II. Подготовка к основному этапу урока. | -Часто животным приписывают человеческие качества. Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще. Лиса | грубость | Медведь | Хитрость | Осёл | жадный | Волк | беззащитность | Ягнёнок | упрямство | В каких случаях в животных мы узнаем определённых людей? К какому жанру относятся эти признаки: мораль, стихотворная форма, краткость, ирония? - Какова наша тема урока? -Попробуйте объяснить: что такое басня? Доска объявлений» (слайд) Перед вами доска объявлений. Посмотрите внимательно, прочитайте объявления. Подумайте, кто из героев басен мог дать такое объявление. Речевая разминка Речевые упражнения ( текст на слайде) Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. | | Проблемный вопрос Каким образом могут быть связаны Стрекоза и Муравей? -Мы прочитает три басни со сходным сюжетом .В басне каждый автор показал этих животных по- разному, А почему сразу с тремя?заполнять таблицу. Проблема: какие качества осуждает баснописец? | Учащиеся отвечают на вопросы, Высказывают сои предположения, Предлагают свою формулировку целей, составляют план действий. Читают двустишия разными способами чтения. (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). | Регулятивные УУД: определяют цель и планируют деятельность на уроке совместно с учителем. Познавательные УУД: сознательно строить речевые высказывания, сравнивать, делать выводы. Коммуникативные УУД: вести диалог, высказывать сою точку зрения, находить общее решение. |
III. Этап первичного чтения текста | Включает аудиозапись басни. Организует беседу по прочитанному: Словарная работа Как вы понимаете выражения: Лето красное -… Помертвело поле - … Зима катит в глаза - … В мягких муравах - … Тоской удручена - -Что произошло со стрекозой? Почему? -Как повел себя муравей? Во всем ли он прав? -Радужная или мрачная картина возникает? Почему? -За что злится на стрекозу автор? (за беспечность, легкомыслие) -Перечитайте диалог стрекозы и муравья. -Как автор их называет? (кумушка, голубчик -Почему у автора меняется настроение? (жалеет стрекозу, дает ей надежду) -Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная). -А муравей? Какой он? -Чему учит эта басня? (Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться). Запишите в тетрадь мораль этой басни. Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. Словарная работа: --Как вы понимаете выражения? В крайности-… Ссудить-… не взыщи-… поди свищи-… Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза». Организует беседу по прочитанному: -Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова? -Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая). -А какой муравей? -Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы? (жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки). - Чему учит эта басня? (учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку). Физминутка. Нёс однажды Муравей Две травинки для дверей. (шаг на месте) На полянке под кустом Муравьишка строит дом.(наклоны влево-вправо) Лишь снежок запорошит (руки вверх) Стрекоза к нему спешит.(бег на месте) Ты, кума, не торопись, (прыжки на месте) А за дело - ка возьмись. (руки в стороны) 1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать. ( затем вдох-выдох) Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Проводит беседу по прочитанному. В какой форме дана басня: в стихотворной или прозаической? Докажите. Представьте, что вы художники – иллюстраторы. Какую бы иллюстрацию вы нарисовали к моменту разговора Стрекозы и муравья? Чтобы изобразили на первом плане? На втором плане? Иллюстрации одного из художников вы сейчас увидите в сопровождении аудиозаписи. Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей» и прослушивание аудиозаписи басни в исполнении И. Ильинского. В чём заключается мораль каждой из басен? Чем они отличаются? Какой герой вам больше симпатичен? Почему - А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная). -А какие муравьи? -Чему учит эта басня? (учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев. Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания. - Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили? Подводит к определению «бродячего» сюжета. «Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время. | Слушают. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела) Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет) Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило. Записывают в тетрадь мораль басни. Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне. Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы. Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев. | Предметные результаты: осознанно читают, объясняют понятия. Познавательные УУД: применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентируются в содержании текста; строят рассуждения; высказывают предположения. Коммуникативные УУД: владеют монологической и диалогической формами речи. Личностные результаты: эмоционально воспринимают басню. Предметные результаты: выразительно читают, объясняют понятия. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости. Личностные результаты: эмоционально воспринимают басни. Познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, пользуются словарями. Коммуникативные УУД: принимают участие в работе группами; высказывают свою точку зрения; слушают других |