СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературное чтение И.Крылов «Стрекоза и муравей». И.Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока + презентация

Просмотр содержимого документа
«Урок литературное чтение И.Крылов «Стрекоза и муравей». И.Хемницер «Стрекоза». Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи».»

Технологическая карта открытого урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов « Стрекоза и Муравей». И.И.Хемницер « Стрекоза». Л.Н.Толстой « Стрекоза и Муравьи»

Педагогическая цель

Обобщить знания о русских баснописцах; ориентироваться в понятиях «басня», « мораль», «баснописец», « олицетворение», содействовать развитию умения сравнивать басни разных авторов, выразительно читать текст басни.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результат

(предметные)

Понимают жанровые особенности и структуру басен, определяют мораль басни, сравнивать басни разных, ориентируются в литературоведческих понятия: « басня», «мораль», « баснописец», «олицетворение»,

« ирония».Имеют представление о сюжетах в произведениях разных баснописцев. Активизировать и расширять словарный запас учащихся.

Личностные результаты

Высказывать, аргументировать и подтверждать свое мнение, уважительно относиться к мнению одноклассников

Универсальные учебные действия

Познавательные :ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Регулятивные: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.

Основное содержание темы, понятия и термины

И.А.Крылов « Стрекоза и Муравей», И.Химницер « Стрекоза», Л.Н.Толстой « Стрекоза и муравьи». Басня, мораль, форма изложения басни. Понятия « мораль», « баснописец», «олицетворение», « ирония».

Оборудование

Портреты баснописцев И.Хемницер, Л.Толстой, И.Крылов; учебник Литературное чтение» Москва, Издательский дом « Вентана- Граф,2013г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности


Всем добрый день! За окном светлое и радостное утро и в классе тепло и уютно. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь. Желаю, чтоб к концу урока вы были в таком же хорошем настроении.

Учащиеся кивают головой


Дети берут друг друга за руки, улыбаются.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

II. Подготовка к основному этапу урока.


-Часто животным приписывают человеческие качества.

Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.

Лиса

грубость

Медведь

Хитрость

Осёл

жадный

Волк

беззащитность

Ягнёнок

упрямство

В каких случаях в животных мы узнаем определённых людей? К какому жанру относятся эти признаки: мораль, стихотворная форма, краткость, ирония?

- Какова наша тема урока?

-Попробуйте объяснить: что такое басня?

Доска объявлений» (слайд)

Перед вами доска объявлений. Посмотрите внимательно, прочитайте объявления. Подумайте, кто из героев басен мог дать такое объявление.


Речевая разминка

Речевые упражнения ( текст на слайде)

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.


Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных

порхают стрекозы.


Проблемный вопрос

Каким образом могут быть связаны Стрекоза и Муравей?

-Мы прочитает три басни со сходным сюжетом .В басне каждый автор показал этих животных по- разному, А почему сразу с тремя?заполнять таблицу.

Проблема: какие качества осуждает баснописец?

Учащиеся отвечают на вопросы, Высказывают сои предположения, Предлагают свою формулировку целей, составляют план действий.
















Читают двустишия разными способами чтения. (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).






Регулятивные УУД: определяют цель и планируют деятельность на уроке совместно с учителем.

Познавательные УУД: сознательно строить речевые высказывания, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: вести диалог, высказывать сою точку зрения, находить общее решение.

III. Этап первичного чтения текста

Включает аудиозапись басни.

Организует беседу по прочитанному:

Словарная работа

Как вы понимаете выражения:

Лето красное -…

Помертвело поле - …

Зима катит в глаза - …

В мягких муравах - …

Тоской удручена -

-Что произошло со стрекозой? Почему?

-Как повел себя муравей? Во всем ли он прав?

-Радужная или мрачная картина возникает? Почему?

-За что злится на стрекозу автор?

(за беспечность, легкомыслие)

-Перечитайте диалог стрекозы и муравья.

-Как автор их называет?

(кумушка, голубчик

-Почему у автора меняется настроение?

(жалеет стрекозу, дает ей надежду)

-Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная).

-А муравей? Какой он?

-Чему учит эта басня?

(Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться).

Запишите в тетрадь мораль этой басни.

Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу.

Словарная работа: --Как вы понимаете выражения?

В крайности-…

Ссудить-…

не взыщи-…

поди свищи-…

Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза».

Организует беседу по прочитанному:

-Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова?

-Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая).

-А какой муравей?

-Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы?

(жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки).

- Чему учит эта басня?

(учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку).

Физминутка.

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей. (шаг на месте)

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.(наклоны влево-вправо)

Лишь снежок запорошит (руки вверх)

Стрекоза к нему спешит.(бег на месте)

Ты, кума, не торопись, (прыжки на месте)

А за дело - ка возьмись. (руки в стороны)

1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.    

( затем вдох-выдох)

Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи».

Проводит беседу по прочитанному.

В какой форме дана басня: в стихотворной или прозаической? Докажите.

Представьте, что вы художники – иллюстраторы. Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к моменту разговора Стрекозы и муравья? Чтобы изобразили на первом плане? На втором плане?

Иллюстрации одного из художников вы сейчас увидите в сопровождении аудиозаписи.

Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей» и прослушивание аудиозаписи басни в исполнении И. Ильинского.

В чём заключается мораль каждой из басен? Чем они отличаются?

Какой герой вам больше симпатичен? Почему

- А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная).

-А какие муравьи?

-Чему учит эта басня?

(учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным).

Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев.

Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания.

- Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили?

Подводит к определению «бродячего» сюжета.

«Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время.

Слушают.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.


Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела)

Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет)

Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило.

Записывают в тетрадь мораль басни.

Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.








Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.



Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев.

Предметные результаты: осознанно читают, объясняют понятия.

Познавательные УУД: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются в содержании текста; строят рассуждения; высказывают предположения.

Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формами речи.

Личностные результаты: эмоционально воспринимают басню.

Предметные результаты: выразительно читают, объясняют понятия.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости.

Личностные результаты: эмоционально воспринимают басни.

Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, пользуются словарями.

Коммуникативные УУД: принимают участие в работе группами; высказывают свою точку зрения; слушают других

IV. Перенесение знаний в новые условия.

- Предлагаю вам примерить на себя роль актёра театра.

Инсценировка басен И.Хемницера

« Стрекоза», Л.Н.Толстой, « Стрекоза и муравьи».

Распределяют роли инсценировка басен.

Предметные результаты: инсценируют басни.

Коммуникативные УУД: определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Организуется работа с таблицей

-Сравните басни И. Хемницера, И.Крылова, Л.Толстого, используя таблицу.


Заполнение таблицы в группах, сравнение басен по заданным критериям.

Познавательные УУД: осуществляют анализ, сравнение.

Коммуникативные УУД: принимают другое мнение и позицию.

VI. Рефлексия.

Предлагается оценить свою работу символом:

«!»- всё получилось

«+» -доволен своей работой, но не всё получилось

«?»-ещё не всё получилось

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы, результат своей деятельности.

VII. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание. Задание по выбору: чтение басни наизусть) ; чтение любой басни по ролям; инсценировка басни.


Записывают задание в дневник

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!