

Решил её не есть.

Но как не есть ириску,

Когда ириска есть.

А. Барто.

б) Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка.

Я. Козловский.


I команда.

- На чём основана игра слов в стихотворении?


«Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним большая перемена!

Б. Заходер.


II команда.

Прыгают козлы


Облака уже красны,

Смотрят сосны:

Лихо прыгают козлы

Через козлы.


Крикнул филин:

- Я сего

Не одобрил дела.

Ну-ка марш, козлы, в село!

Солнце село.


Учитель: Как богат и разнообразен, как интересен русский язык! Это настоящая ценность нашего народа. Не случайно во всём мире люди изучают его, читают произведения русских писателей, интересуются русской культурой.


Ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!


Ученица: Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!


XII. Итог КВНа. Жюри объявляет выигравшую команду, награждает лучших игроков.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!